Слайд 3: Морфологический разбор слова
Стол – сущ., неодушевлённое, м.р., ед. ч., И. п., 2 скл., нарицательное.
Слайд 4: 6 задание ЕГЭ
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Л юбимые ПРОФЕССОРА НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил В ДВУХСТАХ метрах Н а ИХ территории ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Слайд 5: Образование множественного числа:
Ы – И А – Я инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
Слайд 7: Слова с нулевым окончанием
Обувь и одежда, надеваемая на ноги: Ч улки (пара чулок). Сапоги (пара сапог). Б отинки (пара ботинок). Сандалии (пара сандалий). Т уфли (пара туфель).
Слайд 8: Слова с окончанием ов (или ев )
Н оски (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги.
Слайд 9
Ф рукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров
Слайд 10
Меры веса, длины: центнеров, метров, килограммов. НО: 220 вольт, 5 ампер.
Слайд 12
ОВ, ЕВ НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов; много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр ( гренадер ), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий
Слайд 13
В оенные: Г усары (нет гусар). Партизаны (много партизан). С олдаты (много солдат).
Слайд 14
Н ациональности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган).
Слайд 15
С лова на - ня, - ля : яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель).
Слайд 16
С лова на - ца : блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец).
Слайд 18
Д ругие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек ), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг).
Слайд 19: Склонение нарицательных существительных
И здательство Никиты Струве. Зачитываться Дюма. П оэзия Шевченко.
Слайд 20: Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие). Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Слайд 21: Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие). Правильно: красивее, лучше, хуже.
Слайд 23: Склонение числительных
Порядковые Первый, второй. Количественные Один, два.
Слайд 24: В составных числительных
В порядковых: только последнее слово Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого В количественных: все слова Восьмистам пятидесяти шести
Слайд 25
В тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, восьмьюдесятью ( восемьюдесятью ), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью
Слайд 26: Употребление числительных оба, обе:
Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.
Слайд 27
Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами. Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.
Слайд 28: Местоимения
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний ; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников. Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди него (неё), среди них; сколько книг, скольких учеников
Слайд 30: Глаголы
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Слайд 31: Частые ошибки
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
Слайд 32
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие). Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не - ся, а - сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
Слайд 33
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
Слайд 34
Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул и др. подобные. Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок под дождем, намок.
Слайд 35
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются). Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Слайд 36
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-). Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку ( искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав.
Слайд 37: Наречия
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие). Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
Слайд 38
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие). Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее