Первый слайд презентации
Тема 4.3. Классный руководитель в воспитательной системе образовательного учреждения
Посредником между ним и обществом в усвоении основ культуры, выработанной человечеством; Архитектором отношений сотрудничества в разнообразных видах деятельности со всеми субъектами школьного организма; Создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе; Координатором совместных действий педагогов, семьи и социума; Творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ученика.
Педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника.
Слайд 5: Цель исполнения данной миссии
Выявление потенциальных возможностей и содействие максимальному индивидуальному развитию личности школьника и его педагогическая поддержка в вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре.
Координация жизнедеятельности учащихся класса с жизнедеятельностью общешкольного коллектива; Содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося; Обеспечение участия ребят класса в разнообразной внеклассной и внешкольной деятельности; Установление взаимодействия с семьей; Педагогическое наблюдение, мониторинг воспитанности ребят, педагогическая коррекция их физического и духовного развития; Ведение документации, отражающей процесс развития учащихся класса.
Слайд 7: Задачи классного руководства:
Создание благоприятного социально-психологического климата в классе; Организация педагогической поддержки школьника и педагогической коррекции его жизнедеятельности ; Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности; Организация духовно-нравственного становления и развития ребят ; Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива и индивидуальности.
Слайд 8: Основные направления работы классного руководителя
Изучение учащихся; Организация и воспитание классного коллектива; Координация деятельности учителей; Повышение качества образования; Организация и проведение внеклассной и внешкольной воспитательной работы; Укрепление дисциплины и повышение культуры поведения; Работа с родителями.
Слайд 9: Направления работы с родителями:
Установление и поддержание постоянной связи с родителями; Выработка единства требований семьи и школы к ребенку; Организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала; Повышение педагогической культуры родителей.
Слайд 10: Функции и содержание работы классного руководителя
Аналитическая функция Изучение индивидуальных особенностей учащихся; Анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива; Изучение и анализ становления и формирования коллектива; Изучение и анализ условий семейного воспитания и др.
Слайд 11: Функции и содержание работы классного руководителя
Прогностическая функция Прогнозирование уровня индивидуального развития учащихся; Прогнозирование результатов становления и развития коллектива; Предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; Определение ближних и дальних перспектив жизнедеятельности учащихся и коллектива; Предвидение последствий складывающихся отношений в коллективе и др.
Слайд 12: Функции и содержание работы классного руководителя
Организационно-координирующая функция Помощь воспитанникам в учебно-познавательной деятельности; Помощь в планировании и организации разнообразной деятельности учащихся; Организация взаимодействия с семьями учащихся; Создание условий для самовоспитания и саморазвития учащихся; Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий; Помощь в профессиональном самоопределении учащихся; Защита прав и свобод воспитанников; Организация питания, дежурств, организация трудовых дел и т.п.; Ведение документации.
Слайд 13: Функции и содержание работы классного руководителя
Коммуникативная функция Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в ученической среде; Помощь в выстраивании оптимальных взаимоотношений «Учитель - ученик», «Учитель -родители», «Родители - ученик»; Помощь учащимся в установлении отношений с социумом и др.
Слайд 14: Принципы выстраивания профессиональной деятельности классного руководителя:
Принцип ценностной ориентации, требующий умения видеть за конкретным фактом социально-значимое явление жизни, обнаруживать за частным предметом общую ценность его для человеческой жизни; Принципа субъектности, означающего постоянное содействие развитию способности у детей быть субъектом собственного поведения, ситуации и деятельности; Принцип целостности организуемого педагогического воздействия, направляемого одновременно на каналы разума, эмоций и действия (поведения).
