Первый слайд презентации: Стресс в жизни школьника
Секция: ОБЖ Городская научно - практическая конференция «Старт в науку» Автор: Емельянов Игорь Вадимович, 11 «а» класс, МБОУ школа № 71 Руководитель: Тонкова Т. М., учитель ОБЖ Дзержинск 2021
Слайд 3: Актуальность
Более 90 % людей постоянно испытывают стрессы Ключ к тому, как свести их негативное влияние на организм к минимуму, находится в ваших руках Вы не властны над обстоятельствами, вызывающими стресс, но вы вполне можете изменить свое отношение к ним Нужно этому научиться
Актуальность темы объясняется необходимостью понимать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации Основной вопрос: Как снизить влияние негативного стресса на интеллектуальные возможности при сдаче экзамена? Задачи : - изучить литературу по теме «школьный стресс» ; - в ыяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности ; -провести анкетирование среди учеников класса по данной проблеме; сформулировать рекомендации для учеников с целью уменьшения тревожности и школьного стресса; -сделать выводы на основе полученных знаний. Предполагаю, что знания в области теории стрессового поведения смогут повысить мои шансы успешной сдачи экзаменов.
Слайд 5
«Стресс — это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает… Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть» Ганс Селье, канадский патолог и эндокринолог, создатель теории стресса Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса.
Физические и химические факторы травмы, инфекции, токсины, высокая и низкая температура среды, заболевания и повреждения любого вида Стресс Эмоциональные факторы конфликты, непонимание, одиночество, перегрузки, наказания, завышенные требования, высокий темп жизни любое влияние, которое нарушает стабильность и баланс функций организма
Слайд 7: СТРЕСС
эустресс - положительный стресс, сочетающийся с желательным эффектом и мобилизирует организм дистресс - отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом Стресс бывает: физиологический (мы не можем повлиять на его проявления) психологический (понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами, делится на два вида информационный и эмоциональный).
Слайд 8: Стрессовые реакции
два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида) Эмоциональные Поведенческие Физиологические нарушение дыхания, сердцебиения, сна, головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей
Слайд 9: Кролик» или «Лев»
У одних людей наблюдается усиление активности, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность, «стресс кролика»
Слайд 10: Симптомы стресса у школьников
1.Чувство неуверенности в себе. 2.Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием. 3.Нежелание общаться с людьми. 4.Усталость и расстройства сна. 5.Колебание настроения. 6.Раздражительность и вспыльчивость. 7.Беспокойство. 8.Плохой аппетит или резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
Слайд 11: Болезни, вызванные стрессом
Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания: боли в пояснице; бессонницы; рака; гипертонии; сердечных приступов; учащенного сердцебиения; инсульта ; быстрой утомляемости; заболевания желудочно-кишечного тракта; кожных болезней.
Слайд 12: Школьный стресс — это широкое понятие, его частная форма — экзаменационный стресс
Слайд 15: Исследование стрессоустойчивости
Стрессоустойчивость – это эмоциональная устойчивость, обеспечивающая противостояние стрессовым факторам, организующая направленность поведения подростка на преодоление стрессовой ситуации. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) Уровень стрессоустойчивости Количество обучающихся высокий 8 чел. – 40% выше среднего 11 чел. – 55% средний 1 чел.- 5% низкий 0
Слайд 16
Стрессоустойчивость обучающихся преобладает среднего уровня, не всегда правильно ведут себя в стрессовой ситуации. Могут сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда подростки «заводятся» из-за пустяка, вступают в конфликтные ситуации. Следовательно, необходима организация психолого-педагогического сопровождения повышения стрессоустойчивости подростков, с целью формирования психологической устойчивости к ситуациям, требующим мобилизации, таким как экзамены.
Слайд 17
В одной из соц.сетей я разместил опрос учащихся нашей школы по теме моего исследования. Были заданы вопросы: 1.Знаете ли вы что такое стресс? 2.Сталкивались ли вы с паникой? 3. Случались ли у вас панические атаки перед экзаменами? 4. Знакомы ли вы с техниками саморегуляции?
