Первый слайд презентации: Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, автор учебников по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива», учебных и методических пособий в области дошкольного и начального образования
Слайд 3
Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты. Кто участвует. Участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет (2016) В PIRLS оценивают два вида чтения: • чтение для приобретения читательского литературного опыта; • чтение для освоения и использования информации. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка: находить информацию; формулировать выводы; интерпретацию и обобщение информации; анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: PIRLS, TIMSS, PISA
Слайд 4
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность. Кто участвует. В этом исследовании участвуют 15-летние школьники. Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ. Что проверяют. Сравнение между собой качества математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе. Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов. Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
Слайд 6
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Стратегическая задача: глобальная конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Конкурентоспособность образования – один из важнейших факторов конкурентоспособности страны, определяется в первую очередь качеством и доступностью образования. Конкурентоспособность страны - это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни.
Слайд 7
Цель программы - качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS ); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е От 26 декабря 2017 г. N1642 МОСКВА Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Слайд 8
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ компоненты ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
Слайд 9
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Организация экономического сотрудничества и развития https://oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf Оценка читательской грамотности включает: • оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста • оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Слайд 10
СПЛОШНЫЕ НЕСПЛОШНЫЕ 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). 1) вербальные фрагменты; 2) графики; 3) диаграммы; 4) таблицы; 5) карты, схемы; 6) рисунки, фотографии, 7) формы (анкеты и др.); 8) информационные листы и объявления. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ
Слайд 11
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ Нахождение и извлечение информации из текста Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Находить и извлекать одну или несколько единиц информации: расположенных в одном фрагменте текста расположенных в разных фрагментах текста Определять наличие/отсутствие информации
Слайд 12
Интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) информации Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.). Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста). Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
Слайд 13
Осмысление и оценка содержания и формы Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора. Оценивать форму текста, целесообразность использованных автором приемов. Понимать назначение структурной единицы текста. Оценивать полноту, достоверность информации. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Слайд 14
Использование информации из текста Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Слайд 15
ООП НОО. ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста ; делить тексты на смысловые части, составлять план текста ; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; понимать информацию, представленную разными способами : словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста ; использовать различные виды чтения : ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
Слайд 16
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую ; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод ; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Слайд 17
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте ; подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Слайд 19
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Итог работы – личностно новое приобретение: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.
Слайд 20
С точки зрения лингвистики (теория И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях. О.В. Соболева. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: зачем, кого, чему и как учить?
Слайд 21
Бойкина М.В., Бубнова И.А. Смысловое чтение: рабочая тетрадь. - Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение
Слайд 22
Цель работы с пособием — сформировать у обучающихся умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Система заданий, предлагаемая в данном пособии ( работа со словом, предложением, текстом ), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Слайд 23
Мишатина Наталья Львовна доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена. В 2000 году в рамках кандидатской диссертации на тему " Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся VII-IX классов" впервые в методике обучения русскому языку как родному был предложен и методически интерпретирован лингвистический термин "концепт". В 2010 году успешно защищена докторская диссертация на тему «Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход». Развивает новое научное - лингвоконцептоцентрический - направление в лингводидактике и методике (направление научно поддержано известными лингвоконцептологами профессорами В.И. Карасиком и С.Г. Воркачевым ). Автор научного проекта " Методическая лингвоконцептология ".
Слайд 24
Смысловое чтение. 1 класс Концепт Тема Книга Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Сказка Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Весна Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Смех Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Друг, дружба Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Доброта Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом
Слайд 25
Смысловое чтение. 2 класс Концепт Тема Библиотека Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Пословица Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Осень Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Забота Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Зима Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Писатель Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Совесть Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом
Слайд 26
Смысловое чтение. 3 класс Концепт Тема Фольклор Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Поступок Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Мама Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Быль Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Слово Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Автор Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом
Слайд 27
Смысловое чтение. 4 класс Концепт Тема Красота Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Счастье Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Детство Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Верность Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Родина Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Фантазия Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом