Первый слайд презентации: Вариант №3 (по Е.Г. Водолазкину )
ЕГЭ по русскому языку
7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье? — Знаю, — ответил я, — счастье — это возможность быть самим собой. N. был поражён, задумался и вдруг сказал: — Да, это правда. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит: колокольня лезет высоко вверх, проволока от звонка вьётся змеёй, человек то правильно идёт, а то, бывает, сам идёт правильно, а голова рядом, или женщина вдруг разделится, как оса, пополам. Долго я не мог понять между крышами и прочим, что это вдали: действительно качается человек или сердце моё бьётся сильней, когда я пишу, и через такое стекло какой-нибудь постоянный предмет приходит в кажущееся движение. Вчера дознался, что там водопровод и человек действительно, набирая в ведро воды, качается. Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество. (По М.М. Пришвину)
Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Ответ: а <или> но < или> однако
1) ЯРКИЙ. Наполненный светом, солнечный. Я- ое весеннее утро. 2) СПРОСИТЬ, с кого. Призвать к ответу, потребовать отчёта. Строго с. с работника за брак. 3) ДАЛЁКИЙ. Отделённый большим промежутком времени. Далёкое будущее. Далёкая старина. 4) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника. 5) КОЛОДЕЦ. Глубокая вертикальная скважина для разных технических надобностей (спец.). Шахтный к. Смотровой к.
Слайд 5: Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов
1) ЯРКИЙ. Наполненный светом, солнечный. Я- ое весеннее утро. 7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит.
Слайд 6: Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов
2) СПРОСИТЬ, с кого. Призвать к ответу, потребовать отчёта. Строго с. с работника за брак. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье?
Слайд 7: Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов
3) ДАЛЁКИЙ. Отделённый большим промежутком времени. Далёкое будущее. Далёкая старина. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит <…>
Слайд 8: Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов
4) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт.
Слайд 9: Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов
5) КОЛОДЕЦ. Глубокая вертикальная скважина для разных технических надобностей (спец.). Шахтный к. Смотровой к. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество.
Слайд 10: Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов
1) ЯРКИЙ. Наполненный светом, солнечный. Я- ое весеннее утро. 2) СПРОСИТЬ, с кого. Призвать к ответу, потребовать отчёта. Строго с. с работника за брак. 3) ДАЛЁКИЙ. Отделённый большим промежутком времени. Далёкое будущее. Далёкая старина. 4) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника. 5) КОЛОДЕЦ. Глубокая вертикальная скважина для разных технических надобностей (спец.). Шахтный к. Смотровой к. Ответ: 14
Слайд 11: Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье? — Знаю, — ответил я, — счастье — это возможность быть самим собой. N. был поражён, задумался и вдруг сказал: — Да, это правда. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит: колокольня лезет высоко вверх, проволока от звонка вьётся змеёй, человек то правильно идёт, а то, бывает, сам идёт правильно, а голова рядом, или женщина вдруг разделится, как оса, пополам. Долго я не мог понять между крышами и прочим, что это вдали: действительно качается человек или сердце моё бьётся сильней, когда я пишу, и через такое стекло какой-нибудь постоянный предмет приходит в кажущееся движение. Вчера дознался, что там водопровод и человек действительно, набирая в ведро воды, качается. Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество. (По М.М. Пришвину) 1) Использование в тексте фразеологических оборотов ( быть самим собой; с утра до ночи ), сравнений ( разделится, как оса, пополам; вьётся змеёй ) и иронии ( вопрос тот глупый явился лишь на смех ) сокращает дистанцию между автором и читателем, делает их общение более непринуждённым, живым и эмоциональным.
Слайд 12: Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье? — Знаю, — ответил я, — счастье — это возможность быть самим собой. N. был поражён, задумался и вдруг сказал: — Да, это правда. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит: колокольня лезет высоко вверх, проволока от звонка вьётся змеёй, человек то правильно идёт, а то, бывает, сам идёт правильно, а голова рядом, или женщина вдруг разделится, как оса, пополам. Долго я не мог понять между крышами и прочим, что это вдали: действительно качается человек или сердце моё бьётся сильней, когда я пишу, и через такое стекло какой-нибудь постоянный предмет приходит в кажущееся движение. Вчера дознался, что там водопровод и человек действительно, набирая в ведро воды, качается. Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество. (По М.М. Пришвину) 2 ) Текст посвящён философским вопросам счастья и смысла жизни, что подчёркивается обращением к религиозным образам (против далёкой Лавры, колокольня ) и аллегории ( пишу... о соболе ). Символический образ стекла призван связать мотивы выздоровления (первый абзац) и утоления духовной жажды (последнее предложение текста).
