Первый слайд презентации: СТРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ
Выполнил: Белов П.И. СТРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ
Слайд 2: ЦЕЛЬ ДОКЛАДА
Рассказать о сущности стресса, в частности эмоционального, его роли в развитии некоторых заболеваний, мерах профилактики стресса, а также поведать о последнем с точки зрения теории функциональных систем (ТФС), созданной П.К. Анохиным, представители научной школы которого в течение многих лет занимались изучением механизмов эмоционального стресса и устойчивости к нему. ЦЕЛЬ ДОКЛАДА
Слайд 3: ПЛАН
Стресс. Понятие, сущность процесса, его роль в патологии. Основные положения ТФС. Эмоции. Особенности эмоционального стресса. Эмоциональный стресс с точки зрения ТФС. Предупреждение эмоционального стресса. Стресс с позиций теории НАРО. ПЛАН
Часть первая Стресс: понятие, сущность процесса, его роль в патологии
Слайд 5
Автором концепции стресса считается Ганс Селье, который заметил схожесть проявлений заболеваний различного характера у пациентов: апатия, депрессия, потеря аппетита, головные и мышечные боли, слабость, усталость. В дальнейшем, проводя эксперименты с воздействием различных по качеству чрезвычайных раздражителей на животные организмы, он описал свою знаменитую триаду и пришёл к понятию общего адаптационного синдрома (ОАС), которое в последующем отождествил с понятием стресса.
Слайд 6
Селье вводил животным неочищенную вытяжку из плаценты и наблюдал триаду признаков: увеличение надпочечников, уменьшение тимуса, образование язв в желудке и дуоденуме. Считая, что открыл новый гормон, учёный очищал вытяжку, и по мере очищения триада становилась менее выраженной. После того, как были проведены опыты с воздействием холода, формалина и других экстремальных по силе раздражителей с обнаружением типичной триады, Селье пришёл к выводу, что наблюдаемые изменения – признаки некой неспецифической реакции. После было выяснено, что она общая и адаптационная.
Слайд 7
Селье в своём труде «Стресс без дистресса » указывает на невозможность создания им стройной теории ОАС без предшественни -ков, работавших над его изучением.
Слайд 8
Селье заканчивает повествование словами французского писателя и философа Монтеня: «Могу сказать, что в этой книге я лишь составил букет из чужих цветов, а моя здесь только ленточка, которая связывает их». Среди предтечей концепции стресса особо стоит отметить Уолтера Кэннона, предложившего термин «гомеостазис» и отметившего значение симпатической нервной системы в механизмах поддержания постоянства внутренней среды, а также Л.А. Орбели, чьи исследования связаны с адаптационно-трофической ролью симпатической нервной системы.
Слайд 9: Что такое стресс?
При ответе на этот вопрос возникают трудности, связанные с неоднозначностью употребляемых даже в научной литературе понятий, обозначаемых словом «стресс». Дадим определение стресса и рассмотрим причины тех самых трудностей. Что такое стресс?
Слайд 10: СТРЕСС – ЭТО
Общая неспецифическая реакция организма на действие стрессора – раздражителя, необычного, чрезвычайного, экстремального по силе и/или длительности. В качестве примеров стрессоров можно назвать ожог, сильную боль, оперативное вмешательство, шокирующие известия. СТРЕСС – ЭТО
Слайд 11: По природе стрессоры разделяются на
Физические, Химические, Биологические, Психические (информационные). По природе стрессоры разделяются на
Слайд 13
Стрессоры как экстремальные раздражители способны вызвать значительные отклонения параметров гомеостазиса. Смысл стресса – предотвратить эти отклонения путём интенсификации деятельности почти всех систем организма, особенно тех, которые напрямую ответственны за регуляцию изменяющегося параметра. Причём сохранение одних параметров гомеостазиса происходит за счёт временного нарушения других (в стадию тревоги) вследствие избыточной активации механизмов стресса. Такой тип общего ответа организма целесообразен по отношению именно к экстремальному фактору.
Слайд 14: Противоречия, связанные с понятием «стресс»
Употребление стресса вместо стрессора. Например, операция – это стресс вместо «это стрессор». Селье называл начальную фазу первой стадии стресса шоком, что внесло путаницу в бытовое и даже научное употребление термина «шок». Следует указать, что шок – отличный и отчасти противоположный процесс по отношению к стрессу. Противоречия, связанные с понятием «стресс»
Слайд 15
В качестве синонима стресса используют общий адаптационный синдром, что в принципе неверно, поскольку стресс не единственная общая неспецифическая адаптационная реакция, о чём будет сказано при рассмотрении теории НАРО Селье ввёл понятия эустресса (хорошего, сопровождающегося положительными эмоциями и благотворно влияющего на организм) и дистресса (противоположного по значению эустрессу ). Чаще всего, употребляя стресс, имеют в виду дистресс. Следует отметить, что Селье толком ничего не сказал в своих работах об эустрессе
Слайд 16
Употребление стресса только лишь в значении « эмоциональ-ный », «нервное напряжение». Такое употребление встречается исключительно в быту.
Слайд 17
В определении стресса указано, что последний вызывается лишь экстремальными факторами – стрессорами. Однако Селье пишет, что некоторый стресс мы испытываем постоянно, даже когда спим. В данном случае речь идёт о «непонятном» пока эустрессе, являющимся по сути совокупностью нестрессорных адаптационных реакций. Поскольку действие раздражителей на человека непрерывно, то непрерывна и адаптация к ним. Отсюда «некоторый стресс мы испытываем постоянно, даже когда спим». В дальнейшем речь пойдёт о дистрессе, который будет обозначаться как стресс.
