Первый слайд презентации
Заголовок Специфика работы вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря (организации отдыха и оздоровления детей) Коваль Светлана Анатольевна 27.04.2015г.
Слайд 2
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 1. Логика развития лагерной смены. Работа вожатого с детьми в разные периоды смены: возможные риски и способы минимизации. 2. Формирование детского коллектива, работа с детским самоуправлением в условиях организации отдыха и оздоровления детей. 3. Специфика работы вожатого с детьми разного возраста. Особенные дети.
Слайд 3: Логика развития лагерной смены
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (от нескольких месяцев - до нескольких дней до начала смены) Цель: создать условия (информационные, организационные, кадровые, методические, мотивационные, материальные, финансовые) для успешной реализации программы смены ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ( первый 3-5 дней смены) Цель: успешная адаптация детей к новым условиям и новому коллективу, создание комфортной психологической атмосферы в отряде ОСНОВНОЙ ПЕРИОД Цель: развитие всех сторон личности каждого ребенка в условиях временного детского коллектива в процессе реализации программы смены ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 2-3 дня) Цель: подведение итогов жизнедеятельности временного детского коллектива, подготовка к расставанию
Слайд 4
Подготовительный период Время для обучения, подготовки, настроя на работу в лагере Для вожатого важно: Пройти курсы вожатского мастерства Скомплектовать ПАПКУ ВОЖАТОГО Скачать игры, сценарии, музыку, песни, стихи… Собрать СУМКУ ВОЖАТОГО
Слайд 5
Организационный период ( оргпериод ) Первое впечатление о вожатом: 1. Имидж вожатого - внешность и поведение 2. Этика вожатого - педагогическое кредо 3. Партнерское взаимодействие - работа с напарником
Слайд 6
Для ребенка важно Для вожатого важно 1. Познакомиться с отрядом 2. Ориентироваться в лагере 3. Чувствовать себя комфортно 4. Почувствовать себя нужным 5. Узнать план смены 6. Ориентироваться в режимных моментах 1. Запомнить имена всех детей 2. Выявить лидеров 3. Выявить интересы детей 4. Организовать коллектив Выработать стиль общения и поведения с отрядом 6. Предъявлять единые педагогические требования 7. Выстроить работу (взаимодействие) с напарником
Слайд 7
Трудности адаптационного периода у детей (риски): в привыкании к условиям закрытого (ограниченного) социума; к самостоятельному ведению быта (уборка, ухаживание за одеждой и обувью, личная гигиена и т.д.); к новизне общения (установление многообразных коммуникативных связей и отношений с большим числом сверстников, старших и младших по возрасту); к смене вида деятельности (учебы на свободное время; неорганизованного отдыха на организованный, пассивных видов отдыха на активные).
Слайд 8
Обязательные отрядные дела организационного периода: 1. Оформление отрядного места. Отрядные сборы: по определению и утверждению правил (законов) жизни отряда; разработке атрибутов отряда; обсуждению и утверждению плана работы на смену. Формирование структуры отряда, выборы органов самоуправления. 4. Изготовление отрядного уголка (газеты). 5. Игры на знакомство, на выявление лидеров, на выявление творческих способностей, на сплочение отряда. 6. Знакомство с лагерем. 7. Отрядный «огонек» знакомств. 8. Подготовка к празднику открытия смены.
Слайд 9: Организационный период
Критерии успешности оргпериода : ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым 2 ) заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря 3 ) принятие норм лагеря
Слайд 10: Основной период
Основные направления деятельности: Познавательное направление: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры; Спортивное направление: организация различных турниров, спортивных игр, спартакиады, спортивных часов, первенств и т.д.; Туристическое направление: организация турпоходов, экскурсий, тренировочных занятий по отдельным видам туризма; Творческое направление: организация творческих дел с различной направленностью (изобразительное искусство и живопись, танец, вокал, хоровое пение поделки из природного материала и т.д.); Развлекательное направление (досуговое): шоу-программы, дискотеки и танцевально- игровые программы, досуговые мероприятия и т.д.; Шефское (социально-педагогическое) направление : организация шефства старших и средних отрядов над младшими; Трудовое направление: развитие навыков самообслуживания, поддержание чистоты и порядка в отряде, на прилегающей территории, помощь сотрудникам лагеря, трудовые десанты, сбор лекарственных трав и т.д.; Развитие системы детского самоуправления: работа с активом, лидерами, делегирование полномочий (помощники вожатого, дублеры вожатого), школа лидеров и т.д.
Слайд 11: Основной период
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА А.Н. Лутошкин выделял пять основных этапов развития детского коллектива, среди которых: « Песчаная россыпь» «Мягкая глина» «Мерцающий маяк » «Алый парус» «Горящий факел»
Последний слайд презентации: Заголовок Специфика работы вожатого в условиях детского оздоровительного
Специфика работы с детьми разного возраста 6-9 лет – младшие («солнышки») 10-12 лет – младшие подростки («звездочки») 13-15 – средние подростки («ежики») 15-17 – старшие («сердечки») Особенные дети Назовите, по Вашему мнению, «особенных детей» …