Слайд 13: Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье? — Знаю, — ответил я, — счастье — это возможность быть самим собой. N. был поражён, задумался и вдруг сказал: — Да, это правда. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит: колокольня лезет высоко вверх, проволока от звонка вьётся змеёй, человек то правильно идёт, а то, бывает, сам идёт правильно, а голова рядом, или женщина вдруг разделится, как оса, пополам. Долго я не мог понять между крышами и прочим, что это вдали: действительно качается человек или сердце моё бьётся сильней, когда я пишу, и через такое стекло какой-нибудь постоянный предмет приходит в кажущееся движение. Вчера дознался, что там водопровод и человек действительно, набирая в ведро воды, качается. Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество. (По М.М. Пришвину) 3) Синтаксис текста испытывает на себе влияние и разговорно-обиходной речи, и книжных стилей. С одной стороны, можно выделить индивидуализацию рассказчика, находящую отражение в использовании глаголов в личных формах и инверсиях ( в окошке моём, думаю я сегодня и пишу ), с другой же — преобладают грамматически правильные, завершённые по структуре предложения с характерной для письменной речи чертой — употреблением обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Слайд 14: Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье? — Знаю, — ответил я, — счастье — это возможность быть самим собой. N. был поражён, задумался и вдруг сказал: — Да, это правда. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит: колокольня лезет высоко вверх, проволока от звонка вьётся змеёй, человек то правильно идёт, а то, бывает, сам идёт правильно, а голова рядом, или женщина вдруг разделится, как оса, пополам. Долго я не мог понять между крышами и прочим, что это вдали: действительно качается человек или сердце моё бьётся сильней, когда я пишу, и через такое стекло какой-нибудь постоянный предмет приходит в кажущееся движение. Вчера дознался, что там водопровод и человек действительно, набирая в ведро воды, качается. Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество. (По М.М. Пришвину) 4) Жанр текста — дневниковая запись, поэтому мысль автора развивается последовательно и логично : каждый тезис аргументирован или проиллюстрирован.
Слайд 15: Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
7 марта. День такой же яркий, но с ветром, и потому холодно было и среди дня. Петина болезнь проходит. N. спросил меня: — А разве вы знаете, что такое счастье? — Знаю, — ответил я, — счастье — это возможность быть самим собой. N. был поражён, задумался и вдруг сказал: — Да, это правда. В окошке моём против далёкой Лавры есть одно такое стекло, что в нём всё на улице переиначивается и ходуном ходит: колокольня лезет высоко вверх, проволока от звонка вьётся змеёй, человек то правильно идёт, а то, бывает, сам идёт правильно, а голова рядом, или женщина вдруг разделится, как оса, пополам. Долго я не мог понять между крышами и прочим, что это вдали: действительно качается человек или сердце моё бьётся сильней, когда я пишу, и через такое стекло какой-нибудь постоянный предмет приходит в кажущееся движение. Вчера дознался, что там водопровод и человек действительно, набирая в ведро воды, качается. Думаю я сегодня и пишу напряжённо о соболе, а стороной, куда на полную мысль сил не хватает, тоже побочно и слабо работает мысль, там я спрашиваю: но как же он не устанет, этот человек, ведь качает с утра до ночи и каждый день? Вопрос повторялся, <…> ответа не было. Когда работа о соболе была закончена, вопрос тот глупый явился лишь на смех: человек же не один качает, их за день сотни придут за водой, потому и не устаёт. Но вот ведь и в жизни так: потому человек не устаёт жить, что в колодце много жизни, и людей приходит великое множество. (По М.М. Пришвину) 5) Ведущий тип речи в тексте — повествование, что обусловлено параллельно развивающимися сюжетами : рассказчик создаёт работу о соболе, в то же время ища ответ на вопрос: почему видимый из окна « человек... качает с утра до ночи и каждый день ?».
