Налоговая система и налогообложение — презентация
logo
Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Тема 1. Экономическое содержание налогов и основы их построения
  • ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГА
  • Отличие налога от сбора
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
  • Принципы налогообложения
  • Тема 2. Налоговая система России
  • Современная налоговая система РФ
  • Налоговая система и налогообложение
  • ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
  • Тема 3. Налоговая политика
  • ТИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
  • Налоговая система и налогообложение
  • Тема 4. Налоговое администрирование: сущность, цель, задачи
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговый контроль
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Налоговая система и налогообложение
  • Отрасли права, регулирующие налоговую ответственность
  • Законодательством определены следующие общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ( ст. 108 НК РФ) :
  • ВИДЫ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • Налоговая система и налогообложение
1/29

Первый слайд презентации: Налоговая система и налогообложение

Изображение слайда

Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (п.1 ст. 8 НК РФ) Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий ). (п.2 ст.8 НК РФ)

Изображение слайда

обязательность — каждое лицо-налогоплательщик, должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; индивидуальная безвозмездность  — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага; уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых налоговых зачетов; финансовое обеспечение деятельности государства  — налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов; общие условия установления налогов и сборов  — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Изображение слайда

Обязанность п о уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения. А при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. По сути цель взыскания пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без чистого дохода.

Изображение слайда

Слайд 5

Характеристика элементов налога Существенные или обязательные элементы 1. Налогоплательщики и плательщики сборов Организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. К иным категориям налогоплательщиков относятся обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства), самостоятельно реализующие товары и услуги, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц. 2. Объект налогообложения Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. 3. Налоговая база Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями — объем реализованных услуг, а с физическими показателями — объем добытого сырья. 4. Налоговый период Срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. 5. Налоговая ставка Представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Факультативные элементы -элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др. Налоговые льготы Предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Дополнительные элементы - не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. Предмет налога Обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объектом же налога является право собственности на землю. Масштаб налога Установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога — мощность двигателя. Единица налога Единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при исчислении транспортного налога — лошадиная сила. Источник налога Резерв, используемый для уплаты налога. Существует два источника — доход и капитал налогоплательщикаю Налоговый оклад Сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу.

Изображение слайда

Слайд 6

Способы уплаты налогов уплата налога по декларации  — на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение об его уплате уплата налога у источника дохода  — момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ кадастровый способ уплаты налога  — налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока — к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры уплата налога в момент расходования доходов  — характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке

Изображение слайда

Слайд 7: ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. С помощью налогов государство решает как экономические, так и социальные задачи. Налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов: Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно- управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Социальная функция  — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Регулирующая функция  — посредством налоговых механизмов выполняет задачи налоговой политики государства, позволяет влиять на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей; дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.; воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов. Контрольная функция  — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах, а также определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Изображение слайда

Слайд 8: Принципы налогообложения

Фундаментальные принципы : 1) всеобщность и равенство налогообложения; 2) принцип недискриминации налогоплательщиков; 3) экономический приоритет; 4) презумпция правоты собственника; 5) принцип ясности и доступности. Экономические принципы: впервые были сформулированы А. Смитом: 1) принцип справедливости; 2) принцип соразмерности; 3) принцип учета интересов налогоплательщиков; 4) принцип экономичности. Организационные принципы: положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов: 1) единство налоговой системы; 2) подвижность налогообложения; 3) стабильность налоговой системы; 4) множественность налогов; 5) исчерпывающий перечень налогов Юридические принципы: это общие и специальные принципы налогового права: 1) нейтральности (равного налогового бремени; 2) установления налогов законами; 3) приоритета налогового закона над неналоговым; 4) отрицания обратной силы налогового закона; 5) наличия в законе существенных элементов налога; 6) сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

Изображение слайда

Слайд 9: Тема 2. Налоговая система России

Налоговая система - это: совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны; система методов и принципов налогообложения; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов; 4) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы.

