Первый слайд презентации: Тема 13. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Слайд 10: Исполнительная власть субъекта РФ
1. В юридической литературе единого и общего понятия «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации» нет. 2. Фактически должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обладает тройной формой государственно – властных полномочий: а) административно - управленческих, б) исполнительно - распорядительных и в) представительских; 3. Фактически сущность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выражается в трёх правовых положениях: а) руководитель субъекта федерации, б) руководитель исполнительной власти субъекта федерации и в) представитель субъекта федерации на уровне Российской Федерации и на межрегиональном уровне.
Слайд 15: Оптимизация места и роли должности «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации»
Для оптимизации места и роли должности «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации» с использованием положительной зарубежной практики, а также исторического опыта России необходимы конкретные условия: а) при определении единого понятия должности исходить из текста Конституции Российской Федерации, где территориальные земли единой федерации представлены как субъекты, а не как регионы; б) установить для всех субъектов Российской Федерации единое наименование должностного лица: «Глава субъекта Российской Федерации», внеся соответствующие изменения в законодательство на федеральном уровне; в) сформулировать критерии оценки деятельности высшего должностного лица, которые не должны совпадать с показателями деятельности всей системы органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Слайд 16: Формы отражения в законодательстве субъектов РФ порядка взаимодействия органов государственной власти на региональном уровне:
Выделяются четыре формы отражения в законодательстве субъектов РФ порядка взаимодействия органов государственной власти на региональном уровне: а) определёние общего порядка взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ, б) определение основ взаимодействия законодательной (представительной) и исполнительной ветвей власти субъекта РФ, в) определёние порядка взаимодействия законодательной (представительной) власти с губернатором региона и правительством региона, г) определение порядка взаимодействия законодательного собрания, правительства и органов местного самоуправления.
Слайд 17: Взаимоотношения главы субъекта РФ по горизонтали
В законодательстве Российской Федерации взаимоотношения главы субъекта Российской Федерации с законодательным или судебным органом власти рассматриваются как взаимоотношения исполнительной власти с указанными органами власти. В то же время полномочия главы субъекта носят более широкий характер, чем исполнительный орган власти, а их концентрация в одних руках недопустима. Существует настоятельная необходимость устранения неоднозначного положения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в тех субъектах, где оно фактически имеет место (функционирует в составе коллегиального исполнительного органа власти – правительства). Наиболее приемлемой моделью решения этого вопроса должны стать положения ст.10 и ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации для федеральных органов государственной власти.
Слайд 18
Должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации замещается путем проведения прямых выборов.
Слайд 19: Запрет на избрание губернаторов более двух сроков подряд
Госдума приняла 19 июня 2015г. во втором и сразу в третьем - окончательном - чтении проект закона, окончательно вводящий запрет на избрание губернаторов более двух сроков подряд. Отсчет предлагается вести с середины 2012 года. Согласно поправкам, внесенным лидерами всех четырех думских фракций, предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта РФ выбирается на не более чем пять лет и не может занимать свой пост более двух сроков подряд "независимо от того, избирается оно гражданами РФ или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ". При этом первым губернаторским сроком предлагается рассматривать период после 1 июня 2012 года. Уточняется также срок представления президентом РФ кандидатов для избрания высшего должностного лица субъекта РФ или автономного округа - не ранее чем за 5 дней до дня голосования. "Есть необходимость раз и навсегда навести порядок в сроках губернаторства. Избранный губернатор не должен иметь право занимать свой пост более двух сроков подряд. Законопроект будет распространяться на всех глав регионов, которые были избраны с того времени, когда в России вернулись к процедуре выборов губернаторов", - пояснил ТАСС вице-спикер от фракции ЛДПР Игорь Лебедев. По его мнению, "это положительно скажется на отношении населения к власти, поскольку многие главы субъектов, откровенно говоря, засиделись на своем месте". "Нельзя управлять одной областью или республикой более 10-20 лет подряд. Должна быть сменяемость власти, и должны быть новые лица", - подчеркнул он. Эту же точку зрения разделяет вице-спикер от фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев. "Главное, чтобы соблюдался один из важнейших конституционных принципов демократического государства: глава региона не должен замещать свою должность более двух сроков подряд вне зависимости от порядка занятия своего поста. Это важнейший инструмент, сдерживающий коррупцию и кумовство", - считает справоросс. Левичев указал, что законопроект, внесенный от всех четырех фракций, "как раз и устранит существующую двусмысленность в действующем законодательстве". МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГОВ
Слайд 20: МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГОВ
Предложение запретить губернаторам избираться на пост главы субъекта более двух раз подряд - своевременная и правильная инициатива, которая обеспечит качественный подбор региональных элит, считает завкафедрой общей политологии НИУ "Высшая школа экономики" Леонид Поляков. "Это своевременная и правильная инициатива. Глава региона - это очень ответственная должность, и пребывание на ней неограниченный срок рождает множество проблем", - заявил Поляков. По его мнению, региональная элита должна ротироваться, должны приходить новые кадры. "При этом, конечно, есть исключения, работают в регионах люди, которые себя хорошо зарекомендовали, и, в принципе, они могли бы оставаться и на третий, и на четвертый сроки, но динамика развития требует, чтобы шло обновление власти", - отметил политолог. Поляков напомнил, что для президента в России существует ограничение: он не может занимать свой пост более двух сроков подряд. По словам эксперта, логично было бы ввести аналогичное правило и для высших должностных лиц регионов. Это будет способствовать росту конкуренции на выборах губернаторов, уверен он. "Ограничение двумя сроками плюс повышение конкурентности обеспечат качественный подбор региональной элиты", - резюмировал политолог. В свою очередь, член экспертного совета фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" Алексей Зудин подчеркнул, что законодательная инициатива призвана "укрепить институт губернаторской власти именно как институт, поскольку он создает условия для деперсонализации этой власти". По словам Зудина, в предложении запретить главам регионов избираться более чем дважды подряд "много показательного" - в том числе тот факт, что с этой инициативой выступили единогласно все парламентские фракции. "Мы по опыту уже знаем, что этот законопроект, по крайней мере, его основные положения, назрели и будут востребованы. Его плюсом является то, что он именно устанавливает правила, а не является инструментом сведения счетов, очень жесткой кадровой политики", - сказал эксперт. Он убежден, что этот проект закона "развивает тот моральный пример, который был подан Владимиром Путиным" в 2008 году. Тогда глава государства заявил, что он подчиняется конституционной норме, и покинул свой пост, несмотря на исключительно высокую популярность, подчеркнул Зудин.
Слайд 21: Оптимизация должности «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации»
Необходимо выделение и рассмотрение должности «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации» в отдельную главу Федерального закона №184-ФЗ, в которой необходимо: а) установить единое понятие «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации»; б) определить принципы функционирования, цели, и полномочия для эффективного управления в субъекте федерации; в) закрепить основы взаимоотношения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с органами власти субъекта Российской Федерации.
Слайд 22: Ответственность высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации
В законе сформулировано лишь два случая, когда может произойти отрешение от должности главы региона (новая статья 29 1 ). Во-первых, если высшее должностное лицо издало акт, признанный судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, и в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда не приняло мер к его исполнению. Во-вторых, в случае уклонения главой региона в течение двух месяцев после издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия акта, изданного высшим должностным лицом субъекта Федерации, от отмены этого акта или от внесения в него соответствующих изменений (если в течение этого срока глава региона не опротестовал указ главы государства в суде).
Слайд 23: Механизм реализации ответственности высших должностных лиц субъектов РФ за нарушение Конституции, федерального законодательства (ст. 29 1 )
Президент РФ в форме указа выносит предупреждение высшему должностному лицу в случае: - издания нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам (установлено судом); - уклонения данного лица от отмены опротестованного правового акта в следующие сроки: в течение 2 месяцев после решения суда; в течение 2 месяцев со дня указа Президента о приостановлении акта Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности, если не устранены причины вынесения предупреждения (в течение 6 месяцев со дня его вынесения). /Оформляется указом Президента/ Президент РФ временно отстраняет высшее должностное лицо от исполнения обязанностей, если Генеральной прокуратурой РФ предъявлено указанному лицу обвинение в совершении тяжкого преступления. /Оформляется Указом Президента/
Слайд 24: Губернаторы, отрешённые от должности
Юрий Евгеньевич Лодкин - 26 апреля 1993 году избран главой администрации Брянской области, победив действующего главу администрации области В.А. Барабанова. 25 сентября 1993 года отстранён Б. Ельциным от должности за неподчинение указу № 1400. 12 декабря 1993 года был избран (народом!) депутатом Совета Федерации. В 1995—1996 — депутат Государственной думы второго созыва, член фракции КПРФ, член комитета по делам ветеранов, член комиссии Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ по социальной политике и правам человека. 8 декабря 1996 года вновь избран главой администрации области при поддержке движения «Патриотическая Брянщина ». Вошёл в состав Совета Федерации, был членом Комиссии по Регламенту и парламентским процедурам, заместителем председателя Комитета по делам СНГ. С июля 1998 года — представитель Совета Федерации в Парламентском собрании Союза Беларуси и России. 10 декабря 2000 года вновь победил на губернаторских выборах. 5 декабря 2004 года за несколько часов до начала голосования решением Верховного суда был отстранён от участия в выборах по обвинению в нарушениях законодательства. Лодкин, считавшийся одним из фаворитов кампании, связал отстранение со своим членством в КПРФ и назвал кандидатуру преемника - представителя «Единой России» Николая Денина самой худшей из всех. (Не прислушались!) Президент России на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» своим Указом от 9.09.2014г. постановил отрешить Денина Николая Васильевича от должности Губернатора Брянской области в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. Денин Н.В. - российский государственный и политический деятель. В 2004-2014 - губернатор Брянской области. Бывший член Высшего совета партии «Единая Россия».
Слайд 25: Отрешённые…
Сахалинская обл. – А. Хорошавин - 2015 Амурская обл. – Л.Коротков - 2007 Новосибирская обл. – В. Юрченко -2014 Корякский А.О. – В. Логинов - 2005 Ненецкий А.О. А.Баринов - 2006 Республика Коми – В.Гайзер - 2015 Москва – Ю.Лужков 2010
Слайд 26: Главарь республики
19.09. 2015 Губернатора республики Коми арестовали по подозрению в руководстве международной преступной группировкой. Следственный комитет задержал главу республики Коми Вячеслава Гайзера. Глава региона причастен к руководству не только республикой, но и преступной группой. Вместе с Гайзером задержан его заместитель Алексей Чернов. Всего в « гайзеровскую ОПГ», согласно данным СК, входили 19 человек. В ходе обысков у Гайзера обнаружили документы на покупку бизнес-джета Bombardier : он планировал выехать за границу «Данное преступное сообщество отличалось масштабностью своей деятельности, выраженной в межрегиональном и международном характере преступных действий ее участников, иерархическим построением преступной организации <…> строгой подчиненностью нижестоящих участников вышестоящим, отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов», —отметил официальный представитель СК Владимир Маркин. По его словам, основная цель ОПГ заключалась в незаконном завладении государственным имуществом. Для этого приходилось совершать преступления, которые на профессиональном языке квалифицируются, как «тяжкие». Дело против Гайзера и компании — в своем роде первое в истории современной России: губернатора обвиняют не просто в воровстве, а в создании целой банды. Фамилии, озвученные Следственным комитетом, тоже впечатляют. Алексея Чернова в Коми называют «теневым губернатором». Он работает в правительстве республики с 2002 года, был главным советником еще во время правления в Коми Владимира Торлопова. Помимо прочего, награжден медалью «Ордена за заслуги перед Отечеством» II степени. Александр Зарубин — также бывший главный советник губернатора Коми. С 2003 года он являлся зампредом « Реновы ». В день задержания фамилии Зарубина в списке членов правления организации на ее сайте не оказалось. В самой корпорации на вопрос «Новой газеты» о том, входит ли Зарубин в состав правления корпорации сейчас, в « Ренове » ответили: «Без комментариев». Валерий Веселов — исполнительный директор крупнейшей лесохозяйственной корпорации Коми «Леском», а также — «Сыктывкарского лесодеревообрабатывающего комбината». Бизнес-партнер Веселова и бывший генеральный директор этих предприятий Джампаоло Парабоски был арестован в Италии по подозрению в уклонении от уплаты налогов еще в 2011 году. Веселов, по данным республиканских СМИ, в 90-е по оперативным разработкам правоохранителей проходил как один из лидеров ОПГ «Айвенго». Сам Вячеслав Гайзер, помимо того, что возглавляет регион, является членом Высшего совета «Единой России». Высокий статус уголовного дела против Гайзера и компании подтверждает и тот факт, что дело вели московские следователи, а их коллеги из Коми были до последнего не в курсе событий. Не слышали ничего об уголовном деле против Гайзера и в прокуратуре республики. Против задержанных фигурантов дела возбуждены уголовные дела по ст. 210 («Организация преступного сообщества или участие в нем») и 159 УК РФ «Мошенничество». Обыски и розыск еще не задержанных членов банды продолжается.
Слайд 27: Закон о праве губернаторов снимать глав муниципалитетов
Совет Федерации 10.02.2016 г. одобрил закон о праве губернаторов снимать глав муниципалитетов, сообщил сайт верхней палаты российского парламента. Повод для этого, правда, нужен совершенно конкретный: совершение префектами действий, влекущих нецелевое использование межбюджетных трансфертов. Законопроект, расширяющий основания для увольнения мэров городов, был внесен в российский парламент правительством РФ, которое сегодня, как известно, отчаянно, пытается бороться с разбазариванием и без того скудеющих бюджетных средств. Согласно принятым поправкам, если глава администрации или муниципального образования издает правовой акт, который не носит нормативного характера и влечет нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, то такой глава может быть снят с должности высшим должностным лицом субъекта федерации. Однако нарушение должен установить суд и если должностное лицо не примет мер по исполнению решения суда, губернатор будет вправе отправить его в отставку. Случаи принятия органами местного самоуправления незаконных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс, силовики назвали «распространенными». А организации и учреждения, по их наблюдению, допускают и нецелевое использование средств и прямые хищения. Всего в 2015 году органами прокуратуры выявлено более 1 600 нарушений закона, опротестовано свыше 270 незаконных правовых актов, 25 оспорено в судебном порядке, по результатам рассмотрения представлений более 140 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. See more at : http://vrntimes.ru/articles/zakon/u-voronezhskogo-gubernatora-poyavilos-pryamoe-pravo-otreshat-merov-ot-dolzhnosti#sthash.Id0HJ35T.dpuf
Слайд 41
Совет Федерации 10.02.2016г. одобрил закон о праве губернаторов снимать глав муниципалитетов (ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ в ред. От 15.02.2016)
Слайд 44: Число депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»число депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ должно устанавливаться конституцией (уставом) субъекта РФ в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории этого субъекта РФ, в соответствии со следующими федеральными нормативами: а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тыс. человек; б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн. человек; в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 млн до 2 млн. человек; г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 млн. человек.
Слайд 45: Понятие, полномочия и роль законодательных органов субъектов Российской Федерации
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правовой статус которого закрепляется законодательством. 2. Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. 3. В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.
Слайд 46: Формирование законодательных органов субъекта РФ
Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Применяется смешанная избирательная система. При этом федеральный законодатель установил (ФЗ от 2.11.2013г. №301-ФЗ), что не менее 25% депутатов должны избираться по пропорциональной системе. В то же время это положение не распространяется на выборы депутатов парламентов городов федерального значения.(См. выборы в Московскую ГД от 14.09.2014г.). Законодательный (представительный) орган субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. Законодательные органы субъектов РФ называются по-разному. В литературе их обобщенно называют законодательными собраниями, местными парламентами.
Слайд 47: Законодательная (представительная) власть в субъектах Российской Федерации
№ Закон субъекта РФ Законодательный орган Общее число депутатов Срок полномочий Число депутатов, работающих на профессиональной основе 1 Закон Республики Адыгея от 10 июля 2006 года № 15 «О Государственном Совете – Хасэ Республики Адыгея» Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея 50 5 лет 12 2 Закон Республики Алтай от 27 марта 1998 года № 3-44 «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай (Парламент Республики Алтай) 41 5 лет 7 3 Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 2002 года № 448-з «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан» Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан однопалатное 110 5 лет 22
Слайд 48
4 Закон Республики Бурятия «О Народном Хурале Республики Бурятия» Народный Хурал Республики Бурятия 66 5 лет 14 5 Закон Республики Дагестан от 13 июля 1995 года № 1 «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан» Народное Собрание Республики Дагестан 90 5 лет 40 6 Закон Республики Ингушетия от 8 июля 2004 года № 18-ФЗ «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия» Народное Собрание Республики Ингушетия 27 5 лет 15 7 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2003 года № 110-РЗ «О Парламенте Кабардино-Балкарской Республики» Парламент Кабардино-Балкарской Республики однопалатный 70 5 лет 18 8 Закон Республики Калмыкия от 27.09.2001 N 133-II-З (ред. от 20.09.2013) «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия 27 5 лет Не менее 3-х
Слайд 49
9 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 февраля 1999 года № 576-XXII «О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики» Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики 50 5 лет 27 10 Закон Республики Карелия от 30 декабря 2003 года № 741-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности Законодательного Собрания Республики Карелия» Законодательное Собрание Республики Карелия однопалатное 50 5 лет 50 11 Конституция Республики Коми (принята Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994) (ред. от 24.04.2013, с изм. от 26.12.2013) Государственный Совет Республики Коми 30 5 лет 20 12 Конституция Республики Крым от 11.04.2014 Государственный Совет Республики Крым – Парламент Республики Крым 75 5 лет 13 Закон Республики Марий Эл от 07.12.2001 N 45-З (ред. от 23.10.2013) «О Государственном Собрании Республики Марий Эл » ( принят Госсобранием РМЭ 28.11.2001) Государственное Собрание - парламент Республики Марий Эл 52 5 лет
Слайд 50
14 Закон Республики Мордовия от 26 марта 2004 года № 34-З «О Государственном Собрании Республики Мордовия» Государственное Собрание Республики Мордовия 48 5 лет 9 15 «Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (ред. от 08.06.2012) Государственное Собрание (Ил Тумэн ) - Парламент Республики Саха (Якутия) однопалатный 70 5 лет 19 16 Конституционный Закон Республики Северная Осетия-Алания от 4 сентября 2002 года № 20-РКЗ «О Парламенте Республики Северная Осетия-Алания» Парламент Республики Северная Осетия-Алания 70 5 лет не более 15 17 Закон Республики Татарстан от 18 марта 2004 г. N 15-ЗРТ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан» (от 29 марта 2013 года № 24-ЗРТ) Государственный Совет Республики Татарстан 100 5 лет 20 18 Конституция Республики Тыва (ред. от 11.06.2013) (принята на референдуме Республики Тыва 06.05.2001) Великий Хурал Республики Тыва 32 4 года Не более 9
Слайд 51
19 Конституция Удмуртской Республики (ред. от 04.06.2012) (принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 N 663-XII) Государственный Совет Удмуртской Республики 90 5 лет 15 20 Закон Республики Хакасия от 19.09.1995 N 46 (ред. от 10.12.2012) «О Верховном Совете Республики Хакасия» Верховный Совет Республики Хакасия 50 5 лет Не более ¼ от общего числа 21 Конституционный закон Чеченской Республики от 02.12.2008 N 2-РКЗ (ред. от 04.06.2013) «О Парламенте Чеченской Республики» (принят Парламентом ЧР 13.11.2008) Парламент Чеченской Республики 41 5 лет 41 22 Конституция Чувашской Республики (ред. от 30.07.2013) (принята ГС ЧР 30.11.2000) Государственный Совет Чувашской Республики 44 5 лет 9 23 Закон Алтайского края от 08.05.2001 N 22-ЗС (ред. от 06.02.2014) «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» Алтайское краевое Законодательное Собрание 68 5 лет 14