Слайд 18: Проявления острого стресса
Триада Селье : инволюция тимуса, гипертрофия коры надпочечников, образование язв ЖКТ. Выраженные отрицательные эмоциональные переживания. Слабость, суставные, головные боли, миалгии. Характерные изменения в крови: лимфоцитопения (относительная), эозинопения, нейтрофильный лейкоцитоз. Повышение артериального давления. Проявления острого стресса
Слайд 19: Проявления хронического стресса
Триада Селье. Отрицательные эмоциональные переживания. Слабость, суставная, головная боль, миалгии. Характерные изменения в крови: лимфоцитопения (относительная), остальные показатели варьируют, иначе говоря, может быть и эозинофилия, и нейтропения. Повышение АД. Проявления хронического стресса
Слайд 20
Стоит подчеркнуть, что стресс сопровождается исключительно отрицательными эмоциями. В случае острого стресса – это выраженные уныние, депрессия или агрессия, в случае хронического – постоянное внутреннее напряжение, чувство тревоги, раздражительность, навязчивые страхи – по сути симптоматика неврозов. Изменения мыслительной деятельности при остром стрессе могут быть нескольких типов: А ктивизация мышления, направленная на поиск выхода из стрессовой ситуации – стресс разрешается Гиперактивизация мышления, заключающаяся в появлении посторонних мыслей – стресс продолжается «Остановка» мыслительной деятельности с впадением в уныние, депрессию или агрессию – стресс продолжается, а в случае реализации двигательного компонента агрессии(человек вступает в драку, рвёт бумагу, ломает предметы быта) возможно разрешение Переключение на другую деятельность – стресс разрешается
Слайд 21: Субъективное замедление времени в стрессовой ситуации
Сильный стресс в ситуациях, угрожающих жизни, может вызвать чувство замедления времени. Примеров можно найти и привести множество. Особенно часто подобные феномены происходят в боевых условиях. «Солдат Федор Николаевич Филатов, родом из Балашова, за мгновение взрыва, произошедшего в 5 метрах от него, пережил несколько томительных минут, словно завороженный наблюдая, как по стальному корпусу снаряда бегут огненные трещины, металл трескается, и медленно, "как во сне", разлетаются осколки (данное им в годы 2-й Мировой войны описание в точности соответствовало сделанным позднее скоростным видеозаписям )». Взято из «Тайны времени» В. Чернобров. Субъективное замедление времени в стрессовой ситуации
Слайд 22
Весьма интересны эксперименты, проведённые доцентом нейробиологии, психиатрии и поведенческих наук Дэвидом Иглманом и его аспирантами. Волонтёров сбрасывали с высоты 50 метров без страховки спиной вперёд (!!!) на специальную сетку ( Suspended Catch Air Device — SCAD ). По рассказам разных добровольцев, им казалось, что они летят как минимум на треть дольше, чем те люди, падение которых они наблюдали со стороны. Предположили, что субъективное замедление времени возникает вследствие активизации мыслительной деятельности, увеличениия оперативной памяти мозга и ускоренного восприятия информации из внешней среды. Для подтверждения этой гипотезы провели подобный опыт с одним отличием: волонтёрам перед падением закрепляли на запястье перцептивный хронометр.
Слайд 23
(a) Когда изображение на небольшом экране хронометра меняется со своим негативом медленно, человек в состоянии распознать высвечивающееся цифру (или число). (b) С увеличением скорости чередований становится невозможно определить, какая цифра (число) появляется на табло. (c) Так выглядит хронометр, надетый на запястье. (d ) та самая сетка SCAD в парке развлечений Далласа, США
Слайд 24
Если причиной субъективного замедления времени действительно является ускоренное восприятие, то испытуемые смогут рассмотреть быстро чередующиеся числа во время падения. Однако такой результат зарегистрирован не был и гипотеза с ускоренным восприятием не получила подтверждения Возможно, замедление времени связано с особенностями запоминания, в частности с амигдалой, «накапливающей своего рода второстепенный набор впечатлений именно в момент опасности ». «В результате воспоминания о каких-либо ужасающих событиях становятся более глубокими и сильными, — поясняет Иглман, — А чем больше информации о них сохраняется в вашей памяти, тем более долгим они вам потом кажутся».
Слайд 25
Селье выделил три стадии развития стресса. Он писал: «При решении любой изнуряющей задачи человек сначала чувствует трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести эту нагрузку не в состоянии».
Слайд 27
Прежде чем перейти к рассмотрению механизма стресса, ещё раз отмечу, что стресс вызывается только стрессором. Раздражители меньшей силы индуцируют развитие эустресса, который будет рассмотрен при знакомстве с теорией неспецифических адаптационных реакций организма (НАРО), которая исключает понятия эу - и дистресса, оставляя лишь стресс.
Слайд 28: Механизм стресса
Стрессор вызывает изменения внешней и/или внутренней среды организма, что воспринимается рецепторным аппаратом последнего. Афферентная импульсация достигает лимбической системы и стимулирует продукцию гипоталамусом кортиколиберина, окситоцина и вазопрессина. Также происходит активация симпатического отдела нервной системы. Механизм стресса
Слайд 29
Таким образом, можно выделить два основных пути реализации стресса: Через симпатическую нервную систему. Через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось. Эти механизмы направлены на осуществление цели стресса: интенсификацию деятельности функциональных систем организма и мобилизацию энергетических ресурсов для обеспечения последних. Смысл стресса – свести к минимуму отклонения в результатах деятельности функциональных систем, в том числе параметров гомеостазиса.
Слайд 30
Рассмотрим, как симпатическая нервная система и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось обусловливают усиление деятельности функциональных систем и поставляют им питательные вещества. Быстрее проявляются эффекты активации симпатической нервной системы, играющей важную роль в развитии острого стресса. Под действием норадреналина постганглионарных нейроцитов сужаются артериолы (важно отметить так называемый феномен перераспределения кровотока, заключающийся в расширении артериол жизненно важных органов: сердца, головного мозга; в сердце расширение артериол происходит вследствие действия лигандов на бета- адренорецепторы и действия местных метаболических факторов, например, аденозина, число которых увеличивается за счёт усиления сердечной деятельности под действием катехоламинов), увеличивается ЧСС и инотропизм миокарда, обеспечивается гипервентиляция респираторной системы и повышение продукции сурфактанта.