Изображение слайда

Слайд 10: Современная налоговая система РФ

Все налоги и сборы РФ Федеральные Региональные Местные 1 ) Налог на добавленную стоимость      2) Акцизы      3) Налог на доходы физических лиц      4) Налог на прибыль организаций      5) Налог на добычу полезных ископаемых 6) Водный налог      7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов      8) Государственная пошлина 1) Налог на имущество организаций 2) Налог на игорный бизнес 3) Транспортный налог 1) Земельный налог 2) Налог на имущество физических лиц Специальные налоговые режимы 1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 2) Упрощенная система налогообложения 3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 5) Патентная система налогообложения

Изображение слайда

Слайд 11

Классификация налогов по способу взимания Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с фактически полученного дохода. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг и не зависят от конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (примеры косвенных налогов: НДС, акцизы). по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории РФ. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ. Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают конкретный бюджет. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству (например, налог на прибыль организаций, НДФЛ и др.). по целевой направленности введения налога Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом. Целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. в зависимости от субъекта-налогоплательщика Налоги, взимаемые с физических лиц; Налоги, взимаемые с организаций Смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами. По степени обложения прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество физических лиц; пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.); регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, налог на игорный бизнес).

Изображение слайда

Слайд 12: ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

принцип единства - Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; принцип подвижности (эластичности) - налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства; принцип стабильности - налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке; принцип множественности налогов - включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам; принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - е диное экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Изображение слайда

Слайд 13: Тема 3. Налоговая политика

Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределении финансовых ресурсов. Налоговая политика подчиняется решению социально-экономических проблем, особенно для каждого этапа развития общества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на историческое развитие. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. Цели налоговой политики: · фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов; · экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства; · социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП; · стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики; · экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций; · контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы; · международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами. Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы.

Изображение слайда

Слайд 14: ТИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Первый тип— политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов. Подобная налоговая политика проводится государством в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Второй тип —политика оптимальных налогов. Она способствует экономическому развитию, обеспечивает благоприятный климат для развития предпринимательства и малого бизнеса. Однако данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, следовательно, к свертыванию социальных программ. Цель такой политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Подобная политика проводится в период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Третий тип — налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

Изображение слайда

Слайд 15

Субъект налоговой политики — государство. Объект налоговой политики — налогообложение. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику: Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы. Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, -введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот. Результативность налоговой политики зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. К таким принципам относятся: • обеспечение единства налоговой политики и налоговой системы; • конституционность актов налогового законодательства; • регулятивность (гибкость) налоговых платежей; • самостоятельность местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжений своими бюджетными средствами; • равенство прав (равный подход ко всем налогоплательщикам); • эффективность и справедливость взимания налога.

Изображение слайда

Слайд 16: Тема 4. Налоговое администрирование: сущность, цель, задачи

Налоговое администрирование — это динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики. Его можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. Целью налогового администрирования является достижение оптимального соотношения фискальной и распределительной функций налогов в налоговой системе страны при минимальных затратах на его осуществление. Задачами налогового администрирования на макроуровне являются: анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития; оценка отклонения фактических значений макропоказателей от прогнозируемых и выявление их причин; концептуальная и детальная разработка налогового за­конодательства. Задачами налогового администрирования на микроуровне являются: ввод в действие принимаемых налоговых законов; обеспечение повседневной деятельности налоговых орга­нов по мобилизации налогов и сборов; разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов. Система налогового администрирования, как и любая система управления, состоит из субъекта управления — организационно-правовой системы административных органов с их правами и обязанностями по отношению к объекту управления — налогоплательщикам. Предметом налогового администрирования являются налоговые отношения.

Изображение слайда

Слайд 17

Инструменты налогового администрирования: - по способу приведения инструмента в действие (административные и экономические); - по способу воздействия инструмента на объект управления (прямые и косвенные); по области воздействия (общеэкономические и специфические). Методы и формы налогового администрирования Налоговое регулирование является связующим звеном между налоговым планированием и налоговым контролем. Системы налогового стимулирования (Изменение срока уплаты налога (предоставление налогового кредита, предоставление отсрочки или рассрочки), оптимизация налоговых ставок, система налоговых льгот, отмена авансовых платежей, уменьшение налоговых обязательств). • Система санкций (финансовые, административные, уголовные). • Налоговый контроль (регистрация и учет плательщиков, прием и обработка отчетности, учет поступления налогов и начисленных сумм, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки).