Слайд 52
24 Закон Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК (ред. от 07.04.2014) «Устав Забайкальского края» Законодательное Собрание Забайкальского края однопалатное 50 5 лет 16 25 Закон Камчатского края от 14.11.2011 N 691 (ред. от 29.05.2013) «О Законодательном Собрании Камчатского края» Законодательное Собрание Камчатского края однопалатное 28 5 лет 26 Закон Краснодарского края от 28 июня 1995 года № 10-КЗ «О Законодательном Собрании Краснодарского края» (ред. от 09.07.2013) Законодательное Собрание Краснодарского края 100 5 лет 26 27 Уставный закон Красноярского края от 29.01.2009 N 8-2864 (ред. от 30.01.2014) «О Законодательном Собрании Красноярского края» Законодательное Собрание Красноярского края 52 5 лет 28 Закон Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК (ред. от 26.04.2013) «О Законодательном Собрании Пермского края» Законодательное Собрание Пермского края 60 5 лет Не более 30
Слайд 53
29 Закон Приморского края от 05.05.1995 N 5-КЗ (ред. от 03.12.2013) «О Законодательном Собрании Приморского края» Законодательное Собрание Приморского края 40 5 лет Нет ограничений 30 Закон Ставропольского края от 08.07.94 N 4-кз (ред. от 14.11.2013) «О статусе депутата Думы Ставропольского края» Государственная Дума Ставропольского края 50 5 лет 31 Закон Хабаровского края от 28 марта 1996 года № 33 «О Законодательной Думе Хабаровского края» Законодательная Дума Хабаровского края однопалатная 36 5 лет Не более 22 32 Закон Амурской области от 03.12.2007 N 428-ОЗ (ред. от 11.03.2014) «О Законодательном Собрании Амурской области» Законодательное Собрание Амурской области 36 5 лет 33 «Устав Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 23.05.1995) (ред. от 14.02.2014) Архангельское областное Собрание депутатов 62 5 лет Не более 17
Слайд 54
34 Закон Астраханской области от 09.04.2007 N 21/2007-ОЗ (ред. от 09.10.2013) «Устав Астраханской области» Дума Астраханской области 58 5 лет 19 35 Закон Белгородской области от 31.12.2003 N 108 (ред. от 14.05.2013) «Устав Белгородской области» Белгородская областная Дума 35 5 лет Не более 4 36 Закон Брянской области от 14 июля 1997 года № 19-З «О статусе депутата Брянской областной Думы» Брянская областная Дума 30 5 лет 12 37 Закон Владимирской области от 14.08.2001 N 62-ОЗ (ред. от 18.03.2014) «Устав (Основной Закон) Владимирской области» Законодательное Собрание Владимирской области 38 5 лет Не более 10 38 Устав Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД (ред. от 09.04.2014) Волгоградская областная Дума 38 5 лет 30
Слайд 55
39 Устав Вологодской области от 18.10.2001 N 716-ОЗ (ред. от 13.01.2014) Законодательное Собрание Вологодской области однопалатное 34 5 лет 40 Устав Воронежской области от 07.06.2006 (ред. от 01.04.2014) «Устав Воронежской области» Воронежская областная Дума 56 5 лет Не более 1/3 41 Закон Ивановской области от 29.05.1995 N 14-ОЗ (ред. от 29.10.2013) «О статусе депутата Ивановской областной Думы» Ивановская областная Дума однопалатная 26 5 лет Не более 13 42 Закон Иркутской области от 08.06.2009 N 30-оз (ред. от 16.12.2013) «О Законодательном Собрании Иркутской области» Законодательное Собрание Иркутской области однопалатное 45 5 лет 18 43 Уставный закон Калининградской области от 04.05.2010 N 439 (ред. от 25.04.2013) "О Калининградской областной Думе» Областная Дума Калининградской области 40 5 лет 15 Не ограничивается
Слайд 56
44 Закон Калужской области от 11.06.2003 N 215-ОЗ (ред. от 25.10.2013) «О Законодательном Собрании Калужской области» Законодательное Собрание Калужской области однопалатное 40 5 лет Не более 7 45 Закон Кемеровской области от 19.01.2004 N 1-ОЗ (ред. от 31.12.2013) «О Совете народных депутатов Кемеровской области» Совет народных депутатов Кемеровской области однопалатный 46 5 лет 10 46 «Устав Кировской области от 27.03.1996 N 12-ЗО» (принят Кировской областной Думой 29.02.1996) (ред. от 09.12.2013) Законодательное Собрание Кировской области однопалатное 54 5 лет 10 47 Закон Костромской области от 1 апреля 1996 года № 34 «О Костромской областной Думе» Костромская областная Дума 36 5 лет Не более 12 48 Закон Курганской области от 16.12.1994 N 1 (ред. от 01.04.2014) «Устав Курганской области» Курганская областная Дума 34 5 лет
Слайд 57
49 Закон Курской области от 01.02.2012 N 13-ЗКО (ред. от 22.08.2013) «О Курской областной Думе" (принят Курской областной Думой 26.01.2012) Курская областная Дума 45 5 лет Не более 12 50 Закон Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз (ред. от 27.12.2013) «Устав Ленинградской области» Законодательное собрание Ленинградской области 50 5 лет 50 51 Устав Липецкой области от 09.04.2003 N 46-ОЗ (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27.03.2003 N 222-пс) (ред. от 26.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) областной Совет Липецкой области 56 5 лет 52 Закон Магаданской области от 10.07.2002 N 258-ОЗ (ред. от 14.03.2014) «О Магаданской областной Думе» Магаданская областная Дума однопалатная 21 5 лет Не более 4 53 Закон Московской области от 01.06.1994 N 3/94-ОЗ (ред. от 22.11.2012) «О Московской областной Думе» Московская областная Дума 50 5 лет 40