Слайд 31
Под действием ацетилхолина преганглионарных нейронов повышается продукция адреналина мозговым веществом надпочечников. Адреналин дублирует эффекты симпатической нервной системы и, кроме того, является контринсулярным гормоном, запускает РААС (ренин- ангиотензин - альдостероновую систему). Другой основной механизм стресса: кортиколиберин высвобождает АКТГ (и одновременно опиаты, о роли которых будет сказано далее). Оба вызывают возбуждение центра тревоги и страха, вторично активируя лимбическую систему и реализуя положительную обратную связь.
Слайд 32
АКТГ высвобождает гормоны коры надпочечников. Особенно важны глюкокортикоиды, которые усиливают эффекты катехоламинов, мобилизуют глюкозу за счёт угнетения секреции инсулина и усиления глюконеогенеза, увеличивают липолиз и катаболизм белков с повышением содержания в крови соответствующих мономеров, оказывают противовоспалительное и иммуннодепрессивное (при « стрессорной » концентрации) действие.
Слайд 34
Усиление деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательной систем, этот «прилив крови к голове и мышцам» открывают в состоянии стресса « сверхвозможности » организма. Так человек без труда перепрыгивает через высокий забор, слабая женщина поднимает автомобиль, наехавший на её ребёнка, а кошка забирается на недосягаемые для неё в спокойном состоянии высоты. Более того сильный стресс может явиться причиной формирования изменённых состояний сознания и открытию талантов
Слайд 36
Кроме основных рассмотренных механизмов, в стрессе участвует множество компонентов: гормоны щитовидной железы, АДГ, окситоцин, прочее. А также совокупность механизмов, объединённых в понятие стресс-лимитирующих систем, название которых говорит само за себя. Стоит, однако, отметить условность выделения стресс-ограничивающих систем
Слайд 37: Некоторые компоненты стресс-лимитирующих систем
Центральные: ГАМК Эндогенные опиоиды Серотонин Мелатонин Норадреналин Периферические: Простагландин E 2 Аденозин Антиоксиданты Шапероны Некоторые компоненты стресс-лимитирующих систем
Слайд 38
ПГ Е2 и аденозин оказывают гипотензивное действие. Антиоксиданты (каталаза, супероксиддисмутаза, аскорбиновая кислота) противодействуют последствиям чрезмерного усиления перекисного окисления липидов ( оксидативный стресс), умеренное усиление которого в стадии резистентности стресса облегчает трансмембранный транспорт.
Слайд 39
Шапероны (белки теплового шока, HSP ) обеспечивают стабильность структуры белков в норме после трансляции и при возникновении так называемых клеточных стрессов, в том числе при повышении температуры. В названиях шаперонов отражена их молекулярная масса: HSP 60, HSP 70.
Слайд 40
ГАМК ( γ -аминомасляная кислота) является тормозным медиатором, действующим через хлорные хемочувствительные каналы мембран нейроцитов стресс-реализующих систем в ЦНС Серотонин. Его роль как ограничителя стресс-реакций спорна. Однако серотонин является компонентом антиноцицептивной системы. Мелатонин (в том числе эпифизарный ) и норадреналин, вырабатываемые нейронами центра удовольствия гипоталамуса, ингибируют механизмы стресса.
Слайд 41
Эндогенные опиоиды (три семейства: эндорфины, энкефалины, динорфины ) вырабатываются в гипоталамусе, таламусе, ДЭС, неокортексе, в среднем мозге вокруг водопровода, в спинном мозге и даже лимфоцитами. Антистрессорные эффекты опиоидов : Анальгезия. Стимулирование центра удовольствия. Повышение тонуса вагуса.
Слайд 42
Афферентация болевой чувствительности осуществляется посредством латеральных спиноталамических путей: неоталамических (ранний компонент боли – боль мгновенная, локализованная) и палеоталамических (поздний компонент боли – боль тупая и нелокализованная). Оба компонента представлены лишь при поверхностной боли (кожа, слизистые). Только поздний компонент – при глубокой (мышцы, кости, суставы) и висцеральной болях.
Слайд 44
Обобщим вышесказанное по поводу механизма стресса. В ответ на действие экстремального раздражителя в организме избыточно интенсифицируется деятельность функциональных систем и избыточно мобилизуются нутриенты. Слово «избыточный» означает факт того, что для уравновешивания действия стрессора требуется меньшее увеличение вышеобозначенных факторов. В этом состоит сущность стадии тревоги стресса, которая проявляется выраженными отрицательными эмоциями, инволюцией тимуса, образованием язв в ЖКТ. Именно в стадию тревоги «гомеостаз восстанавливается за счёт его нарушения»
Слайд 45
В последующем уменьшается количество питательных веществ и гормонов стресса до минимального уровня, позволяющего сдерживать стрессор. Это обусловлено процессами торможения в ЦНС и понижением чувствительности, а значит, и повышением резистентности не только к действующему фактору, но и к иным по качеству – феномен перекрёстной резистентности. В этом заключается стадия устойчивости. При ней отчётливо выявляются доминирующие системы, усиленное функционирование которых обеспечивается явлением перераспределения кровотока, возникающим за счёт центральных и местных механизмов. Стадия резистентности характеризуется гипертрофией коры надпочечников и компонентов доминирующих систем. В случае длительного или очень сильного (при этом отсутствует стадия резистентности) действия стрессора наступает стадия истощения.
