Первый слайд презентации
Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология развития критического мышления ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 2
раскрытие способностей каждого ребёнка воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире приходит в школу « учить себя» учится сам добывать знания и пользоваться ими в жизни
Слайд 3
Критическое мышление способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям ; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Слайд 4
АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ Чарльз Темпл Джинни Стил Курт Мередит КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?
Слайд 5
критически относится к любым утверждениям не принимать ничего на веру без доказательств быть открытым новым идеям свобода выбора, ответственность за собственные решения критическое мышление
Слайд 6
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни создание атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире технология ЦЕЛЬ ИДЕЯ
Слайд 8
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.
Слайд 9
Фазы технологии развития критического мышления ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 10
Фазы технологии развития критического мышления актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом формируется личный интерес определяются цели рассмотрения той или иной темы Первая фаза ВЫЗОВ
Слайд 11
Фазы технологии развития критического мышления Содержание деятельности: задать вопрос; продемонстрировать неожиданные свойства предмета; рассказать об увиденном; создать ситуацию «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры ». Первая фаза ВЫЗОВ
Слайд 12
Фазы технологии развития критического мышления Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. 1 Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. «Правильных » или «неправильных» высказываний нет. 2 Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая ‒ услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. 3 Первая фаза ВЫЗОВ
Слайд 13
Фазы технологии развития критического мышления способствует выработке новых идей, которые часто являются продуктивными; способствует появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала; позволяет чувствовать себя комфортно. ОБМЕН МНЕНИЯМИ Первая фаза ВЫЗОВ
Слайд 14
Первая фаза Фазы технологии развития критического мышления ВЫЗОВ Любое мнение ценно!
Слайд 15
Фазы технологии развития критического мышления Приёмы : составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам; систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. Первая фаза ВЫЗОВ
Слайд 16
Фазы технологии развития критического мышления учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации обучающийся вступает в контакт с новой информацией осуществляется систематизация информации Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ происходит формирование собственной позиции
Слайд 17
Содержание деятельности: осуществление контакта с новой информацией; сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения ; Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 18
Содержание деятельности: обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы; стремление отследить процесс знакомства с новой информацией ; подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 20
Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ Метод активного чтения: маркировка с использованием значков « ˅ », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа ); ведение различных записей (дневники, бортовые журналы); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Слайд 21
Фазы технологии развития критического мышления Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ анализ собственных мыслительных операций происходит «присвоение» нового знания формирование на основе нового знания аргументированного представления об изучаемом
Слайд 22
Фазы технологии развития критического мышления Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ Содержание деятельности: прояснение смысла нового материала; построение дальнейшего маршрута обучения: понятно, непонятно, узнать больше, задать вопрос ; обмен мнениями.
Слайд 23
Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Слайд 26
Фазы технологии развития критического мышления Третья фаза Приёмы : заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация круглых столов, дискуссий; написание творческих работ. РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 27
Приёмы технологии развития критического мышления КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ») Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большое количество информации. Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии. графический приём систематизации материала ТЕМА СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ
Слайд 28
Приёмы технологии развития критического мышления Кластер («Гроздь») Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ СМЫСЛОВАЯ ЕДИНИЦА СМЫСЛОВАЯ ЕДИНИЦА слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации по теме
Слайд 29
Приёмы технологии развития критического мышления ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ В начале урока предлагаются высказывания. Учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Слайд 30
Приёмы технологии развития критического мышления ИНСЕРТ маркировка текста по мере его чтения И Н С Е Р Т - interactive ( самоактивизирующая ) - noting (напоминающая) - system (системная разметка) - effectivе (для эффективного) - reading (чтения) - thinking ( размышления) уже знал новое думал иначе не понятно есть вопросы
Слайд 31
Приёмы технологии развития критического мышления ИНСЕРТ уже знал думал иначе не понятно есть вопросы после прочтения текста заполняют таблицу; значки - заголовки граф таблицы; в таблицу кратко заносятся сведения из текста. новое
Слайд 32
Приёмы технологии развития критического мышления ВЫГЛЯДИТ, КАК… ЗВУЧИТ, КАК … На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове (понятии) «присвоение» понятий, терминов
Слайд 33
Приёмы технологии развития критического мышления ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются графы таблицы ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО информация, которая, носит позитивный характер информация, которая, носит негативный характер интересные и спорные факты
Слайд 34
Приёмы технологии развития критического мышления БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ приём обучающего письма, запись своих мыслей во время работы с текстом Что мне известно по данной теме? Что нового узнал из текста? Ключевые моменты заносят их в свой журнал. В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы, связывая изучаемую тему со своим видением мира и личным опытом. Учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.
Слайд 35
формирует умение работать с вопросами Приёмы технологии развития критического мышления ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ «толстые» «тонкие» Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? В чём различие…? Кто? Когда? Как звать…? Было ли…? Верно ли? стадия вызова – вопросы до изучения темы; на стадия осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; стадия размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Слайд 36
свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы Приёмы технологии развития критического мышления Факторы, определяющие формы эссе: время, которое необходимо для написания ; умение строить логичные композиции (например, вызов - изложение тезисов, аргументация, выводы); литературный дар автора, выразительность речи, богатство контекста и т.д. ЭССЕ франц. « еssai », англ. « essay » – опыт, очерк; л атинский « exagium » – взвешивание
Слайд 37
Приёмы технологии развития критического мышления ЭССЕ ( для написания 5-10 минут ) инструмент диагностики задание, направленное на лучшее понимание текста
Слайд 38
полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов Приёмы технологии развития критического мышления КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА что подлежит сравнению различные черты и свойства, по которым происходит сравнение ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ПЕРСОНАЛИ ФАКТЫ
Слайд 39
Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.