Слайд 58
54 «Устав Мурманской области" (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997) (ред. от 08.04.2014) Мурманская областная Дума однопалатная 36 5 лет Не менее 6 55 Закон Нижегородской области от 01.03.2011 N 25-З (ред. от 03.10.2013) «О Законодательном Собрании Нижегородской области» Законодательное Собрание Нижегородской области 50 5 лет 15 56 Устав Новгородской области от 03 сентября 1994г. (с изменениями на 12 февраля 2013 года) Новгородская областная Дума 26 5 лет 5 57 Устав Новосибирской области от 18.04.2005 N 282-ОЗ (ред. от 06.12.2013) Законодательное Собрание Новосибирской области 76 5 лет 16 58 Закон Омской области от 15.07.1994 N 2-ОЗ (ред. от 03.06.2013) «О Законодательном Собрании Омской области» Законодательное Собрание Омской области 44 5 лет
Слайд 59
59 Закон Оренбургской области от 19.07.1994 (ред. от 01.07.2013) «О Законодательном Собрании Оренбургской области» Законодательное Собрание Оренбургской области 47 5 лет 60 Закон Орловской области от 6 июня 2001 года № 201-ОЗ (ред. от 13.04.2013) «Об Орловском областном Совете народных депутатов» Орловский областной Совет народных депутатов 50 5 лет Не более 12 61 Устав Пензенской области (принят ЗС Пензенской обл. 10.09.1996) (ред. от 03.04.2014) Законодательное Собрание Пензенской области 36 5 лет Не более 11 62 Закон Псковской области от 31.01.1995 N 2-оз (ред. от 09.12.2013) «О Псковском областном Собрании депутатов» Псковское областное Собрание депутатов 44 5 лет 10 63 Областной закон Ростовской области от 18.09.2002 N 270-ЗС (ред. от 23.12.2013) «О Законодательном Собрании Ростовской области» Законодательное Собрание Ростовской области 60 5 лет 15
Слайд 60
64 «Устав (Основной Закон) Рязанской области» от 18.11.2005 N 115-ОЗ (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 02.11.2005 N 710-IV РОД) (ред. от 28.12.2012) Рязанская областная Дума 36 5 лет 36 65 Закон Самарской области от 10.05.2007 N 32-ГД (ред. от 05.05.2012) «О Самарской Губернской Думе» Самарская Губернская Дума 50 5 лет Не более 35 66 Закон Саратовской области от 02.06.2005 N 46-ЗСО (ред. от 20.11.2013) «Устав (Основной Закон) Саратовской области» Саратовская областная Дума 36 5 лет 10 67 «Устав Сахалинской области» от 09.07.2001 N 270 (принят Сахалинской областной Думой 28.06.2001) (ред. от 23.09.2013) Сахалинская областная Дума 28 5 лет 68 «Устав Свердловской области» от 23.12.2010 N 105-ОЗ (ред. от 19.12.2013) Законодательное Собрание Свердловской области однопалатное 50 5 лет Не менее 25
Слайд 61
69 Закон Смоленской области от 15.05.2001 N 37-з (ред. от 20.06.2013) «Устав Смоленской области» Смоленская областная Дума 48 5 лет 70 «Устав (Основной закон) Тамбовской области Российской Федерации» от 30.11.1994 N 84 (ред. от 06.03.2014) областная Дума Тамбовской области 50 5 лет 71 Закон Тверской области от 20 октября 1994 года № 4 «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Законодательное Собрание Тверской области 40 5 лет 72 Закон Томской области от 07.03.2002 N 10-ОЗ (ред. от 15.03.2013) «О статусе депутата Законодательной Думы Томской области» Законодательная Дума Томской области 42 5 лет не более 30 процентов 73 Устав Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО (ред. от 01.04.2014) «Устав (Основной Закон) Тульской области» Тульская областная Дума 38 5 лет Не более 17
Слайд 62
74 Устав Тюменской области от 30.06.1995 N 6 (принят Тюменской областной Думой 15.06.1995) (ред. от 04.04.2013) Тюменская областная Дума 48 5 лет Не более 28 75 Устав Ульяновской области (утв. Постановлением ЗС Ульяновской области от 19.05.2005 N 31/311) (ред. от 26.12.2013) Законодательное Собрание Ульяновской области 36 5 лет 10 76 Закон Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.01.2014) «Устав (Основной Закон) Челябинской области» Законодательное Собрание Челябинской области 60 5 лет Не более 12 77 Закон ЯО от 01.10.2010 N 30-з (ред. от 31.10.2012) «Устав Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой) Ярославская областная Дума 50 5 лет не более 31 78 Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы» Московская городская Дума 45 5 лет 45
Слайд 63
79 Устав Санкт-Петербурга (ред. от 13.02.2014) (принят ЗС СПб 14.01.1998) Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 50 5 лет 50 80 Устав Севастополя (принят 11.04.2014) Законодательное Собрание Севастополя 24 5лет 81 Устав Еврейской автономной области от 08.10.1997 N 40-ОЗ (ред. от 19.12.2013) (принят ЗС ЕАО 08.10.1997) Законодательное Собрание Еврейской автономной области 19 5 лет 8 82 «Устав Ненецкого автономного округа» (принят Собранием депутатов НАО 11.09.1995) (ред. от 11.04.2014) Собрание депутатов - окружное Собрание Ненецкого автономного округа 19 4 года Не более 8 83 Закон ХМАО от 19.11.2001 N 76-оз (ред. от 05.04.2013) «О Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (принят Думой Ханты- Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 35 5 лет не ограничивается