Слайд 46: Роль стресса в патологии
Связана, в основном, с избыточным, продолжительным действием гормонов стресса и заключается в способствовании возникновению таких заболеваний, как: Неврозы Инсомнии Атеросклероз Эссенциальная артериальная гипертензия Ишемическая болезнь сердца Инсульты Язвенная болезнь желудка и дуоденума Кожные заболевания Иммунодефициты Рассмотрим некоторые из этих патологий Роль стресса в патологии
Слайд 47: Неврозы - это
Нарушения психической деятельности под воздействием психотравмирующих факторов. Проявляются расстройством эмоциональной сферы, вегетативными и иногда эндокринными нарушениями. Степень выраженности нарушений зависит от личностных особенностей, в частности от стрессоустойчивости. В случае неврозов имеет место порочный круг: стресс вызывает неврозы, неврозы провоцируют стресс Неврозы - это
Слайд 49: Неврастения
Проявления: Тревожность Головные боли Головокружения Тахикардия, повышение АД, чувство сжимания сердца, Изжога, рвота, обстипации, диарея Тремор пальцев рук (особенно при волнении) Нарушения сна Снижение работоспособности Раздражительность Усиление сухожильных рефлексов Неврастения
Слайд 50: Невроз навязчивых состояний
Или обсессивно- фобический. Главное проявление – навязчивость мыслей, а именно: сомнения (человек многократно проверяет, не забыл ли он что-либо сделать, например, закрыть дверь, выключить воду), страхи (боязнь публики), отвлечения (во время выполнения какой-либо деятельности человек отвлекается на размышления, порою странные, например, что будет, если свиньи научатся летать, сюда же относятся «навязчивые мысли, противоположные убеждениям, например, богохульные мысли у религиозного человека»), излишние произвольные действия (этакие двигательные привычки – шмыгание носом, подмигивание, поправление волос, облизывание губ и прочее) Невроз навязчивых состояний
Слайд 51: Истерический невроз
Или истерия, бешенство матки. Дело в том, что истерию, возникающую, как и другие неврозы, преимущественно у женщин, связывали с блужданием матки, сопровождавшимся повышенной сексуальной активностью Истерический невроз
Слайд 52: Проявления истерии
Неадекватное поведение: демонстративные плач, смех, крик, человек рвёт на себе волосы, одежду, разбрасывает предметы. Характерны плаксивость, преувеличения, капризность, Судороги, изменение окраски кожи лица, Гипестезия (понижение всех видов чувствительности) или же появление истерических болей, Нарушения речи, в том числе заикание, Отрыжка, рвота, функциональная дисфагия, боли в области сердца, тахикардия, одышка Проявления истерии
Слайд 53: Роль стресса в патогенезе первичной АГ
Заключается в: 1. Гиперактивации симпатоадреналовой системы: вследствие нарушений ВНД, приводящих к функциональному повреждению СДЦ (кардиоваскулярный невроз по нейрогенной теории Ланга-Мясникова ); вследствие хронического стресса. В ажную роль в стабилизации повышенного АД играют два фактора: перестройка центрального звена регуляции (АРД по ТФС) АД, заключающееся в «перемещении» интервала нормы АД, воспринимаемого барорецепторами в области дуги аорты и бифуркации a. carotis communis, в область более высоких значений АД на фоне его хронического повышения, а также структурные изменения стенок артериол. Гиперактивация САС ведёт к гиперактивации РААС. Роль стресса в патогенезе первичной АГ
Слайд 54
2. Дисфункции эндотелия: из-за его повреждения вследствие АГ (порочный круг), стресса и других причин. Дисфункция эндотелия заключается в потери адекватности местной регуляции просвета сосудов посредством выделяемых эндотелиоцитами вазодилататоров, в частности NO. Стойко повышенное АД приводит к изменениям в сосудистой стенке, наиболее ярко проявляющимся в резистивных сосудах (т.е. в относительно мелких, артериолах). Особенно резко эти изменения происходят при гипертонических кризах. Органические поражения стенок артериол извращают их роль в регуляции ОПСС посредством изменения сократительной активности гладких миоцитов. Такие изменения происходят системно и в зависимости от преимущественного поражения определённого органа выделяют кардиальную, церебральную и другие формы гипертонической болезни.
Слайд 55
Изменения при первичной АГ, происходящие в сосудах и различных органах (например, гипертрофия левого желудочка), лежат в основе других заболеваний: ИБС, инсультов и др.
Слайд 56: Ишемическая болезнь сердца
Заболевание, в основе которого лежит коронарная недостаточность – абсолютное или относительное несоответствие метаболических потребностей миокарда притоку к нему крови. Клиническая разновидность ИБС – инфаркт миокарда. Важно отметить, что катехоламины в больших количествах, во-первых, ведут к разрушению липидного бислоя сарколемм, во-вторых, резко увеличивают потребность миокарда в кислороде и в итоге доставка кислорода по венечным сосудам к миокарду начинает отставать от потребности последнего в нём Ишемическая болезнь сердца
Слайд 57: Инсульт
Об инсульте говорят в случае острого нарушения мозгового кровообращения с появлением неврологической симптоматики (общемозговой – головная боль, головокружение, рвота и очаговой – симптомы поражения структур мозга, например, пирамидных путей), которая сохраняется в течение суток или же нарушение кровотока приводит к гибели пациента. Если симптомы исчезают раньше 24 часов – преходящее нарушение мозгового кровообращения: либо транзиторная ишемическая атака, либо гипертонический криз. В развитии инсультов важную роль играют артериальная гипертензия и атеросклероз (о роли стресса в развитии атеросклеротической бляшки будет сказано в третьей части) Инсульт
Слайд 60
ТФС была создана учеником И.П. Павлова П.К. Анохиным и в настоящее время развивается его последователями в НИИ Нормальной физиологии имени П.К. Анохина. ТФС впитала в себя принципы трёх основных концепций: Теории рефлексов Павлова, Теории доминанты Ухтомского, Общей теории систем Берталанфи. Изначально ТФС описывала только поведение. Позже ученики Анохина расширили понятие функциональной системы до гомеостатического, метаболического и даже социального уровней.
Слайд 62: Сущность ТФС
Функциональная система –самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система, деятельность всех компонентов которой направлена на достижение важного именно для функциональной системы в целом приспособительного результата. Сущность ТФС
Слайд 63: Расшифровка» определения
«самоорганизующаяся» – именно цель (результат деятельности) является причиной формирования функциональных систем. Поскольку цель – часть функциональной системы, последняя является самоорганизующейся. «саморегулирующаяся» – отклонение от оптимального значения результата деятельности функциональной системы является причиной устранения этого отклонения. Саморегуляция обеспечивается обратной афферентацией. «Расшифровка» определения
Слайд 64
«деятельность всех компонентов которой направлена на достижение важного именно для функциональной системы в целом приспособительного результата» – означает эгоизм функциональной системы и альтруизм её компонентов. Любая биосистема – функциональная. Подобно тому, как живые организмы классифицируются по уровням организации, классифицируются и функциональные системы. Функциональная система высокого уровня включает системы низкого уровня и сама входит в состав системы более высокого уровня. Функциональная система низкого уровня, становясь частью системы более высокого уровня, отбрасывает все степени свободы, мешающие достижению полезного результата для системы более высокого уровня.
Слайд 65: Примеры, поясняющие понятие «степень свободы» функциональной системы
Опухолевая клетка сохраняет свободу пролиферативной активности и губит организм Примеры, поясняющие понятие «степень свободы» функциональной системы Погибая в бою, солдаты сохраняют функциональную систему «государство»
Слайд 66: Классификация
Функциональные системы: Метаболического уровня Гомеостатического уровня Поведенческого уровня Психического уровня Социального уровня Классификация
Слайд 67
Функциональные системы различных уровней имеют свои особенности. Например, в системе метаболического уровня не принимает участия нервная система. Однако имеет место принципиальная схожесть в строении функциональных систем, называемая изоморфизмом. Любая функциональная система включает: Результат деятельности. Рецепторы результата. Обратная афферентация. Центральное звено. Исполнительные механизмы.
Слайд 70: Функциональная система гомеостатического уровня с поведенческим компонентом
Слайд 71
Функциональные системы весьма пластичны и способны к перестройке при затруднении в достижении полезного результата. Афферентация от достигнутого полезного результата называется санкционирующей. Функциональные системы низкого уровня отражают в своей деятельности значение результата системы более высокого уровня. Например, нейроны, включённые в деятельность функциональной системы питания, в голодном состоянии кроликов имеют доминирующие межимпульсные интервалы 10-20, 150 и 1000 мс..В этом заключается голографический принцип организации функциональных систем.
Слайд 72
В состав функциональной системы входят рефлекторные кольца, а значит, механизмы деятельности системы включают как безусловные, так и условные рефлексы. Человек – функциональная система, входящая в состав систем более высокого уровня и включающая системы более низкого уровня. Возникает вопрос, а каким образом взаимодействуют функциональные системы в человеческом организме?
Слайд 73: Принципы взаимодействия функциональных систем
Принцип доминанты: в данный момент реализуется деятельность той функциональной системы, которая обеспечивает наиболее значимый результат. Принцип мультипараметрического взаимодействия: изменение результата одной системы изменяет результат другой. Принцип последовательного взаимодействия: результат одной системы запускает другую. Например, поиск пищи и её приём жевание акт глотания. Принципы взаимодействия функциональных систем
Слайд 75
Динамика мультипараметрического взаимодействия функциональных систем, при которой изменение параметров одного из взаимосвязанных результатов их деятельности изменяет состояние всех связанных с ним результатов: А — доминирует функциональная система № 1; Б — доминирует функциональная система № 2. Изменяются параметры функциональных систем, связанных с доминирующей системой, и их взаимосвязи
Слайд 77
Первый и, в особенности, третий принципы лежат в основе системного квантования жизнедеятельности (перевода континуума жизнедеятельности в дискретную форму). Системоквант – результативный отрезок жизнедеятельности, определяемый специальной функциональной системой. Например, выделяют следующие системокванты дыхания: вдох и поступление воздуха в альвеолы диффузия газов из альвеол в капилляры транспорт кислорода к тканям обмен газов между кровью и интерстицием транспорт газов к лёгким альвеолярный газообмен выдох.
Слайд 79: Эмоции. Особенности эмоционального стресса. Эмоциональный стресс с точки зрения ТФС
Часть третья Эмоции. Особенности эмоционального стресса. Эмоциональный стресс с точки зрения ТФС
Слайд 80: Эмоции
Эмоция – субъективное переживание действия внешних и внутренних раздражителей. Структурной основой эмоций считается лимбическая система, иначе называемая лимбико-ретикулярным комплексом и включающая в свой состав множество структур, среди которых: О бонятельный мозг Гиппокамп Миндалевидное ядро Сосцевидные тельца Гипоталамус Ретикулярная формация Эмоции
Слайд 82: Значение эмоций
Заключается в эмоциональной оценке действительности (в оценке действия внутренних и внешних раздражителей, в том числе играющих коммуникативную роль) и в обеспечении запоминания действия наиболее значимого фактора(с участием гиппокампа ). Суть состоит в избегании того, что вызывает отрицательные эмоции, и в стремлении к тому, что порождает положительные чувства. Значение эмоций
Слайд 83
Эмоциональная оценка действительности относительно быстрая, радикальная (деление на хорошее и плохое), неразборчивая по сравнению с рациональной оценкой действительности. Однако без эмоций нормальная жизнедеятельность невозможна. При удалении амигдалы у обезьян развивается синдром Клювера-Бьюси, проявляющийся следующим образом: Нарушением эмоциональной оценки пищевых раздражителей: обезьяна ест постоянно всё в подряд, в том числе и несъедобное. Нарушение эмоциональной оценки полового раздражителя: обезьяны проявляют гиперсексуальность в отношении животных других видов, неодушевлённых предметов. Потеря чувства страха: «если зажечь спичку и поднести к клетке, то любая обезьяна, хватая эту горящую спичку, обжигается, визжит. Если после этого опять поднести зажжённую спичку, нормальная обезьяна никогда её больше не схватит. Обезьяна же с поражёнными височными долями всё время хватает зажжённую спичку, визжит и снова хватает».
Слайд 84
Эмоциональное возбуждение, возникающее в лимбической системе, генерализованно распространяется по коре переднего мозга (и осознаётся) и к эффекторам, вызывая сомато -вегетативные реакции. Однако такая генерализация эмоций происходит лишь при определённой силе раздражения лимбической системы (всегда достаточна для генерализации сила раздражения, связанного с оценкой результатов доминирующей функциональной системы), в противном случае эмоциональное возбуждение не осознаётся, а переходит в подсознание и циркулирует в пределах лишь лимбической системы, оставляя структурный след в её компонентах. Такая циркуляция лежит в основе застойного эмоционального возбуждения, приводящего к хроническому психогенному стрессу.