Изображение слайда

Слайд 18

Ст. 31 НК РФ «Права налоговых органов» требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных и исполнением ими законодательства о налогах и сборах; приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфин РФ; определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие – либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно – правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

Изображение слайда

Слайд 19

Ст. 32 НК РФ «Обязанности налоговых органов» соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчётности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; соблюдать налоговую тайну ; направлять налогоплательщику или налоговому органу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Изображение слайда

Слайд 20

Ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков» получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и других актов; получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством; получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит в соответствии с законодательством; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафов; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и по уплате налогов; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решения налоговых органов; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах; не выполнять неправомерные акты и требование налоговых органов, несоответствующие законодательству; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; требовать соблюдения налоговой тайны ; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков причиненных не законными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц.

Изображение слайда

Слайд 21

Ст. 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков» встать на учёт в налоговых органах; уплачивать законно установленные налоги ; вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчётность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте»; представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ; в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведённые расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; о реорганизации – в срок не позднее трёх дней со дня принятия такого решения.

Изображение слайда

Слайд 22: Налоговый контроль

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя: Наблюдение Прогнозирование, за подконтрольными планирование, учет и объектами анализ тенденций в налоговой сфере Принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых Выявление виновных и нарушений привлечение их к ответственности

Изображение слайда

Слайд 23

Формы налогового контроля налоговые проверки получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др. проверка данных учета и отчетности Налоговая проверка Цель контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов Субъект налоговые органы Объект совокупность финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков Базовый метод сравнение отчетных данных, представленных в налоговых декларациях, с фактическими показателями финансово-хозяйственной деятельности

Изображение слайда

Слайд 24

Виды налоговых проверок Камеральная налоговая проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и др. документов налогоплательщика. Она проводится уполномоченными должностными лицами без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Срок проведения камеральной налоговой проверки 3 месяца со дня представления налоговой декларации и необходимых документов. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы (перечень которых ограничен), подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года. Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Установлена продолжительность проверки — не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Изображение слайда

Слайд 25

Классификация налоговых проверок По месту проведения и объему проверяемой документации: Камеральные; Выездные По месту проведения: Сплошные; Выборочные По объему проверяемых вопросов: Комплексные; Выборочные; Целевые По целям проведения: Обычные; Контрольные По способу организации: Плановые; Внеплановые

Изображение слайда

Слайд 26: Отрасли права, регулирующие налоговую ответственность

Налоговая ответственность Налоговый кодекс РФ (при наличии признаков налоговых правонарушений) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) Уголовное законодательство РФ при наличии признаков преступления (УК РФ) Отрасли права, регулирующие налоговую ответственность Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения. Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Изображение слайда

Слайд 27: Законодательством определены следующие общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ( ст. 108 НК РФ) :

никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, а также повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения; привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени; лицо не виновно в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке; лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается на налоговые органы; неустранимые сомнения в виновности лица в совершении им налогового правонарушения толкуются в его пользу. Законодательство признает следующие обстоятельства, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения: совершение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств; если налогоплательщик - физическое лицо, находился в момент его совершения в состоянии, при котором не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (при предоставлении в налоговый орган соответствующих документов); исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом.

Изображение слайда

Слайд 28: ВИДЫ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ

Классификационный признак Виды нарушений В зависимости от направленности противоправных действий нарушения в системе налогов; нарушения против исполнения доходной части бюджетов; нарушения в системе гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; нарушения против контрольных функций налоговых органов; нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности; нарушения обязанностей по уплате налогов; нарушения прав и свобод налогоплательщика. В зависимости от субъекта ответственности за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов (для налогоплательщиков); за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц (для налоговых агентов); за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков (для банков) В зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия сокрытие или занижение объектов налогообложения; нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения; нарушение порядка сдачи документов в налоговый орган; нарушение порядка уплаты налога и др.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Налоговая система и налогообложение

Виды налоговой ответственности ШТРАФ за совершение налоговых правонарушений. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае — взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке ПЕНИ за несвоевременное перечисление налогов и сборов. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке

Изображение слайда

Похожие презентации