Слайд 64
84 Закон Чукотского автономного округа от 02.04.1996 N 03-ОЗ (ред. от 30.04.2013) «О Думе Чукотского автономного округа» Дума Чукотского автономного округа 15 5 лет 7 85 «Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа» от 28.12.1998 N 56-ЗАО Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа 22 5 лет
Слайд 65: Условия деятельности депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ
Устанавливаются Конституцией (уставом), законом субъекта РФ. Депутат может осуществлять свои функции на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Депутат обладает иммунитетом : он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в парламенте субъекта РФ, входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа субъекта РФ определяется законом субъекта РФ. При этом заседание парламента субъекта РФ не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Правомочное заседание законодательного (представительного) органа субъекта РФ проводится не реже одного раза в три месяца.
Слайд 66: Ограничения деятельности депутата законодательного (представительного) органа (установлены федеральным законодательством)
Он не может: - быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей; - замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы; - в случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, то указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Слайд 67: К законодательным полномочиям парламента субъекта РФ относится:
принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней (нему); 2) законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Слайд 68: В сфере государственного строительства законодательный (представительный) орган субъекта РФ:
регулирует заключение и расторжение договоров субъекта РФ; устанавливает порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; определяет порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ и порядок отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ устанавливает административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; устанавливает систему исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; регулирует порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ; назначает дату выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, дату выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ и дату голосования по его отзыву; назначает референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ; утверждает соглашение об изменении границ субъектов РФ; одобряет проект договора о разграничении полномочий.
Слайд 69: Парламент субъекта РФ обладает следующими кадровыми полномочиями:
1) избирает высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, если конституцией (уставом), законом субъекта РФ предусмотрена такая возможность (взамен выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ избирателями, постоянно проживающими на территории соответствующего субъекта РФ); 2) назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, дает согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ; 3) назначает на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
Слайд 70: В бюджетной и хозяйственной сфере законодательный (представительный) орган субъекта РФ регулирует (утверждает):
1) бюджет субъекта РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении; 2) программы социально-экономического развития субъекта Федерации; 3) налоги и сборы субъекта Федерации, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; 4) порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
Слайд 71: К контрольным полномочиям парламента субъекта РФ относится:
1) контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 2) решение вопроса о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ, а также о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. 3)заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации.
Слайд 72: В сфере организации собственной деятельности законодательный (представительный) орган субъекта РФ:
1) принимает свой регламент; 2) решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Реализуя свои полномочия законодательный (представительный) орган субъекта РФ, принимает конституцию (устав) и поправки к ней (к нему), законы и постановления. Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, а постановления — простым большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Например, законом субъекта РФ утверждаются бюджет субъекта РФ, устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ. Постановлением парламента субъекта РФ, в частности, принимается его регламент, назначаются референдум субъекта Федерации и выборы в субъекте Федерации.
Слайд 74: Механизм реализации ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Слайд 76: Конституционные (уставные) суды
В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды созданы в 18 субъектах РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской, Свердловской, Челябинской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.