Слайд 86
Субстрат эмоций – лимбическая система. Но для адекватной эмоциональной оценки действительности необходимо участие кортекса и наличие афферентации. Перцепция обеспечивает генерацию эмоций, а кора «производит точную их пригонку к целенаправленным поведенческим актам». Так, декортицированные собаки перестают узнавать хозяина и при его появлении ведут себя агрессивно. Путём вживления электродов в участки лимбической системы, стимуляция которых вызывает избегание раздражения, самораздражение или ничего не вызывает, выделены, соответственно, отрицательные, положительные эмоциогенные зоны и нейтральные зоны. Причём животные, имея в эксперименте возможность стимулировать положительные эмоциогенные области и прекращать раздражение отрицательных, делают это без остановки вплоть до своей гибели от истощения
Слайд 87: Опыт Дж. Олдса -П. Милнера
«Когда крыса наступает на педаль, она производит раздражение собственного мозга. Раздражение прекращается через полсекунды после включения, даже если крыса продолжает нажимать на педаль; поэтому для нанесения повторного раздражения крыса должна отпустить педаль и снова нажать на неё. Если во время самораздражения электрическая цепь прерывается экспериментатором, так что надавливание на педаль перестаёт вызывать раздражение, животное несколько раз с яростью нажимает на педаль и только после этого начинает чиститься или засыпает» Опыт Дж. Олдса -П. Милнера
Слайд 88
Интересно, что олдсовская крыса пренебрегала сном, едой, половым раздражителем и болью ради нажатия на педаль и следующего за этим самораздражения К. Сем- Джекобсен и А. Торкильдсен во время нейрохирургических операций на ненаркотизированных людях повторили эксперимент Олдса (однако в данных условиях возникали препятствия в виде ограничений по времени и глубине установки электродов). «Получив возможность контролировать частоту раздражения, испытуемый прибегал к самораздражению. Больной отмечал появление чувства радости и удовлетворения, а временами – приятное щекотание в мышцах области таза»
Слайд 89
Области положительной (обозначены красным) и отрицательной (обозначены синим) эмоциогенных зон головного мозга (по Олдсу ): 1— мозолистое тело; 2 — гиппокамп ; 3— передний таламус; 4 — покрышка среднего мозга; 5 — свод; 6 — медиальный таламус; 7 — гипоталамус; 8 — срединный центр; 9 — препериформная кора; 10 — миндалина
Слайд 90
Имеется различие в распространении эндогенного эмоционального возбуждения (внутренняя среда – лимбическая система – кора и эффекторы) и экзогенного (внешняя среда – кора – лимбическая система – кора и эффекторы)
Слайд 91
Важна роль эмоций в обучении. Несоответствие параметров результата действия функциональной системы поведенческого уровня значениям АРД вызывает отрицательную эмоцию, которая ведёт к перестройке функциональной системы до тех пор, пока не будет удовлетворена ведущая потребность Изначально именно отрицательные переживания стимулируют удовлетворение потребности. После многократного такого удовлетворения последнее предвидится, что сопровождается положительной эмоцией. В случае позитивного эмоционального стимулирования достижения значимых для организма результатов риск возникновения стресса значительно ниже, чем при негативном стимулировании
Слайд 92: Эмоциональный стресс
В узком смысле этого слова – стресс, вызываемый информационными (психическими) раздражителями Как и стресс другой этиологии, в своей основе имеет те же механизмы развития, способствует формированию тех же заболеваний и сопровождается исключительно отрицательными переживаниями (агрессия, уныние, страх) Синонимы: психогенный, психоэмоциональный. В быту часто эмоциональный стресс имеют в виду, говоря о нервном напряжении и шоке (например, «я в шоке») Основным патогенетическим звеном эмоционального стресса является длительное или значимое несоответствие результатов функциональной системы АРД. При частых стрессах возможно формирование застойного эмоционального возбуждения с переходом острого стресса в хронический Эмоциональный стресс
Слайд 93: Особенности эмоционального стресса
Механизмы стресса запускают отрицательные эмоции Относительно высокая частота неадекватности ответа организма на действие раздражителя: достаточно вспомнить демонстрацию стресса Авиценной, который посадил в клетку ягнёнка и поместил его вблизи клетки с волком. В итоге у ягнёнка развились депрессия, расстройства функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и животное погибло, хотя фактически волк не угрожал жизни ягнёнка. Применительно к человеку эмоциональный стресс могут вызвать незначительные, не опасные для жизни информационные раздражители, которые, к сожалению, становятся пагубными посредством индуцируемого ими психогенного стресса Эмоциональный стресс приводит к социальной дезадаптации, падению нравственности, неадекватному поведению, «росту числа самоубийств, травматизации, алкоголизма и наркомании». Весьма интересен следующий эксперимент: через вживленные в мозг крысы электроды раздражали отрицательные эмоциогенные зоны, при этом «крыса-сосед», которой электроды не вживляли, имела возможность избавить от мучений сородича нажатием на педальку и прекращением раздражения. Любопытно, что крысы, не устойчивые к стрессу, не нажимали педальку, в то время как устойчивые помогали собратьям Особенности эмоционального стресса
Слайд 94
В широком смысле, стресс любой этиологии является эмоциональным, так как: В результате проведения множества экспериментов в НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина было показано, что в реакцию на стрессоры первично вовлекается лимбическая система. Причём при разрушении её компонентов (перегородки головного мозга и ретикулярных ядер мезенцефалона ) вегетативные реакции стресса не проявляются
Слайд 95
Также в результате исследований сотрудников НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина было выявлено следующее: Реакция соединительной ткани у крыс на стрессорные нагрузки заключалась в мукоидном набухании, увеличении числа и дегрануляции лаброцитов, гистиолимфоцитарной инфильтрации, а в стенке аорты помимо прочего выявлены повреждение эндотелия, приобретение гладкими миоцитами фибробластоподобной синтетической активности. Подобные изменения способствуют развитию атеросклероза и артериальной гипертензии Психогенный стресс ведёт к временному нарушению мультипараметрического взаимодействия функциональных систем, что проявляется нарушением ведущих биоритмов, особенно сердцебиений, дыхания, сна. При хроническом действии чрезвычайного фактора в конце концов происходит поломка наиболее слабой системы с отклонением параметров гомеостазиса и развитием заболеваний
Слайд 96
Нарушение мультипараметрического взаимодействия функциональных систем при стрессе было показано во многих опытах. Приведём два из них У крыс Август и Вистар исследовали коррелятивные взаимоотношения между АД, ЧСС и ЧД. Одну группу крыс помещали на 30 часов в тесные домики ( иммобилизационный стресс), другую оставляли в обычных клетках в условиях свободного поведения, а третью раздражали электрокожно и эти крысы предпочитали заходить в тесные домики (добровольная изоляция). Определяли коэффиценты корреляции и мощность корреляции между АД, ЧСС и ЧД в 1-8 и в 23-30 часы опыта.