Слайд 16: Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
1) Использование в тексте фразеологических оборотов ( быть самим собой; с утра до ночи ), сравнений ( разделится, как оса, пополам; вьётся змеёй ) и иронии ( вопрос тот глупый явился лишь на смех ) сокращает дистанцию между автором и читателем, делает их общение более непринуждённым, живым и эмоциональным. 2) Текст посвящён философским вопросам счастья и смысла жизни, что подчёркивается обращением к религиозным образам (против далёкой Лавры, колокольня ) и аллегории ( пишу... о соболе ). Символический образ стекла призван связать мотивы выздоровления (первый абзац) и утоления духовной жажды (последнее предложение текста). 3) Синтаксис текста испытывает на себе влияние и разговорно-обиходной речи, и книжных стилей. С одной стороны, можно выделить индивидуализацию рассказчика, находящую отражение в использовании глаголов в личных формах и инверсиях ( в окошке моём, думаю я сегодня и пишу ), с другой же — преобладают грамматически правильные, завершённые по структуре предложения с характерной для письменной речи чертой — употреблением обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом. 4) Жанр текста — дневниковая запись, поэтому мысль автора развивается последовательно и логично: каждый тезис аргументирован или проиллюстрирован. 5) Ведущий тип речи в тексте — повествование, что обусловлено параллельно развивающимися сюжетами: рассказчик создаёт работу о соболе, в то же время ища ответ на вопрос: почему видимый из окна « человек... качает с утра до ночи и каждый день ?». Ответ: 13
Слайд 17: Задание 4. Укажите вариант ы ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номер а ответов
1) сосредоточ Е ние 2) ворв А лась 3) наж И вший 4 ) д О низу 5) приб Ы в Ответ: 3 45
Слайд 18: Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово
Среди них обязательно найдутся те, кто будет выступать с ПОПУЛИСТСКИМИ лозунгами, с требованиями «защиты трудящихся», стараясь набрать очки у избирателей. В ряде стран действует ЭТИЧЕСКИЙ кодекс, разработанный профессиональными организациями журналистов. Они вышли на улицу, и снова навалилась на них НЕТЕРПИМАЯ духота московского лета. Вакцинопрофилактика вирусных инфекций — наиболее мощный, безопасный, эффективный и ЭКОНОМИЧНЫЙ метод борьбы с ними. Исчисление и УПЛАТА единого социального налога организациями производится в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ. Ответ: нестерпимая 1) Популистскими — популярными ЛОЗУНГАМИ 2) Этический — этичный КОДЕКС 3) Нестерпимая — нетерпелив ая — нетерпим ая ДУХОТА 4) Экономический — экономичный — экономный МЕТОД 5) Выплата — оплата — плата — уплата НАЛОГА
Слайд 19: Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка
Упоминая в сонете высохшее дерево, Микеланджело даёт намёки на дуб, изображённый на гербе рода Ровере, к которому принадлежал папа Юлий II. Ответ: делает
Слайд 20: Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
домишки ДЕРЕВЕНЬ ВОСПРЯНУЛ (духом) со СТА восемьюдесятью (учениками) воспалённые ДЁСН А со СТО восьмого (километра) Ответ: дёсны <или> десны
Слайд 21: Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении сложного предложения Г) неправильное употребление имени числительного Д) ошибка в построении предложения с однородными членами ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Если нам нужно было поднять или передвинуть что-нибудь на заднем дворе, мы наваливались вдесятером и потом долго сидели под косым навесом в полуобмороке. 2) Теперь он где-то парит без нас, создав и оставив нам мир, который, если вспомнить слова письма, пожалуй, будет реальнее нашего — зыбкого, призрачного, ненастоящего… 3) На промысле он не только не тосковал о семейном уюте и удобствах, но даже забывал об Анисье и детях, о Красной Речке и доме, отдаваясь всем сердцем во власть древнейшей страсти человека — охоте. 4) Вокруг него собрались в кружочек пятеро озлобленных обезьян, которые скалили зубы и подавали сигналы тревоги сородичам, прятавшимся в густых кронах деревьев. 5) Вскоре начинает рябить в глазах от несметного скопления всевозможных насекомых: изрядно захмелевших от жары мух, лупоглазых стрекоз, потерявших свою хвалёную злость и потому неопасных ос и пухленьких, как детские игрушки, неспешно летающих пчёл вокруг одуряюще благоухающих роз. 6) В отсутствие посторонних звуков хорошо было слышно, как ветер выметает из леса листву и она со стеклянным шорохом скользит по зеркальному насту. 7) На какую-нибудь длинную и прямую улицу в центре выпускали коней местных жителей, которые должны были без седла скакать наперегонки под вопли и улюлюканье высовывавшихся из окон зрителей. 8) Учёному следует думать о красоте в исторической перспективе и нет ли в ней противоречий, не является ли она оборотной стороной чего-то ужасного. 9) На представленном полотне — библейский сюжет, рассказывающий о том, что по истечению сорока дней Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалимский храм. Ответ: 59748
Слайд 22: Задание 9. Укажите вариант ы ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номер а ответов
1) отв.. рить (калитку), выск.. чить, б.. гроветь 2) расч.. тливый, деш..вый, обж.. ра 3) раст.. чать (комплименты), продр..жать (всю ночь), зап.. здалый 4) объед.. нение, б.. рюзовый, д.. рижёр 5) тр.. сина, прор.. дить (посадки), см.. гчиться Ответ: ___________________________.
Слайд 23: Задание 9. Укажите вариант ы ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номер а ответов
Ответ: 34 1) отв О рить (калитку), выск О чить, б А гроветь 2) расч Ё тливый, деш Ё вый, обж О ра 3) раст О чать (комплименты), продр О жать (всю ночь), зап О здалый 4) объед И нение, б И рюзовый, д И рижёр 5) тр Я сина, прор Е дить (посадки), см Я гчиться
Слайд 24: Задание 10. Укажите вариант ы ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номер а ответов
1) гип.. рфункция, вн..служебный, д..монтаж (окон) 2) пр.. тотипы (героев), пр..оперировать, р.. списной (шкафчик) 3) ант..кризисный, д.. спропорция, д..стабилизация 4) обе.. покоенность, бе.. смыслица, бе..цельный 5) пр..скорбный, пр.. вратности (судьбы), (камень) пр.. ткновения Ответ: ___________________________.
