Первый слайд презентации: Навыки общения с пациентами, испытывающими зависимость от ПАВ и страдающими иными аддикциями
Кафедра психиатрии и наркологии института клинической медицины им. Н.В.Склифософского Сеченовский Университет Москва, Россия
Слайд 2: Основные принципы построения беседы
Ориентация на личность пациента, а не на болезнь Мотивация как состояние или этап, а не основная характеристика человека. Воздействие стиля терапевта на поведение клиента. Беседу следует вести с трезвым пациентом.
Слайд 3: Приемы беседы с пациентом
Обратная связь Избегание сопротивления Принятие ответственности Проявление эмпатия Внушение самоэффективности
Слайд 4: Обратная связь
Установить доверительный контакт. Говорите так, чтобы вас слушали. Активное (рефлексивное) слушание, при котором врач использует открытые вопросы, перефразирование, повторяет позы и жесты собеседника и др.; Обеспечить обратную связь, т.е. показать противоречия в высказываниях пациента. Постоянно проявлять эмпатию — то есть распознавать эмоции пациента и адекватно на них реагировать; Проявить эмпатию и заботу, и стараться избегать откровенной симпатии или критики. Стараться избегать брать на себя роль профессионального нарколога.
Слайд 5: ЭМПАТИЯ
Эмпатия определяется как понимание и проникновение в чувства другого человека
Слайд 7: ПРЕОДОЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
расположить к себе партнерские или дружеские отношения выразить уважение к поступку пациента привлечь близких лиц больного
Слайд 8
Избегать споров и конфронтации — заранее признается, что любые споры непродуктивны, так как они усиливают сопротивление; Не вызывать чувство сопротивления у пациента и обходить сопротивление собеседника; Доверительный тон беседы Не реагировать эмоционально, спокойное отношение к двойственной, неопределенной позиции пациента; Не высказывать своего несогласия; Никогда напрямую не соглашаться с человеком и не делать вид, что вы соглашаетесь. Задавать вопросы и избегать заявлений, избегать констатации неверности утверждений пациента; Не выносить оценочные суждения; Задавать вопросы в не угрожающей манере; Задавать открытые вопросы для развернутого ответа на поставленные вопросы
Слайд 9
Если утверждения пациента ошибочны, нужно просто показать ему их противоречивость, если и это не помогает, то нужно сменить тему; Выделять несоответствия в заявлениях таким образом, что не порождать чувство сопротивления у пациента, которому вы пытаетесь помочь. Обнаруживать и развивать противоречия во взглядах пациента, например между его жизненными целями и сегодняшним поведением и т.д.; Тем не менее, следует в конечном итоге, двигаясь в направлении сопротивления, преодолеть сопротивление пациента в признании себя больным и отказе от помощи нарколога.
Слайд 10: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Развить у пациента чувство ответственности за свои поступки, способность б рать на себя личную ответственность. Склонить пациента к принятию своего собственного решения - поддерживая, но не запугивая или умоляя. При этом не спешить, выждать время и дождаться спонтанной реакции, отводить пациенту достаточно времени на решение задачи Заставить поверить, что сам решил обратиться за помощью Решение должно исходить от пациента В диалоге большая часть времени дается пациенту
Слайд 11: Самоэффективность
Повысить чувство самоэффективности пациента, т.е. уверенности влиять на свое поведение. Самоэффективность понимается как попытка повысить сознание человека своей способности изменить положение вещей к лучшему Акцент на наличие у пациента его внутренних резервов для разрешения проблем и его личной ответственности за результат.
Слайд 12: Рекомендации и советы
Метод парафразы заключается в том, что психотерапевт формулирует другими словами то, что было сказано пациентом
Слайд 13
Мониторинг изменения мнения пациента Понимание не означает принятия иной точки зрения