Слайд 98
Из диаграммы видно, что снижение мощности корреляции наблюдается по сравнению с первой группой крыс у всех подгрупп второй группы и незначительно у третьей. Причём у крыс с гипотензивной реакцией так и не наступили к 23-30 часам опыта стадия резистентности стресса и восстановление мощности корреляции. Стоит сказать, что, с позиций теории НАРО, гипотензивная реакция свидетельствует о том, что наблюдаемая реакция является не стрессом, а, вероятно, реакцией активации низкого уровня реактивности. Второй эксперимент: исследованы 36 работниц электронной промышленности в возрасте 17 – 38 лет, 16 из которых впервые проходили обучение по специальности «монтажница-вакуумщица сборки электронно-оптических систем». Оценивалась обучаемость работниц с использованием интегрального показателя I, %, учитывающего снижение длительности системоквантов до определённого дня, стабилизацию их продолжительности и производительность труда. Определялись ЧСС, ЧД и коэффиценты корреляции между ними. Системокванты выглядят следующим образом: мотивация рабочего – взятие цилиндра – установка пластины на цилиндр – сварка двух деталей – откладывание готового изделия
Слайд 99
Группа испытуемых Показа- тель : корреля-ция между Фон (опера- тивный покой) : начало смены Фон (опера- тивный покой) : конец смены Производственная деятель- ность : начало смены Производственная деятель- ность : конец смены Хорошо обучающиеся новички ( n=10) ЧСС-ЧД 0,59 0,65 0,70 0,72 Плохо обучающиеся новички ( n= 6) ЧСС-ЧД 0,16 0, 18 - 0,31 - 0,35 Квалифицирован- ные работницы ( n= 20) ЧСС-ЧД 0,52 0,56 0,56 0,58
Слайд 100: Стрессоустойчивость
Реакция организма на стрессор индивидуальна и зависит от стрессоустойчивости « В однотипных конфликтных ситуациях у одних животных наблюдаются значительные нарушения функций, в то время как у других в этих же условиях такие изменения не возникают. Одни животные оказываются чувствительными к стрессу и даже погибают, в то время как другие из той же популяции и в тех же условиях выживают» Выяснено, что стрессоустойчивость обеспечивается стресс-лимитирующими системами, особенно важны бета- эндорфин, субстанция P, ПВДС (пептид, вызывающий дельта-сон) Стрессоустойчивость
Слайд 101: Схема перекрёстного кровообращения
Существование гормона сна было показано в опытах с перекрёстным кровобращением ( Легендр и Пьерон ). Позже из ликвора кроликов был получен этот гормон и назван ПВДС Схема перекрёстного кровообращения
Слайд 102: Способов оценки стрессоустойчивости множество. Наиболее часто используется тест открытого поля, показывающий соотношение ориентировочно-исследовательской и оборонительной реакций
Открытое поле – хорошо освещённая размеченная линиями арена. Крысу выпускают от борта и регистрируют подвижность (число пересечённых линий), число замираний, умываний ( груминг ) и прочие элементы поведения. Критерии высокой тревожности: частые длительные замирания; высокий уровень дефекации и уринации ; низкая подвижность Способов оценки стрессоустойчивости множество. Наиболее часто используется тест открытого поля, показывающий соотношение ориентировочно-исследовательской и оборонительной реакций
Слайд 103: Предупреждение эмоционального стресса. Стресс с позиций теории НАРО
Часть четвёртая Предупреждение эмоционального стресса. Стресс с позиций теории НАРО
Слайд 104
Эмоциональный стресс вызывается индивидуально экстремальными информационными раздражителями. Так, один может испытать стресс при порицании его учителем за малейшую провинность, в то время как другой останется при этом равнодушным. Один человек впадёт в величайшее уныние, узнав о смерти близкого, тогда как другой, верящий в жизнь после смерти или реинкарнацию, будет лелеять в воображении встречу с ушедшим в мир иной в другой реальности Личная значимость информационных раздражителей определяется нашим мировоззрением, нашими целями и ожиданиями, нашим отношением к происходящим событиям
Слайд 105
Когда ожидания не оправдываются, мы испытываем стресс, субъективным сигналом которого служит выраженная и/или продолжительная отрицательная эмоция Очевидно, лучший способ предупреждения эмоционального стресса – постоянно испытывать положительные эмоции. Но как этого добиться? Можно уподобиться олдсовской крысе, вживить себе в гипоталамус электроды и беспрерывно раздражать центры удовольствия до конца счастливой, хотя и непродолжительной жизни. Однако последнюю можно и удлинить, став гедонистом, по сути мало отличающимся от вышеупомянутой крысы
Слайд 106
Всё бы хорошо, но, с точки зрения ТФС, человека контролирует и подчиняет своим целям функциональная система более высокого уровня под названием «общество», которое при отсутствии значимых для него результатов или наличии нежелательных включает механизмы устранения неугодных обывателей С учётом сего нужно ставить перед собой осуществимые социально значимые цели, стремление к которым и достижение которых принесёт лишь удовольствие. Иначе говоря, необходимо найти профессию по душе
Слайд 107
Полезно ставить перед собой долговременные неосуществимые (порой на первый взгляд) задачи, мысль о которых будет пронизывать всю жизнь. Это то, что называется заветными мечтами, грёзами, торжеством цели. Цель должна торжествовать в разуме, притягивая все его силы для её достижения Целесообразно использовать предложенный Селье принцип альтруистического эгоизма. Он заключается буквально в следующем: «заслужи любовь ближнего». Иначе говоря, помогай другим, чтобы у них был повод помочь тебе
Слайд 108
И конечно, важно избегать отрицательных эмоций. Помните, что особенно опасен «стресс рухнувших надежд». Поэтому никогда не теряйте надежду. Если при выполнении какой-либо задачи возникает долго не разрешающаяся трудность, лучше сменить вид деятельности, нежели отдыхать ничего не делая Всё вышеперечисленное относится к изменению мировосприятия, которое, по-моему мнению, является основополагающим фактором, определяющим качество общественной жизни. В нелёгком перевоспитании могут помочь вдохновляющие книги, фильмы, религиозные идеи
Слайд 109
Сотрудники НИИ Нормальной физиологии им. Анохина в качестве профилактики стресса предлагают: Признать проблему психоэмоционального стресса как глобальную проблему выживания человечества Проведение социально-политических, производственных, воспитательных и медицинских мероприятий Дальнейшие исследования эмоционального стресса и учёт новых данных в разработке мер по профилактике стресса Контроль за физиологическими функциями (ЧСС, ЧД) в процессе производственной деятельности с помощью системы Санатрон Приём специального витаминно-минерального комплекса « Дейли -Пак»
Слайд 110: Теория НАРО
Теория неспецифических адаптационных реакций организма (НАРО), развивающая концепцию стресса, была создана отечественными учёными ( Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. и др.) в 60-х годах прошлого столетия Прежде чем кратко рассмотреть основные принципы теории НАРО, отмечу, что последняя до сего дня не считается общепризнанной, хотя её положения включены в некоторые учебники по нормальной физиологии (например, «Нормальная физиология» под ред. Ткаченко 2012 года издания) Теория НАРО
Слайд 111
Человеческий организм постоянно подвергается воздействию раздражителей и отвечает на них адаптационными реакциями, которые приводят к срочной адаптации, а при повторяющемся действии фактора – к долговременной. Адаптационные реакции делятся на две группы: Специфические (например, иммунный ответ) Неспецифические (общие), к которым относится стресс. Однако стресс – реакция на экстремальный фактор. Как же ведёт себя организм при действии раздражителей меньшей силы? Долгое время считалось, что в таком случае либо возникает стресс, либо организм реагирует только на чрезвычайные влияния и не чувствителен к слабым раздражителям.
Слайд 112
Были выявлены другие общие неспецифические адаптационные реакции организма, отличающиеся от стресса механизмами развития. Теория НАРО предлагает следующую классификацию неспецифических адаптационных реакций: Стресс – на чрезвычайные факторы Реакция тренировки – на слабые раздражители. Название объясняется тем, что для поддержания реакции необходимо постепенно увеличивать величину действующего фактора, а это – основной принцип тренировки. Субьективное проявление реакции тренировки – ощущение спокойствия, гармонии Реакция спокойной активации – на умеренной силы раздражители (между тренировочными и стрессорными ). Сопровождается хорошим, приподнятым настроением Реакция повышенной активации – на умеренной силы факторы. Ощущается прилив сил, то, что называется вдохновением Реакция переактивации – противоположная стрессу по механизмам развития реакция на экстремальные факторы на высоких уровнях реактивности (см. далее). Проявляется раздражительностью, агрессией (!!! Встаёт вопрос о том, является ли агрессия проявлением стресса, а не переактивации. В случае отрицательного ответа за стрессом остаётся только депрессия. Однако это спорный вопрос)
Слайд 114
Любопытно, что в стадию тревоги стресса в головном мозге преобладает охранительное торможение, которое переводит экстремальный фактор в раздражитель умеренной или слабой силы – развивается стадия резистентности. Однако, считает Гаркави, в стадию резистентности организм реагирует не на стрессор, а на раздражитель меньшей силы (из-за охранительного торможения) и посему стадия резистентности к стрессу не относится. Вычеркнув фазу устойчивости и оставив этапы тревоги и истощения, теория НАРО поставила под сомнение адаптационную роль стресса. Поэтому реакции активации и тренировки также называются антистрессорными
Слайд 115
В ходе исследований НАРО была выявлена интересная закономерность. Для перехода реакции тренировки в спокойную активацию требовалось увеличить силу раздражителя приблизительно в 1,2 раза. Для перехода спокойной активации в повышенную и повышенной в стресс стоило также повысить силу фактора в 1,2 раза ( коэффицент реакции). При увеличении силы стрессорного раздражителя в 1,2 раза вновь наблюдалась реакция тренировки, затем реакция активации и снова стресс. Однако в таком случае реакции активации и тренировки приобретали патологический характер. В связи с этим было введено понятие «уровень реактивности». Каждый уровень реактивности составляет совокупность реакций тренировка-активация-стресс. Высокий уровень реактивности соответствует адаптационным реакциям на слабые факторы, низкий уровень – реакциям, приобретающим патологический характер, на сильные факторы.
Слайд 118
В экспериментах на крысах было показано, что длительное поддержание реакций тренировки и активации повышает противоопухолевую резистентность и даже приводит к регрессии сарком у крыс
Слайд 119
Таким образом, для профилактики стресса необходимо поддерживать реакции тренировки и активации. Для этого Гаркави с коллегами было предложено использовать в малых дозах для вызывания антистрессорных реакций: элеутерококк колючий (несколько капель экстракта, разведённого в 10 и 100 раз), адреналин (от 0,1-0,5 мл. 0,0001% раствора до 1 мл. 0,1%) и даже магнитное поле Причина эмоциональных стрессов заключается в нас, в нашем отношении к происходящим вокруг событиям, к возникающим трудностям. Единственная этиотропная терапия стресса состоит в изменении своего мировоззрения. И никакие препараты не смогут навсегда избавить вас от нервного напряжения, если вы будете завидовать, злорадствовать, злиться, предаваться праздной жизни и расстраиваться при встрече с малейшим препятствием на пути к поставленной цели