Слайд 25: Задание 10. Укажите вариант ы ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номер а ответов
1) гип Е рфункция, вн Е служебный, д Е монтаж (окон) 2) пр О тотипы (героев), пр О оперировать, р А списной (шкафчик) 3) ант И кризисный, д И спропорция, д Е стабилизация 4) обе С покоенность, бе С смыслица, бе С цельный 5) пр И скорбный, пр Е вратности (судьбы), (камень) пр Е ткновения Ответ: 14
Слайд 26: Задание 11. Укажите вариант ы ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер а ответов
1) колокол.. нка, ссад.. нка (на пальце) 2) обур.. ваемый (сомнениями), перв.. нство (школы) 3) отча.. ться, плам.. нистый 4) имидж..вый, обезобраз..л (лицо) 5) растуш..ванный, искаж.. нность Ответ: ___________________________.
Слайд 27: Задание 11. Укажите вариант ы ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер а ответов
1) колокол Е нка, ссад И нка (на пальце) 2) обур Е ваемый (сомнениями), перв Е нство (школы) 3) отча Я ться, плам Е нистый 4) имидж Е вый, обезобраз И л (лицо) 5) растуш Ё ванный, искаж Ё нность Ответ: 25
Слайд 28: Задание 12. Укажите вариант ы ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер а ответов
1) неприемл.. мо (грубый), (всегда) выруч..те 2) курлыч.. щая (стая), (они) движ.. тся 3) выгор.. шь, слыш.. мый 4) замеш.. нный (в скандале), откликн.. шься 5) моч.. щий (тряпку), утеш.. нный Ответ: ___________________________.
Слайд 29: Задание 12. Укажите вариант ы ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер а ответов
1) неприемл Е мо (грубый), (всегда) выруч И те 2) курлыч У щая (стая), (они) движ У тся 3) выгор И шь, слыш И мый 4) замеш А нный (в скандале), откликн Е шься 5) моч А щий (тряпку), утеш Е нный Ответ: 23
Слайд 30: Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
Он, (НЕ)ТАЯ своего имени, ответил: «Я польский уроженец, зовусь Емельян, Иванов сын, Пугачёв». У самого спуска к реке приткнулся ничем особо (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ бревенчатый домишко. Я знаю о страдании (НЕ)ПОНАСЛЫШКЕ и никогда не позволю себе причинить боль другому человеку. Слоны должны пить (НЕ)РЕЖЕ одного раза в два дня. Они бегали по коридору (НЕ)ЗАМЕТНЫЕ, как мышки, и разговаривали друг с другом всегда шёпотом. В книге Марко Поло (НЕ)СКАЗАНО ни слова о Великой Китайской стене. Ответ: ___________________________.
Слайд 31: Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
Он, НЕ ТАЯ своего имени, ответил: «Я польский уроженец, зовусь Емельян, Иванов сын, Пугачёв». У самого спуска к реке приткнулся ничем особо НЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ бревенчатый домишко. Я знаю о страдании НЕ ПОНАСЛЫШКЕ и никогда не позволю себе причинить боль другому человеку. Слоны должны пить НЕ РЕЖЕ одного раза в два дня. Они бегали по коридору НЕЗАМЕТНЫЕ, как мышки, и разговаривали друг с другом всегда шёпотом. В книге Марко Поло НЕ СКАЗАНО ни слова о Великой Китайской стене. Ответ: незаметные
Слайд 32: Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Они пошли дальше (ПО)ОДНОМУ, и Илья, оглядываясь, всё видел (В)ДАЛИ голубоватый огонь. Метров через 150 подхожу к расщелине, пролезть через которую (С)ХОДУ не удаётся, и вспоминаю, что (В)ОДИНОЧКУ в пещерах ходить не рекомендуется. Он хорошо, (ПО)ОТЦОВСКИ, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк его разделился (НА)ДВОЕ. Все страшно торопились на улицу, чтобы скакать на расчерченном асфальте, скакать через верёвочку (ПО)ОДИНОЧКЕ, В(ДВОЁМ) или целыми группами. Его экскурсии продолжались (В)ДВОЕ дольше обычных, и иногда туристы падали (В)ОБМОРОК от напряжения. Ответ: ___________________________.
Слайд 33: Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Они пошли дальше ПО ОДНОМУ, и Илья, оглядываясь, всё видел ВДАЛИ голубоватый огонь. Метров через 150 подхожу к расщелине, пролезть через которую С ХОДУ не удаётся, и вспоминаю, что В ОДИНОЧКУ в пещерах ходить не рекомендуется. Он хорошо, ПО-ОТЦОВСКИ, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк его разделился НАДВОЕ. Все страшно торопились на улицу, чтобы скакать на расчерченном асфальте, скакать через верёвочку ПООДИНОЧКЕ, ВДВОЁМ или целыми группами. Его экскурсии продолжались ВДВОЕ дольше обычных, и иногда туристы падали В ОБМОРОК от напряжения. Ответ: поодиночкевдвоём <или> поодиночкевдвоем
Слайд 34: Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН
Огромное дерево разрослось перед моим домом, как восточный город: с многолюдьем крупно реза(1) ых листьев и бесчисле (2) ых пузатеньких плодов, с лома(3)ой архитектурой ствола, с многоярусной, дерзко задума (4)ой кроной, с неуста (5)ой, слегка приглушё (6)ой, но всё-таки явстве (7)о слышимой речью серебря(8)ой листвы, смеша(9)ой с ветром. Ответ: ___________________________.
