Слайд 2
§ 6 – читать, выделять главное, запоминать, учить термины ПРЕЗЕНТАЦИЯ – просмотреть, вспомнить что и как было на уроке ПИСЬМЕННО: Объясните смысл высказывания Напиши – согласен ты или нет с мнением автора? Аргументируй – почему? Домашнее задание
Объекты материальной культуры Объекты духовной (нематериальной) культуры свой пример свой пример Театр Тетрадь Стихи Приветствие Медаль Карета Дуэль Карнавал Колесо Крещение Джинсы Закон Магия Теория Диван Олимпийские игры Здание Телефон Песня Посуда Гостеприимство
Слайд 6: Мораль
(лат. moralis — нравственный) - совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.
Слайд 7: Мораль
МОРАЛЬ Связана со всеми сферами общественной жизни Явление культурно-историческое Предмет изучения этики Форма общественного сознания Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
Слайд 9
ТАБУ (от полинезийского слова, означает - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).
Слайд 10
Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Слайд 11
Традиция (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени;
Слайд 12: Мораль
ЗАДАЧИ МОРАЛИ Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной направленности Оценивать Регулировать Воспитывать
Слайд 13
Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию Формирует нравственный облик личности Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей. РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА МОРАЛЬ
Слайд 14: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ
теологическая (дарована Богом, в декалоге -10 заповедях) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой) социологическая (мораль связана с историческим развитием общества) культурологическая (элемент культуры, регулирующий поведение человека)
Слайд 15
«Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам» - древнеассирийское поучение ( VII в. до н.э.) Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Будда гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». «Золотое правило морали» ( 1 тыс. до н.э.)
Слайд 16
Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Категорический императив Канта: «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» «Золотое правило морали» ( 1 тыс. до н.э.)
Слайд 17
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ Устанавливают границу (меру возможного), помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки Оценивают поступки с помощью особых моральных понятий- категорий Мораль
Слайд 18: Мораль
Категории (общие понятия) морали добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др.
Слайд 19: ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность
Соотношение морали и этики Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни Этика Мораль ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал этику как особую науку о нравственных качествах личности. Этика исследует природу, внутреннюю структуру, происхождение и историческое развитие морали, ее место в системе других социальных институтов
Слайд 20: Мораль
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Соотношение морали и нравственности Мораль = нравственность Мораль = нравственность мораль нравственность Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий
Слайд 21
Моральные требования и представления Правила (нормы поведения) Моральные качества Нравственные принципы Морально-психологические механизмы Высшие моральные ценнности Позитивные – «уважай старших» и негативные – (не убий», «не лги» доброжела-тельный, справедли-вый, мудрый и т.д. коллективизм-индивидуализм, эгоизм-альтруизм и т.д. долг, совесть, стыд, честь смысл жизни, свобода, счастье, справедли-вость Главная особенность морали – ее ВСЕОХВАТНОСТЬ. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных и др. отношениях
Слайд 22
ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ. Принцип Сущность принципа Гуманизм Моральная автономия личности Альтруизм Патриотизм. Толерантность Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам,, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей А Б В Г Д 1 2 3 4 5
Слайд 23
ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ. Принцип Сущность принципа Гуманизм Моральная автономия личности Альтруизм Патриотизм. Толерантность Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам,, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности В А Г Д Б 1 2 3 4 5
Слайд 24
Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек! Источник обязательности моральных норм – ? Булат Окуджава
Слайд 25
Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек! Источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества Булат Окуджава
Слайд 26
В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Слайд 27
В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Слайд 28
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский.