Смысловое чтение как основа функциональной грамотности — презентация
logo
Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
  • Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
1/41

Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, автор учебников по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива», учебных и методических пособий в области дошкольного и начального образования

Изображение слайда

Слайд 2

Н.Ф. Виноградова Функциональная грамотность

Изображение слайда

Слайд 3

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты. Кто участвует. Участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет (2016) В PIRLS оценивают два вида чтения: • чтение для приобретения читательского литературного опыта; • чтение для освоения и использования информации. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка: находить информацию; формулировать выводы; интерпретацию и обобщение информации; анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: PIRLS, TIMSS, PISA

Изображение слайда

Слайд 4

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность. Кто участвует. В этом исследовании участвуют 15-летние школьники. Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ. Что проверяют. Сравнение между собой качества математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе. Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов. Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

Изображение слайда

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Изображение слайда

Слайд 6

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Стратегическая задача: глобальная конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Конкурентоспособность образования – один из важнейших факторов конкурентоспособности страны, определяется в первую очередь качеством и доступностью образования. Конкурентоспособность страны - это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни.

Изображение слайда

Слайд 7

Цель программы - качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS ); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е От 26 декабря 2017 г. N1642 МОСКВА Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Изображение слайда

Слайд 8

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ компоненты ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Изображение слайда

Слайд 9

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Организация экономического сотрудничества и развития https://oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf Оценка читательской грамотности включает: • оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста • оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Изображение слайда

Слайд 10

СПЛОШНЫЕ НЕСПЛОШНЫЕ 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). 1) вербальные фрагменты; 2) графики; 3) диаграммы; 4) таблицы; 5) карты, схемы; 6) рисунки, фотографии, 7) формы (анкеты и др.); 8) информационные листы и объявления. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ

Изображение слайда

Слайд 11

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ Нахождение и извлечение информации из текста Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Находить и извлекать одну или несколько единиц информации:  расположенных в одном фрагменте текста  расположенных в разных фрагментах текста Определять наличие/отсутствие информации

Изображение слайда

Слайд 12

Интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) информации Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.). Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста). Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

Изображение слайда

Слайд 13

Осмысление и оценка содержания и формы Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора. Оценивать форму текста, целесообразность использованных автором приемов. Понимать назначение структурной единицы текста. Оценивать полноту, достоверность информации. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Изображение слайда

Слайд 14

Использование информации из текста Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Изображение слайда

Слайд 15

ООП НОО. ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста ; делить тексты на смысловые части, составлять план текста ; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; понимать информацию, представленную разными способами : словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста ; использовать различные виды чтения : ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

Изображение слайда

Слайд 16

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую ; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод ; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Изображение слайда

Слайд 17

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте ; подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Изображение слайда

Слайд 18

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Изображение слайда

Слайд 19

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Итог работы – личностно новое приобретение: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Изображение слайда

Слайд 20

С точки зрения лингвистики (теория И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях. О.В. Соболева. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: зачем, кого, чему и как учить?

Изображение слайда

Слайд 21

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Смысловое чтение: рабочая тетрадь. - Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение

Изображение слайда

Слайд 22

Цель работы с пособием — сформировать у обучающихся умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Система заданий, предлагаемая в данном пособии ( работа со словом, предложением, текстом ), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Изображение слайда

Слайд 23

Мишатина Наталья Львовна доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена. В 2000 году в рамках кандидатской диссертации на тему " Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся VII-IX классов" впервые в методике обучения русскому языку как родному был предложен и методически интерпретирован лингвистический термин "концепт". В 2010 году успешно защищена докторская диссертация на тему  «Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход». Развивает новое научное -  лингвоконцептоцентрический  - направление в лингводидактике и методике  (направление научно поддержано известными лингвоконцептологами профессорами В.И. Карасиком и С.Г. Воркачевым ).   Автор научного проекта " Методическая лингвоконцептология ".

Изображение слайда

Слайд 24

Смысловое чтение. 1 класс Концепт Тема Книга Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Сказка Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Весна Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Смех Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Друг, дружба Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Доброта Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом

Изображение слайда

Слайд 25

Смысловое чтение. 2 класс Концепт Тема Библиотека Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Пословица Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Осень Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Забота Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Зима Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Писатель Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Совесть Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом

Изображение слайда

Слайд 26

Смысловое чтение. 3 класс Концепт Тема Фольклор Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Поступок Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Мама Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Быль Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Слово Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Автор Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом

Изображение слайда

Слайд 27

Смысловое чтение. 4 класс Концепт Тема Красота Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Счастье Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Детство Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Верность Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Родина Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Фантазия Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом

Изображение слайда

Слайд 28

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. РАБОТА НАД СЛОВОМ.

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 30

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Слайд 32

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Изображение слайда

Слайд 33

Изображение слайда

Слайд 34

Изображение слайда

Слайд 35

Изображение слайда

Слайд 36

http://smislovoe-chtenie.ru

Изображение слайда

Слайд 37

http://smislovoe-chtenie.ru

Изображение слайда

Слайд 38

http://smislovoe-chtenie.ru

Изображение слайда

Слайд 39

http://smislovoe-chtenie.ru

Изображение слайда

Слайд 40

http://smislovoe-chtenie.ru

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

"А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение прежде всего сотворчество… ". Марина Цветаева

Изображение слайда

Похожие презентации