Слайд 35: Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН
Огромное дерево разрослось перед моим домом, как восточный город: с многолюдьем крупно реза НН ых листьев и бесчисле НН ых пузатеньких плодов, с лома Н ой архитектурой ствола, с многоярусной, дерзко задума НН ой кроной, с неуста НН ой, слегка приглушё НН ой, но всё-таки явстве НН о слышимой речью серебря Н ой листвы, смеша НН ой с ветром. Ответ: 1245679
Слайд 36: Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1) После взятия Одессы красными брат бежал в Константинополь и промышлял там отловом кошек и собак и изготовлением меховых янычарских шапок. 2) Он демонстрировал блестящие успехи как на море так и на суше и старался по мере своих сил и возможностей отдалять неминуемую катастрофу. 3) Образ Клэр соединяет в себе настоящее и прошлое и это прошлое для героя романа становится «игрой теней» и горестным напоминанием о покинутой навсегда России. 4) Бригада работала с покоряющим окружающих врождённым достоинством и с полнейшим и трезвейшим осознанием всей значительности творимого ими действа. 5) Герои романа живут в эпоху ломки если не вековых то за долгие десятилетия советской жизни ставших почти незыблемыми традиций. Ответ: ___________________________.
Слайд 37: Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1) После взятия Одессы красными брат бежал в Константинополь и промышлял там отловом кошек и собак и изготовлением меховых янычарских шапок. 2) Он демонстрировал блестящие успехи как на море, так и на суше и старался по мере своих сил и возможностей отдалять неминуемую катастрофу. 3) Образ Клэр соединяет в себе настоящее и прошлое, и это прошлое для героя романа становится «игрой теней» и горестным напоминанием о покинутой навсегда России. 4) Бригада работала с покоряющим окружающих врождённым достоинством и с полнейшим и трезвейшим осознанием всей значительности творимого ими действа. 5) Герои романа живут в эпоху ломки если не вековых, то за долгие десятилетия советской жизни ставших почти незыблемыми традиций. Ответ: 235
Слайд 38: Задание 17. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Анатолий легко поступил в военное училище (1) будучи физически развитым не по годам подростком (2) и (3) получив через четыре года на выпускном экзамене несправедливый балл (4) кочевал по казённым домам и гарнизонам (5) всё реже давая волю (6) таящемуся в душе (7) чему-то очень детскому и чистому. Ответ: ___________________________.
Слайд 39: Задание 17. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Анатолий легко поступил в военное училище, будучи физически развитым не по годам подростком, и, получив через четыре года на выпускном экзамене несправедливый балл, кочевал по казённым домам и гарнизонам, всё реже давая волю таящемуся в душе чему-то очень детскому и чистому. Ответ: 12345
Слайд 40: Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Камер-юнкера Тротото передёрнуло. Как он ни привык владеть собой, но (1) видимо (2) неожиданная решимость Чигиринского поразила его. — Ну как я рад, что вижу вас в (3) поистине (4) добром здравии! Вот праздник для души! Друг мой (5) вы что теперь делаете? — проговорил он, отступив шаг назад. — Жду Сидоренко. Мы остановились с ним на одной квартире, так вместе и поедем. — Ах (6) моя радость (7) я спрашиваю, куда вы едете после бала? — Да домой (8) конечно. Куда же (9) ещё ? Ответ: ___________________________.
Слайд 41: Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Камер-юнкера Тротото передёрнуло. Как он ни привык владеть собой, но, видимо, неожиданная решимость Чигиринского поразила его. — Ну как я рад, что вижу вас в поистине добром здравии! Вот праздник для души! Друг мой, вы что теперь делаете? — проговорил он, отступив шаг назад. — Жду Сидоренко. Мы остановились с ним на одной квартире, так вместе и поедем. — Ах, моя радость, я спрашиваю, куда вы едете после бала? — Да домой, конечно. Куда же ещё? Ответ: 125678
Слайд 42: Задание 19. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Пока вы читаете эти фразы (1) ваш труд повторяет множество двойников (2) в других запредельных мирах (3) о которых (4) знать ничего не знают астрономы (5) и которые (6) обрисовывают в своих моделях учёные-космологи. Ответ: ___________________________.