Слайд 18: Анкетирование
Полученные ответы показали, что экзамены явились причиной для паники примерно трети респондентов, в то время как две трети считают себя способными справится с негативными эмоциями и страхом. Пятая часть опрошенных считает, что никогда не сталкивалась с паникой, 70% признаёт, что становилась свидетелями её действия на людей, остальные затруднились ответить.
Слайд 19
Менее 10 % опрошенных знакомы с техниками саморегуляции, а оставшиеся примерно поровну поделились на тех, кто незнаком с ними, и тех, кто затруднился дать однозначный ответ.
Слайд 20: Выводы по опросу
Исходя из данных опроса можно сделать вывод о необходимости и своевременности проводимых в нашей школе психологических тренингов по подготовке к сдаче экзаменов. Лучше всего, когда человек знает, что нужно делать, и действует адекватно ситуации, а для этого необходимы тренировки, в результате которых вырабатывается стереотип безопасного поведения. Апрель 2021
Слайд 21: Рекомендации для учащихся:
Признайтесь себе в слабых и сильных сторонах; Высыпайтесь, позволяйте себе расслабиться; Соблюдайте режим труда и отдыха ; Дружите с одноклассниками - это поможет вам противостоять стрессу. Гуляйте на воздухе, занимайтесь активно спортом. Оптимизм, положительное восприятие жизни – это то, что отличает «победителя» от неудачника. Музыка влияет на нас эмоционально. Расслабляющие звуки моря или леса так же способны очистить ваш загруженный мозг и снять стресс. Принимайте теплую ванну. Планируйте свой будущий день. Это поможет вам избежать нехватки времени, т.е. стрессогенного фактора. Антистрессовое питание : лучшему запоминанию способствует – морковь.
Слайд 23
Простые приемы Методы и приемы саморегуляции Сложные методы Нервно-мышечная релаксация Аутотренинг Медитация Идеомоторная тренировка Самовнушение Визуализация Управление вниманием Регуляция дыхания
Слайд 26: Выводы
В целом стресс - это обычная действительность нашей жизни. Жизнь без стресса невозможна. У современного школьника в качестве стрессоров выступает стремление к успеху, отношения с учителями, оценка, успешное написание контрольной работы, сдача экзаменов. Имея сведения о признаках стресса, способа выхода из него, человеку легче научиться управлять собой в сложных ситуациях. Я разработал памятку по преодолению стресса, решил опубликовать рекомендации на школьном сайте и провести при помощи педагога Тонковой Т.М. и психолога школы Ворониной М.И. классные часы по данной тематике.
Слайд 30
В нашей неспокойной жизни мы все больше слышим и употребляем понятие «стресс». Моя работа посвящена теме «Школьный стресс. Способы предотвращения и борьбы с ним». Предмет исследования: литература по теме «стресс», причины стресса, его проявления. Объект исследования: выпускники нашей школы (9-11 класс) и учащиеся подросткового возраста, наличие у данной категории учащихся школьного стресса. Задачи моей работы: - изучить теоретическую литературу по теме «стресс», «школьный стресс», - обратиться к словарям, дать определение данным явлениям; - выяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности; - выяснить наличие школьного стресса у выпускников школы и учащихся среднего звена. Провести анкетирование с целью выявления уровня школьного стресса. -попытаться сформулировать рекомендации для учеников, родителей и учителей с целью уменьшения школьной тревожности и школьного стресса.
Слайд 31: Фазы стресса
Стадия тревоги Мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессу. Активизируется работа нервной системы, увеличивается образование гормонов надпочечников. Стадия сопротивления, (устойчивости) Если стрессор не прекращает своего воздействия, сопротивление становится выше нормы, снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Человек теряет способность противостоять стрессу, возникают различные болезни. Ганс Селье
Слайд 32: ЭКЗАМЕН-это…
- переработка большого объема информации, что связано с нагрузкой на мозг; - серьезное эмоциональное переживание, т. е. нагрузка на нервную систему; - оценка не только накопленных знаний, но и личности экзаменуемого.