Первый слайд презентации: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 2: Методология психологии
1. «Общая психология» ( Общая теория психологии) “Кто пытается перескочить через эту проблему, перепрыгнуть через методологию, чтобы сразу строить ту или иную частную психологическую науку, тот неизбежно, желая сесть на коня, перепрыгивает через него” (Выготский, 1982, с. 418). «Общая психология", по Выготскому, совокупность принципов и "опосредующих теорий", "критики" психологии. 2. «Теоретическая психология». Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Факты - Теории - Теория теорий. 3. Философская психология или философия психологии. Используется в западной психологии.
Слайд 3
Аудиторных часов 28 Лекции / семинарские занятия 14 / 14 Всего часов 56 Формы контроля Тесты знаний Экзамен Консультации см. расписание на стенде кафедры общей психологии Преподаватель Колесников В.Н. email copp @ hkspu. karelia. ru
Слайд 4
Из государственного образовательного стандарта специальности 020400 «Психология ОПД.Ф.10 Методологические основы психологии 60 часов Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.
Слайд 5: Цитаты
«Нельзя ничего построить без умения строить, т.е. без знания метода построения». Из статьи по методологии науки «Не решив общих вопросов, нельзя решать частные». Приписывается В.И.Ленину «Философско- методологические представления – важная составляющая часть интеллектуальной культуры специалиста». Философия и методология науки. Учебник для аспирантов
Слайд 6: Тема : Методология науки
1. Понятие методологии. Методология науки. 2. Формы, уровни и функции методологии 3. Методология психологии 4. Методологические проблемы психологии 5. Наука и научная рациональность.
Слайд 7: Основные «методологические» понятия
“Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе” [Словарь,1983, с.365]. “Метод (от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание)- способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. [Энциклопедия,1994, с.266]. Методика - конкретная специальная процедура добывания эмпирических данных.
Слайд 8: Методология науки
Методология науки - теория научного познания, она является той частью гносеологии, которая исследует методы и формы научного познания. В том числе методология задает некоторые общие представления о реальности, т.е. имеет тесную связь с мировозрением, представлениями о человеке и его природе, сущностных характеристиках, окружающем мире, его познаваемости. Методология определяет способы достижения и построения знания ( как изучать, принципы и предписания, регуляторы деятельности исследователя.)
Слайд 9
Определения Учение о путях познавательной деятельности. Рефлексия науки, ее самосознание Наука, которая обосновывает применение методов познания и преобразования действительности Основная функция Определение общих принципов эффективной познавательной деятельности
Слайд 10: Методология науки: составляющие
Учение об исходных принципах познания. (Философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания). Учение о приемах и способах познания Общие стороны частных методов познания, составляющие общую методику исследования ( технические средства исследования)
Слайд 11: Методологический анализ
Методологический анализ ( в науке) – особая форма рефлексии, самосознания науки включающая в себя: анализ предпосылок и оснований научного познания (философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.
Слайд 12: Методологический аппарат
особая система понятий, которая используется для методологического анализа. подход, метод, методический прием, парадигма, объяснительный принцип, индуктивный, рациональность и др. … методология, т.е. система посредствующих, конкретных, примененных к масштабу данной науки понятий " ( Выготский, 1982, c. 419).
Слайд 13: Методологический анализ применительно к конкретной науке : ответы на вопросы
о предмете науки, основных методах, о строении ее концептуального аппарата, анализ объяснительных принципов, анализ связи с другими науками, критическая оценка полученных результатов, общая уценка уровня и перспектив развития и ряд др. вопросов.
Слайд 14: Уровни методологии
Философский Гносеология (философская теория познания), представления о научном познании, разрабатываемые в рамках философских школ. Философия науки Общенаучный Синтез частнонаучного знания и философского знания. Методология науки Частнонаучный Синтез общенаучной методологии и системы знаний соответствующей частной науки Методология психологии Конкретных методов и методик Конкретизация методологических принципов (метода науки) Дисциплины, разрабатывающие конкретные методы и методики
Слайд 16
Философский уровень Основа, на которой базируется деятельность. Она определяет исходные позиции по отношению к действительности. Гуманистическая психология – человек изначально добр, или по крайней мере нейтрален по отношению к другим и действительности. Психоанализ – человек, существо находящееся во власти разрушительных инстинктов, действие которых надо ограничивать. Общенаучный уровень Универсальные принципы, средства, формы научного познания, применимые к широкому кругу наук. Концепция системного научного анализа (Ганзен В.А.– системные описания в психологии), Кибернетические принципы описания сложных систем ( обучение – как процесс управления – Якунин В.А.), Общие способы построения исследования, в частности, общие проблемы построения эксперимента, Методы, общие для ряда наук ( наблюдение, эксперимент).
Слайд 17: Конкретная научная методология
Разработка принципов, норм, средств и приемов научного познания в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки. Осуществляется в рамках научных школ, направлений, которые определяют свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. Ψ Ψ Ψ Ψ Ψ Ψ
Слайд 18: Методология и предмет(объект) науки
Методология психологии как науки тесно связана с тем как понимается объект изучение, что принимается в качестве основного предмета изучения во всем многообразии проявлений психики. Методология ассоцианизма (психология сознания) связана с методом интроспекции. Бихевиоризм – в основе методологии – представление о человеке (психике) как о черном ящике. Предмет психологии – поведение (реакции на стимулы). Основной метод – метод естественных наук – объективный метод (наблюдение, эксперимент) Методология фрейдизма исходит из представлений о человеке как иррациональном существе, находящемся во власти инстинктов. Предмет психологии – сфера бессознательного как основной источник поведения. Методы – ассоциативный, анализ сновидений, изучение продукции бессознательного- оговорки, описки.
Слайд 19: Специфика проблем методологии психологии
Определяется спецификой объекта психологии как науки, которая, в свою очередь, определяет возможности и особенности методов по изучению психики, как и специфику психологических знаний. Проблема предмета психологии (центральная для психологии). Проблема закона в психологии. Психофизиологическая проблема (классическая методологическая проблема). Проблема метода т.е. способа (способов) изучения психических явлений. Проблема объяснения в психологии. Проблема соотнесения знаний сосуществующих в рамках различных подходов. Проблема интеграции психологического знания. (Подробнее о методологических проблемах психологии в учебнике Мазилова ( а также у Ломова Б.Ф. «Методологические и теоретические … )
Слайд 20: Формальная и содержательная методология
Методология Предмет Решаемые проблемы Представители формальная язык и логика научного знания Анализ обоснований научного знания. Позитивизм и неопозитивизм (Конт, Милль, Карнап, Витгенштейн) содержательная зарождение нового знания и его рост Анализ историко-логических процессов развития научного знания. Постпозитивизм (Поппер, Кун, Фейерабенд).
Слайд 21: Основные формы методологии : дескриптивная и нормативная
Дескриптивная методология - история становления научного знания, поучительная прецедентами, аналогиями, стереотипами познавательных актов (то есть это поучительные историко-научные “сказки”). Первичный и “слабый” уровень рефлексии или самосознания той или иной науки. Нормативная методология - явное учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Феномен явного самосознания науки, явная рефлексия. Неявная методология ( “протометодология”) - индивидуальный познавательный опыт исследователя, которым он руководствуется интуитивно в процессе познавательной деятельности, но не осознает внутренние подсознательные принципы, подходы, которые “ведут” его по тому или иному познавательному пути.
Слайд 23: Место методологии психологии в структуре научного знания
Философия и методология науки Методология психологии (теория психологических теорий) Конкретно-научные (предметные) знания
Слайд 24: Методологическое знание в структуре психологического знания
Три вида психологического знания: «предметное» - знание о психических процессах и индивидуальных особенностях. два уровня предметного знания : уровень феноменологии уровень теории. «методологическое» - знание о самом процессе психологического исследования, о том, как получается, фиксируется и совершенствуется предметное знание о психике «историческое», знание, в котором отражается закономерная последовательность развития первых двух видов знания и которое помогает понять общее состояние психологии на каждый конкретный период времени ( Роговин, Залевский, 1988, c.8).
Слайд 25
Методологический уровень является в значительной степени определяющим по отношению и к феноменологическому, и к теоретическому. Методология: раскрывает, как будет пониматься и трактоваться предмет психологии (а, следовательно, реально определяет диапазон пространств психической реальности), определяет возможности изучения того или иного явления, - определяет метод, каким будет исследоваться психическое, утверждает приемлемые в науке в настоящий момент способы объяснения.
Слайд 26: Функции методологии (по Вачкову И.)
Название Комментарий Пример обеспечивает четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) со стороны как содержания, так и формы вопрос, требующий решения формулируется на основе определенных принципов и методологических норм Постановка проблемы: «Какую часть души занимает божественный дух?» осуществляет мировоззренческую (научную) интерпретацию результатов науки. Позволяет объяснять новые факты и включать новое знание в систему уже известных знаний. Объяснение «чтения» мыслей (паранормальное явление) как свойство, присущее редким индивидам, с особо низким порогом восприятия, что позволяет оставаться в рамках прежней научной методологии. Можно также отрицать их существование для науки позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики ученые, стоящие на разных методологических основаниях, видят перспективы психологии различным образом. Поведенческие психологи видят в будущем психологию как экспериментальную науку(в рамках естественно научной парадигмы), Экзистенциальные психологи: психология должна становиться все более гуманитарной («рефилософизации» психологии). стимулирует процесс развития науки и практики. Определение методологических норм и принципов позволяет лучше понимать, что уже известно, а что нет, «раздвигает шторы» для лучшего видения возможностей» Развитие идей гуманистической психологии в России дает определенные средства для решения поставленных задач каждый методологический подход (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология) подразумевает использование его адептами особых специфических средств и методов. Психоанализ как «глобальная методология» предлагает свои средства и для изучения психики, и для воздействия на нее — интерпретацию (архетипы коллективного бессознательного и т.п) позволяет описать и оценить саму деятельность и выработать рекомендации и правила ее осуществления Анализ самой структуры деятельности (например, познавательной), включающей мотивацию, цели, задачи, действия, средства и методы, оценку результатов Анализ взаимодействия психолога с клиентом в процессе когнитивной психотерапии.
Слайд 27: Понятие о науке и научной рациональности
Наука как элемент духовной культуры характеризуется следующими взаимосвязанными признаками: 1. совокупностью объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе, 2. деятельностью, направленной на получение новых знаний, 3. совокупностью социальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие знания и познания.
Слайд 28: Основные признаки научных знаний
Объективная истинность (отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, пристрастий и прихоти познающего субъекта). Логическая обоснованность (включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов). Системность – важнейшие формы систематизации – доказательство, классификация, аксиоматизация. Установка на эссенциальность - познание сущности изучаемых явлений. Открытие глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира, формулирование законов науки, фиксирующих эти связи, создание научных теорий. Опережающее отражение действительности. Знания законов позволяет осуществлять прогнозирование и планирование в практической деятельности. Наличие специфического языка науки. Использование терминологии.
Слайд 29: Научная рациональность и ее типы
Различают истинность и научную рациональность. Истина – соответствие знаний тому, о чем оно сообщает, адекватность описания предмету, который им зафиксирован. Научная рациональность – тоже соответствие теоретических построений, но уже не объекту, который теорией отражен, а тем средствам познания, нормам и идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине. Критерии рациональности – логические законы и правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач и т.д. Каждая эпоха в развитии науки характеризуется своим типом рациональности.
Последний слайд презентации: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ: Типы рациональности
Классическая рациональность. Полагается, что реальность изучается такой, какова она есть, безотносительно к исследователю. Неклассическая рациональность. Научное изучение реальности предполагает учет используемых средств (приборов, систем отсчета, способов описания и обоснования.) Объект исследуется на основе более разнообразных связей с внешним миром, который представлен средствами изучения. Постнеклассическая рациональность. Предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными ценностями и целями. Этот тип рациональности свойственен для сложных, саморазвивающихся систем, в которые в качестве компонента включен сам человек (пример – философские системы). Каждый из этих уровней рефлексии коррелирует с особенностями исследуемых объектов.