Слайд 77: Субъекты Российской Федерации, в которых созданы и функционируют конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации
№ п / п Субъект Российской Федерации Наименование суда Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность суда (Кроме Конституции (устава) субъекта федерации) 1 Санкт-Петербург Уставный суд Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга от 05.06.2000г. № 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" 2 Республика Адыгея Конституционный суд Республики Адыгея Закон Республики Адыгея от 17.06.1996г. № 11 «О Конституционном суде Республики Адыгея» 3 Республика Башкортостан Конституционный суд Республики Башкортостан Закон Республики Башкортостан от 27.10.1992 г. № ВС-13/7 «О Конституционном суде Республики Башкортостан» 4 Республика Бурятия Конституционный суд Республики Бурятия Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 г. № 42-I «О Конституционном суде Республики Бурятия» 5 Республика Дагестан Конституционный суд Республики Дагестан Закон Республики Дагестан от 07.05.1996 г. № 5 «О Конституционном суде Республики Дагестан»
Слайд 78: продолжение
6 Кабардино-Балкарская Республика Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики Закон Кабардино-Балкарской республики от 12.12.1997 г. № 38-РЗ «О Конституционном суде Кабардино-Балкарской республики» 7 Республика Ингушетия Конституционный суд Республики Ингушетия Закон Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 года №10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» 8 Республика Карелия Конституционный суд Республики Карелия Закона Республики Карелия от 07.07.2004 г. № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» 9 Республика Коми Конституционный суд Республики Коми Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. № 7-РЗ «О Конституционном Суде Республики Коми» 10 Республика Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл Закона Республики Марий Эл от 11.03.1997 г. № 14-З «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» 11 Республика Саха (Якутия) Конституционный суд Республики Саха (Якутия) Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. № 16-з N 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)»
Слайд 79: продолжение
12 Республика Северная Осетия - Алания Конституционный суд Республики Северная Осетия Конституционного закона Республики Северная Осетия — Алания от 15.06.2001 г. № 17-РЗ «О Конституционном суде Республики Северная Осетия — Алания» 13 Республика Татарстан Конституционный суд Республики Татарстан Закон Республики Татарстан от 22.12.1992 г. № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан» 14 Республика Тыва Конституционный суд Республики Тыва Конституционный закон Республики Тыва от 04.01.2003 г. № 1300 ВX-I «О Конституционном суде Республики Тыва» 15 Чеченская Республика Конституционный суд Чеченской Республики Конституционный закон Чеченской Республики от 24.05.2006 г. № 2-РКЗ «О Конституционном суде Чеченской Республики» 16 Свердловская область Уставный Суд Свердловской области Закон Свердловской области от 06.05.1997г. N 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области»
Слайд 80: продолжение
17 Калининградская область Уставный Суд Калининградской области Закон Калининградской области от 02.10.2000г. № 247 "Об Уставном Суде Калининградской области" 18 Челябинская область Уставный Суд Челябинской области Закон Челябинской области от 27.10.2011г. № 220-ЗО "Об Уставном суде Челябинской области"
Слайд 81: Мировые судьи субъектов Российской Федерации
Вопрос о создании данных судов решён Федеральным конституционным законом № 1, от 31.12.1996г."О судебной системе Российской Федерации". Установлено, что мировые судьи входят в единую систему страны, являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, а непосредственной вышестоящей судебной инстанцией для них являются районные суды. Принципиальные установки Федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Согласно этому Закону ( в редакции от 30 ноября 2004 г.) мировые судьи в Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему России. Полномочия, порядок создания и деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, упомянутым Федеральным законом, иными федеральными конституционными и федеральными законами.
Слайд 82: продолжение
С учетом их положения как судов субъектов Российской Федерации порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Во всех случаях вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов власти (федеральных, региональных и местного самоуправления), общественных объединений, должностных лиц, юридических лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6270
Слайд 83: Компетенция мировых судей
Включает их полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, которые мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы ст.31 УПК РФ, за исключением некоторых преступлений (неосторожные убийства, развратные действия, незаконное предпринимательство и ряд других), отнесенных к подсудности федеральных судов.
Слайд 84: Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ
Определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Такой порядок связан тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета и одновременно с образованием судебных участков. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации на основании принятых федеральных законов об общем количестве судебных участков и числе мировых судей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Слайд 85: продолжение
Судебные участки - территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1999г.№ 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" на территории Российской Федерации создано около 7400 судебных участков. С учетом нагрузки районных судов, криминогенной обстановки, кадровых возможностей и материального обустройства суда (подбор помещения, оплата работников аппарата) законом субъекта Российской Федерации выделяются количество участков в районе, их границы, наименование и решаются иные вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок
Слайд 86: Государственно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ наступает (в случаях, признанных соответствующим судом)
3а нарушения Конституции, законов РФ За необеспечение соответствия регионального законодательства (принимаемых конституций, уставов, законодательных актов За принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и повлекших: - массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина; - угрозу единству и территориальной целостности РФ; угрозу национальной безопасности РФ и ее обороноспособности; За невыполнение законодательным органом государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда (или иного установленного судом срока) об отмене правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. За создание препятствий для реализации полномочий федеральных органов власти, органов местного самоуправления, для соблюдения прав человека.