Первый слайд презентации: ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ НАВЫКОВ
Учитель-дефектолог Л.В. Деминская Воспитатель Т.А. Дёмина
Слайд 3
Адаптивные навыки - это практические повседневные навыки, необходимые человеку для функционирования и удовлетворения собственных потребностей в окружающей среде
Слайд 4: Адаптивные навыки
Коммуникация Самообслуживание Социальные навыки Навыки ведения домашнего хозяйства Навыки безопасности и сохранения здоровья Умение жить в микросреде (пользоваться городскими службами) Академические навыки (чтение, письмо, основные математические и естествоведческие понятия) Умение проводить досуг Самонаправленность личности (умение планировать, делать выбор, работать)
Слайд 5
Научный факт Исследование, в котором группу детей с аутизмом наблюдали до средних лет, выявило, что основной фактор, позволяющий предсказать успех во взрослой жизни — это уровень навыков самообслуживания, необходимых для того, чтобы заботиться о себе и ладить с людьми, включая способность мыться, одеваться, делать уборку и готовить еду.
Слайд 7: Чему учить?
Навык Никогда Иногда Всегда Пьёт из чашки Ест ложкой Надевает штаны Снимает штаны Надевает куртку Снимает куртку Вешает одежду Моет руки Вытирает руки Выбираем навык
Слайд 8: Выбрали навык? Можно 2-3 навыка на ближайшее время
1. Навык ……………………….. Шаги 1………………………….. 2………………………….. 3………………………….. 2. Навык…………………………. Шаги 1………………………….. 2………………………….. 3………………………….. Разбиваем процесс на отдельные шаги:
Слайд 9: Создаём мотивацию – выбираем поощрение
Лакомства Любимое занятие Жетончики (накопительный эффект) Время для обучения Место Необходимые материалы Создаём обстановку
Слайд 10: Как учить?
Словесные указания Физическое руководство Визуальная поддержка Моделирование и видеоподсказки Метод социальных историй
Слайд 11: Словесные указания
Привлеките внимание ребёнка: «(Имя), посмотри на меня!» Коротко и чётко произнесите указание Используйте слова, которые ребёнок понимает
Слайд 12: Физическое руководство «рука в руке»
Возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте действие На первых этапах ребёнку отводится роль пассивного участника П остепенно физическая помощь уменьшается, а доля самостоятельного выполнения действия ребёнком увеличивается
Слайд 13: Визуальная поддержка
Это карточки с изображением отдельных шагов, расположенные в необходимой последовательности Ребёнок понимает, что изображено на картинке Р ебёнок умеет выполнять действие каждого шага в отдельности Словесные подсказки не используются! Важно!
Слайд 14: Моделирование
Важно! Ребёнок умеет имитировать движения Покажите ребёнку, что ему нужно сделать Сначала моделируйте каждый шаг отдельно, затем действие полностью Выполнение отдельных шагов снимается на видео Каждый шаг демонстрируется ребёнку в записи, затем следует пауза для выполнения действия Видеоподсказки
Слайд 15: Социальные истории
– это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Ребёнок должен хорошо понимать устную речь Важно!
Слайд 16: Как написать социальную историю?
Выбираем тему (действие или ситуацию, вызывающую трудности) Выбираем название (кратко) Собираем информацию о том, как происходит действие Персонаж: пишем от первого лица ребёнка Составляем историю, используя различные типы предложений: директивных, описательных, перспективных Используем иллюстрации и фотографии
Слайд 17: Несколько слов о поощрении
На начальном этапе вознаграждайте даже за то, что пришёл и сел Постепенно увеличивайте требования и придерживайте угощение до тех пор, пока ребёнок не сделает следующий шаг Действуйте постепенно
Слайд 18: Убедитесь, что поощрения действуют
Если у гощение, то не сразу после сытного обеда Если з анимательная игрушка, то не в свободном доступе Если п ривлекательная деятельность, то только тогда, когда заработал Начинаем занятие с того, что ребёнок умеет, а последнее задание должно быть лёгким. Каждый урок должен заканчиваться маленькой победой! Успех – тоже награда
Слайд 19
Поощряйте правильное поведение ребёнка сразу, как только оно произошло Поощряйте ребёнка своим вниманием только тогда, когда он делает то, о чём его просят Постепенно отходите от материальных поощрений Похвала и чувство успеха тоже отличная мотивация Внимание – тоже поощрение
Слайд 20
Наблюдение за успехами Перечень шагов Дата Попытки Примечание 1 2 3 1……….. X X V 2……….. V 3……….. X V 4 ………..
Слайд 21: Трудности – это нормально!
Возможно, пора поменять поощрение Р ано снизили уровень помощи Занятие продолжается слишком долго Пора менять используемый материал Сделать перерыв на несколько дней Как их преодолеть?
Слайд 22: И в заключении Способность ребёнка заботиться о себе определяет степень его адаптированности в обществе. И наша с Вами задача, уважаемые родители, помочь ему стать самостоятельным. Следуя нашим советам, вам остается сделать последний шаг – НАЧАТЬ!
Последний слайд презентации: ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ НАВЫКОВ: Литература в помощь
Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ : Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам» Московский Г осударственный Психолого-педагогический Университет. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Методическое пособие Москва 2016 https://outfund.ru/socialnye-istorii-dlya-detej-s-autizmom /