Слайд 43: Задание 19. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Пока вы читаете эти фразы, ваш труд повторяет множество двойников в других запредельных мирах, о которых знать ничего не знают астрономы и которые обрисовывают в своих моделях учёные-космологи. Ответ: 13
Слайд 44: Задание 20. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Рыбин понимал (1) что (2) как ни полезна его строгость начинающим поэтам (3) но на авторских чтениях (4) где хочется выслушивать только комплименты (5) которые заготовили хозяйственные барышни (6) и литературные мальчики сидят рядом с мэтрами (7) его избегают (8) между тем как (9) он желает всем лишь добра. Ответ: ___________________________.
Слайд 45: Задание 20. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые )
Рыбин понимал, что как ни полезна его строгость начинающим поэтам, но на авторских чтениях, где хочется выслушивать только комплименты, которые заготовили хозяйственные барышни, и литературные мальчики сидят рядом с мэтрами, его избегают, между тем как он желает всем лишь добра. Ответ: 1345678
Слайд 46: Задание 21. Найдите предложени я, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номер а этих предложений
(1)Межевая Утка — четвёртый по величине приток реки Чусовой (после Усьвы, Койвы и Серебряной). (2)Его длина — сто тридцать пять километров. (3)Вогулы — малочисленный финно-угорский народ Северного Приуралья — издревле проживали в этих местах. (4)В 1892 году на притоках Межевой Утки было открыто ро́ссыпное месторождение платины, а в 1898 году — коренное месторождение. (5)Висим — небольшой посёлок, расположенный на берегу Межевой Утки в тридцати восьми километрах от Нижнего Тагила. (6)Один из самых красивых малых населённых пунктов Свердловской области, он известен тем, что здесь родился и вырос Д.Н. Мамин-Сибиряк — известный русский писатель, автор литературных работ, посвящённых жизни населения Сибири и Урала. (7)Через двадцать километров после Висима на берегу Межевой Утки стоит посёлок Висимо-Уткинск, в котором река разливается прудом. (8)Через пять километров после плотины Висимо-Уткинска Утка принимает справа свой самый большой приток — реку Большая Ашка, протекающую по землям Горноуральского городского округа. (9)Ещё через двадцать километров на Утке стоит маленькая деревня Таны с мостом, а через тридцать пять километров после неё — деревня Баронская и село Усть -Утка — древняя вотчина купцов Строгановых. Ответ: ___________________________.
Слайд 47: Задание 21. Найдите предложени я, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номер а этих предложений
(1)Межевая Утка — четвёртый по величине приток реки Чусовой (после Усьвы, Койвы и Серебряной). ( 2)Его длина — сто тридцать пять километров. ( 3)Вогулы — малочисленный финно-угорский народ Северного Приуралья — издревле проживали в этих местах. ( 4)В 1892 году на притоках Межевой Утки было открыто ро́ссыпное месторождение платины, а в 1898 году — коренное месторождение. (5)Висим — небольшой посёлок, расположенный на берегу Межевой Утки в тридцати восьми километрах от Нижнего Тагила. ( 6)Один из самых красивых малых населённых пунктов Свердловской области, он известен тем, что здесь родился и вырос Д.Н. Мамин-Сибиряк — известный русский писатель, автор литературных работ, посвящённых жизни населения Сибири и Урала. ( 7)Через двадцать километров после Висима на берегу Межевой Утки стоит посёлок Висимо-Уткинск, в котором река разливается прудом. ( 8)Через пять километров после плотины Висимо-Уткинска Утка принимает справа свой самый большой приток — реку Большая Ашка, протекающую по землям Горноуральского городского округа. ( 9)Ещё через двадцать километров на Утке стоит маленькая деревня Таны с мостом, а через тридцать пять километров после неё — деревня Баронская и село Усть -Утка — древняя вотчина купцов Строгановых. 1. главные члены предложения 2. главные члены предложения 3. приложение 4. неполное предложение 5. главные члены предложения 6. приложение 7. — 8. приложение 9. неполное предложение ; приложение Ответ: 125 <или> 3689 <или> 49
Слайд 48: Задание 2 2. На какие вопросы в тексте нет ответа ?
1) Какое яркое качество Генриха Шлимана отмечали писавшие о нём ? ( 1)Писавшие о Генрихе Шлимане порой отмечали его «патологическую лживость».
Слайд 49: Задание 2 2. На какие вопросы в тексте нет ответа ?
2) В чём хотел убедить случайную парижскую собеседницу Шлиман ? (6)Гораздо более важной являлась для него категория реальности субъективной, с которой его слова не расходились. (7)Именно эта, субъективная, реальность заставила его убеждать случайную парижскую собеседницу в том, что он родился в Москве. (8)Удивляясь собственной горячности в отстаивании этого тезиса, Шлиман записал в дневнике, что за время беседы он «до того с этим свыкся, что и сам наконец стал думать о себе как о москвиче».
Слайд 50: Задание 2 2. На какие вопросы в тексте нет ответа ?
3) С какой целью Шлиман приезжает в Венесуэлу ? (16)Иоганн Людвиг Генрих Юлиус Шлиман (1822–1890), пятый сын в семье мекленбургского пастора, двадцати лет от роду покидает родные края и решает эмигрировать в Венесуэлу.