Слайд 16: Информационные материалы классного руководителя
Список учащихся с необходимыми сведениями Сведения о родителях Список учителей-предметников, работающих в классе Расписание занятий класса Расписание по личной нагрузке классного руководителя Режим работы ОУ Планы работы с классом на учебный год, на четверть Циклограмма работы классного руководителя Цепочка для срочного оповещения учащихся
Слайд 17: Полномочия классного руководителя: Право
Осуществлять координацию работы, направленную на поддержание жизнедеятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности; Отслеживать ход учебно-познавательной деятельности учащихся класса; Осуществлять взаимодействие педагогов с учащимися вверенного класса; Планировать и осуществлять воспитательную работу; Осуществлять работу с родителями; Осуществлять работу по сохранению физического и психического здоровья учащихся.
Слайд 18: Полномочия классного руководителя: Не имеет права
Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действиями или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и пр. Использовать оценку для наказания ученика Злоупотреблять доверием ребят, нарушать данное им слово, сознательно вводить в заблуждение и т.п.; Использовать семью для наказания ребенка; Обсуждать за глаза своих коллег и др.
Слайд 19: Полномочия классного руководителя: Обязанности
Организация учебно-воспитательного процесса в классе; Организация внеклассной и внешкольной работы, содействующей интенсивному развитию детей в соответствии с их возрастом; привлечение с этой целью родителей и специалистов различных областей; Изучение учащихся и условий их жизнедеятельности; Фиксация отклонений в развитии и поведении воспитанников, осуществление соответствующей психолого-педагогической коррекции; Контроль режима школьной жизни воспитанников; Изучение успешности учащихся во всех видах их деятельности; Содействие в социальной и правовой защите воспитанников Отражение работы с классом (разработка планов работы, итоговые анализы учебно-познавательной и воспитательной работы за определенный период; ведение классного журнала и личных дел учащихся и др.)
Слайд 20: Виды работы с учащимися :
Индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); Групповые (творческие группы, органы самоуправления, встреча друзей и др.); Коллективные (собрания, классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
Слайд 22: Тематическая циклограмма воспитательной работы в начальной школе
Четверть Классы. Тематика воспитательной работы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс Первая Давайте знакомиться Это Я Я и мир Я человек Вторая Моя семья Друзья и близкие Я и люди Я гражданин Третья Наша школа Правила школьной жизни Наши успехи Я ученик Четвертая Люди вокруг Мои разные роли Мир профессий Кем быть? Каким быть?
Слайд 23: Работа классного руководителя с учащимися 5-11-х классов
Блок 1. Классный час как осмысление вечных вопросов жизни Праксиологи-ческий Интересы человека и интересный человек (5-6 кл.) Аксиологиче-ский Моё Я в социальной группе (7-8 кл.) Аксиологиче-ский Человек – это узел отношений (9-10 кл.) Знаковый Что я успел в этой жизни (11 кл.) Проблемный Смысл жизни (9-10 кл.) Информационный Один эпизод из жизни страны
Слайд 24: Работа классного руководителя с учащимися 5-11-х классов
Блок 2. Организация разновидовой предметной деятельности Познавательная Как просыпается природа (9-10 кл.) Преобразователь-ная Поможем саду цвести (5-6 кл.) Художественная Презентация песни (11 кл.) Общение Музыкальная гостиная (9-10кл.) Индивидуальное творчество Выставка «Кто что умеет (7-8 кл.)
Слайд 25: Работа классного руководителя с учащимися 5-11-х классов
Блок 3. Индивидуальный корректив личностного развития учащегося Рефлексия Оцениваю, предлагаю и беру на себя (7-8 кл.) Индивидуаль-ная беседа Свободное время, интересы и твои способности (5-6 кл.) Педагогичес-кий импульс Программа жизни и планы жизни (9-10 кл.) Анкета для самоанализа Я хотел бы быть (11 кл.)
Слайд 26: Работа классного руководителя с учащимися 5-11-х классов
Блок 4. Взаимодействие с родителями Родительские собрания Возрастные особенности подростка (5-7 кл.) Психология юности (9-10 кл.) Психология профессионального выбора (11 кл.) Вечер в гостиной Вместе с семьей (5-6 кл.) Первый совет отцов Малый форум о больших проблемах жизни (7-8 кл.) Этический семинар Конфликты и их разрешение (7-8 кл.) Круглый стол Что есть жизнь человека (9-10 кл.) Большой круг Созидательный человек (11 кл.) Индивидуальные консультации Способности ученика и выбор профессии (11 кл.)
Слайд 27
Тема 4.3.3 Планирование работы классного руководителя. Оценка его деятельности
Слайд 28: Планирование
План работы с классом на учебный год: Анализ работы за предыдущий год; Характеристика классного коллектива; Цель и задачи на учебный год; Содержание работы: Работа по организации учебной деятельности класса; Воспитательная работа (тематика классных собраний, классных часов, круглых столов, дискуссий и т.п.); Дела класса; Взаимодействие с учителями-предметниками; Работа с родителями; Участие класса в общешкольных делах; Групповая и индивидуальная работа.
Слайд 29: Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно Организация учебно- воспитательного процесса в классе; Организация дежурства; Организация питания учащихся; Индивидуальная работа с учащимися.
Слайд 30: Циклограмма для классного руководителя
Еженедельно Проведение мероприятий в классе (по плану); Работа с учителями-предметниками (по ситуации); Работа с родителями (по ситуации); Встреча со школьным врачом, с медсестрой (состояние здоровья воспитанников); Проверка дневников.
Слайд 31: Циклограмма для классного руководителя
Ежемесячно Анализ результативности учебно-познавательной деятельности (посещение уроков, встречи с учителями-предметниками и т.п.); Консультации у школьного психолога; Встреча с родительским активом,
Слайд 32: Циклограмма для классного руководителя
Один раз в четверть Анализ выполнения плана работы воспитательной работы, при необходимости её коррекция на перспективу; Оформление классного журнала по итогам четверти; Проведение родительского собрания; Семинар (учеба классных руководителей).
Слайд 33: Циклограмма для классного руководителя
Один раз в год Анализ работы за истекший учебный год, подготовка отчета; Подготовка плана работы класса на новый учебный год; Статистические данные класса; Оформление личных дел учащихся.
Слайд 34: Количество мероприятий, проводимых в классе
Классный час – один раз в неделю (классное собрание, тематический классный час, вопросы подготовки к мероприятию и т.п.); Количество мероприятий – не менее двух в месяц; Количество классных собраний – не менее одного в четверть.
Слайд 35: Документация и отчетность
План воспитательной работы; Отчеты; Классный журнал; Дневники учащихся; Личные дела учащихся; Психолого-педагогические карты изучения учащихся; Папки с разработанными воспитательными мероприятиями и др.
Слайд 36: Критерии оценки работы классного руководителя
Выделяется две группы критериев: а) результативность работы классного руководителя (уровень, которого достигают учащиеся в своем развитии: уровень общей культуры, их гражданская зрелость, общий психологический климат в классе, уровень организации коллектива класса и др.) б) деятельность (критерии этого уровня позволяют оценить управленческую составляющую классного руководителя: уровень организации воспитательной работы, взаимодействия с окружающими и др.)