Слайд 51: Задание 2 2. На какие вопросы в тексте нет ответа ?
4) Верил ли Шлиман в то, что у Гомера был изображён реально существовавший город Троя ? (26)Он оставляет предпринимательскую деятельность и уезжает из России. (27)Его манит Троя. (28)В отличие от большинства «цеховых» учёных, ( 29)И он её находит. (30)В последнее двадцатилетие своей бурной он верит в то, что её можно найти по описаниям Гомера. жизни Шлиман успевает изучить турецкий и древнееврейский.
Слайд 52: Задание 2 2. На какие вопросы в тексте нет ответа ?
5) Почему Британская академия так никогда и не признала заслуги Шлимана ? В тексте нет ответа на этот вопрос.
Слайд 53: Задание 2 2. На какие вопросы в тексте нет ответа ?
1) Какое яркое качество Генриха Шлимана отмечали писавшие о нём? 2) В чём хотел убедить случайную парижскую собеседницу Шлиман ? 3) С какой целью Шлиман приезжает в Венесуэлу? 4) Верил ли Шлиман в то, что у Гомера был изображён реально существовавший город Троя? 5) Почему Британская академия так никогда и не признала заслуги Шлимана ? Ответ: 35
Слайд 54: Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов
1) В предложениях 1, 2 сообщается о следующих друг за другом событиях. (1)Писавшие о Генрихе Шлимане порой отмечали его «патологическую лживость». (2)Под этим беспощадным словосочетанием понимались определённые расхождения между тем, что Шлиман рассказывал о себе, и «объективной реальностью». Утверждение ошибочное, т.к. предложение 2 раскрывает смысл предложения 1. Цифру «1» выписываем.
Слайд 55: Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов
2) Предложение 11 противопоставлено по содержанию предложению 12. (11)Не добавляет ей достоверности и то, что Маи умер за четыре года до исторической встречи со Шлиманом. (12)Но самым невероятным в этой истории кажется то, что записана она Шлиманом в дневнике. Утверждение ошибочное, т.к. предложения не противопоставлены по смыслу. Цифру «2» выписываем.
Слайд 56: Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов
3) В предложениях 16, 17 содержится рассуждение. (16)Иоганн Людвиг Генрих Юлиус Шлиман (1822–1890), пятый сын в семье меклен-бургского пастора, двадцати лет от роду покидает родные края и решает эмигрировать в Венесуэлу. (17)Корабль терпит крушение у берегов Голландии, и Шлиман оказывается в Амстердаме, где устраивается конторским служащим. Утверждение ошибочное, т.к. в предложенном фрагменте представлено повествование. Цифру «3» выписываем.
Слайд 57: Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов
4) Предложение 27 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 26. (26)Он оставляет предпринимательскую деятельность и уезжает из России. (27)Его манит Троя. Утверждение верное. В задании требуется указать ОШИБОЧНЫЕ утверждения, поэтому цифру «4» в ответ не записываем!
Слайд 58: Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов
5) Предложения 33–34 содержат описание внутреннего состояния человека. (33)Оно смеялось над преуспевающим предпринимателем, считая его внекоммерческие увлечения чудачеством. (34)Этот enfant terrible мировой науки всё в своей жизни делал не так. Утверждение ошибочное. Цифру «5» выписываем.
Слайд 59: Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов
1) В предложениях 1, 2 сообщается о следующих друг за другом событиях. 2) Предложение 11 противопоставлено по содержанию предложению 12. 3) В предложениях 16, 17 содержится рассуждение. 4) Предложение 27 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 26. 5) Предложения 33–34 содержат описание внутреннего состояния человека. Ответ: 1235
Слайд 60: Задание 24. Из предложений 11–15 выпишите антонимы (антонимическую пару)
(11)Не добавляет ей достоверности и то, что Маи умер за четыре года до исторической встречи со Шлиманом. (12)Но самым невероятным в этой истории кажется то, что записана она Шлиманом в дневнике. (13)Я думаю, после этого ни у кого не повернётся язык назвать Шлимана лжецом, как, кстати говоря, ни один ответственный человек не назовёт лжецом его соотечественника Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена. (14)Меня самого в истории Шлимана удивляют не фантазии. (15)Гораздо более фантастическим мне кажется то, что можно назвать реальностью его жизни. Ответ: фантазииреальностью АНТОНИМЫ — слова одной и той же части речи, имеющие прямо противоположные значения.
Слайд 61: Задание 25. Среди предложений 2–7 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов(-а). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий )
(2)Под этим беспощадным словосочетанием понимались определённые расхождения между тем, что Шлиман рассказывал о себе, и «объективной реальностью ». (3)В этой реальности Шлиман никогда, например, не был на приёме у североамериканского президента и не видел пожара в Сан-Франциско, хотя охотно об этом упоминал. (4)Он никогда не был директором Государственного банка в Петербурге, хотя при случае не останавливался перед тем, чтобы указать эту должность в своей подписи. (5)Но «объективная реальность» и не была для Шлимана истинной мерой. (6)Гораздо более важной являлась для него категория реальности субъективной, с которой его слова не расходились. (7)Именно эта, субъективная, реальность заставила его убеждать случайную парижскую собеседницу в том, что он родился в Москве. Ответ: 37
Слайд 62: Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. <... > Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру
«К биографии своего героя Е.Г. Водолазкин подходит с неожиданной стороны, полемизируя с теми, кто пытался уличить Шлимана во лжи. В таком тропе, как (А) ______ (« патологическую лживость» в предложении 1, « беспощадным словосочетанием» в предложении 2, « пресловутую реальность» в предложении 35), и таком лексическом средстве, как (Б) ______ («при случае» в предложении 4 и «не повернётся язык» в предложении 13), слышна ирония писателя, выстраивающего свою парадоксальную защиту. Использование тропа — (В) ______ (в предложении 38) и синтаксического средства (Г) — ______ (предложения 18, 24) помогает читателю осознать неординарность личности Генриха Шлимана ». 1) эпитет 2) олицетворение 3) ряды однородных членов предложения 4) гипербола 5) контекстные антонимы 6) фразеологизмы 7) метонимия 8) синтаксический параллелизм 9) градация Список терминов
Слайд 63: Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. <... > Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру
<…> В таком тропе, как (А) ______ (« патологическую лживость» в предложении 1, « беспощадным словосочетанием» в предложении 2, « пресловутую реальность» в предложении 35 ) <…> (1)Писавшие о Генрихе Шлимане порой отмечали его « патологическую лживость». ( 2)Под этим беспощадным словосочетанием понимались определённые расхождения между тем, что Шлиман рассказывал о себе, и «объективной реальностью». (35)Он неправильно изучал языки и наивно полагал, что эпос отражает пресловутую «реальность». 1) ЭПИТЕТ 2) олицетворение 3) ряды однородных членов предложения 4) гипербола 5) контекстные антонимы 6) фразеологизмы 7) метонимия 8) синтаксический параллелизм 9) градация Список терминов
Слайд 64: Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. <... > Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру
<…> таком лексическом средстве, как (Б) ______ («при случае» в предложении 4 и «не повернётся язык» в предложении 13), слышна ирония писателя, выстраивающего свою парадоксальную защиту. <…> (4)Он никогда не был директором Государственного банка в Петербурге, хотя при случае не останавливался перед тем, чтобы указать эту должность в своей подписи. (13)Я думаю, после этого ни у кого не повернётся язык назвать Шлимана лжецом, как, кстати говоря, ни один ответственный человек не назовёт лжецом его соотечественника Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена. 1) эпитет 2) олицетворение 3) ряды однородных членов предложения 4) гипербола 5) контекстные антонимы 6) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ 7) метонимия 8) синтаксический параллелизм 9) градация Список терминов
Слайд 65: Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. <... > Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру
<…> Использование тропа — (В) ______ (в предложении 38) <…> (38)Нашему состоятельному классу Шлиман продемонстрировал, что, даже приближаясь к пятидесяти годам, не поздно заняться настоящим делом. 1) эпитет 2) олицетворение 3) ряды однородных членов предложения 4) гипербола 5) контекстные антонимы 6) фразеологизмы 7) МЕТОНИМИЯ 8) синтаксический параллелизм 9) градация Список терминов
Слайд 66: Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. <... > Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру
<…> синтаксического средства (Г) — ______ (предложения 18, 24) помогает читателю осознать неординарность личности Генриха Шлимана ». (18)Там он изучает голландский, испанский, итальянский и португальский, совершенствуя английский и французский. (24)Живя в России, изучает польский, словенский, датский, шведский, ново- и древнегреческий, латынь, арабский, персидский, хинди и санскрит. 1) эпитет 2) олицетворение 3) РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 4) гипербола 5) контекстные антонимы 6) фразеологизмы 7) метонимия 8) синтаксический параллелизм 9) градация Список терминов
Последний слайд презентации: Вариант №3 (по Е.Г. Водолазкину ): Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. <... > Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру
«К биографии своего героя Е.Г. Водолазкин подходит с неожиданной стороны, полемизируя с теми, кто пытался уличить Шлимана во лжи. В таком тропе, как (А) ______ (« патологическую лживость» в предложении 1, « беспощадным словосочетанием» в предложении 2, « пресловутую реальность» в предложении 35), и таком лексическом средстве, как (Б) ______ («при случае» в предложении 4 и «не повернётся язык» в предложении 13), слышна ирония писателя, выстраивающего свою парадоксальную защиту. Использование тропа — (В) ______ (в предложении 38) и синтаксического средства (Г) — ______ (предложения 18, 24) помогает читателю осознать неординарность личности Генриха Шлимана ». 1) эпитет 2) олицетворение 3) ряды однородных членов предложения 4) гипербола 5) контекстные антонимы 6) фразеологизмы 7) метонимия 8) синтаксический параллелизм 9) градация Список терминов Ответ: 1673