Слайд 37: Диагностика воспитанности учащихся
Показатели воспитанности Признаки проявления воспитанности
Слайд 38: Диагностика воспитанности учащихся
Показатели воспитанности Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Ответственное отношение к учебе Культурный уровень Трудолюбие Доброта и отзывчивость
Слайд 39: Диагностика воспитанности учащихся (продолжение)
Показатели воспитанности Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Честность и правдивость Долг и ответственность Дисциплиниро-ванность Простота и скромность Коллективизм и товарищество
Слайд 40: Диагностика воспитанности учащихся
Показатели воспитанности Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Адекватная самооценка Культура общения
Слайд 41: Диагностика воспитанности учащихся (продолжение)
Баллы Ярко проявляются - 5 бл. Проявляются - 4 бл. Слабо проявляются - 3 бл. Не проявляются - 2 бл. Итоговая оценка выставляется как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 9) 5,0 - 4,5 = высокий уровень 4,4 - 3,9 = хороший уровень 3,8 – 2,9 = средний уровень 2,8 – 2,0 = низкий уровень
Слайд 42: Диагностика воспитанности учащихся
Показатели воспитанности Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Ответственное отношение к учебе Учится в полную меру сил, прилежен, добивается хороших результатов в учении, охотно помогает товарищам Проявляет интерес к знаниям, старателен, добивается неплохих результатов в учебе Учится не в полную меру сил, особого интереса к учению не проявляет, требует постоянного контроля Несмотря на постоянный контроль, учиться не хочет Культурный уровень Много читает, разбирается в музыке, живописи, постигает секреты народного творчества, участвует в многообразной культурной жизни Любит читать, посещает культурные центры, проявляет интерес к музыке, живописи, народному творчеству Читает, как и посещает культурные центры по необходимости и по настоянию педагогов, родителей Не проявляет интереса к чтению, культуре и искусству Трудолюбие Понимает общественную значимость трудовых дел, нередко инициирует их, является их активным участником Понимает общественную значимость труда, является их непосредственным участником Трудится при наличии стимулов и соответствующего контроля Не любит трудить-ся, стремится уклониться от тру-довых дел даже при наличии контроля Доброта и отзывчивость Добрый и отзывчивый, умеет чувствовать окружающих, охотно помогает другим, инициирует добрые дела Отличается добротой, помогает другим, участвует в добрых делах Доброта и отзывчивость проявляются лишь эпизодически В классе о доброте и отзывчивости лишь говорят Честность и правдивость Верен своему слову, правдив, того же требует от других Верен своему слову, правдив, но мирится с тем, что эти качества отсутствуют у других Не всегда выполняет обещания, не cpaзy признается в своих проступках Часто не искре-нен, обманывает учителей, старших
Слайд 43: Диагностика воспитанности учащихся
Показатели вопитанности Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Долг и ответственность Человек долга, весьма ответственен, требует такого же отношения от других Поручения выполняет охотно и ответственно, но может не замечать отсутствие этих качеств у других Поручения выполняет неохотно и только при наличии соответствующего контроля Уклоняется от всяких поручений, безответственен Дисциплиниро-ванность Ведет себя примерно, четко соблюдает установленные правила (в школе и за её пределами), требует этого от других Дисциплинирован, соблюдает установленные правила, но может не замечать нарушения других Соблюдает правила поведения при условии наличия контроля со стороны взрослых или товарищей Нарушает дисциплину, несмотря на постоянные замечания Простота и скромность Прост и скромен, является подражанием для других, одобряет эти качества у других Прост и скромен, но не несколько замкнут Простота и скромность в основном проявляются в присутствии старших и педагогов Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам Коллективизм и товарищество Общительный, уважает интересы коллектива, охотно откликается на просьбы товаpищей, инициирует полезные дела коллектива Общительный, считается с интересами коллектива, охотно участвует в коллективных делах Не очень общительный, в делах коллектива участвует неохотно Не общительный, эгоистичный Адекватная самооценка Достаточно точно дает себе оценку, соизмеряя свои реальные успехи в учебе и поведении с оценкой учителей и одноклассников В основном адекватно оценивает свое «Я», старается, чтобы его самооценка не расходилась с оценкой учителей и сооучеников Не всегда адекватно оценивает свои достижения в учебе и поведении. Личная оценка часто не совпадает с оценкой учителей и одноклассников Самооценка далека от объективности. Свою самооценку не сверяет с оценкой учителей и сооучеников Культура общения
Слайд 44: Диагностика воспитанности учащихся
Показатели вопитанности Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Адекватная самооценка Достаточно точно дает себе оценку, соизмеряя свои реальные успехи в учебе и поведении с оценкой учителей и одноклассников В основном адекватно оценивает свое «Я», старается, чтобы его самооценка не расходилась с оценкой учителей и сооучеников Не всегда адекватно оценивает свои достижения в учебе и поведении. Личная оценка часто не совпадает с оценкой учителей и одноклассников Самооценка далека от объективности. Свою самооценку не сверяет с оценкой учителей и сооучеников Культура общения Общение вызывает восхищение, сочетается с глубоким уважением к собеседнику и умением сохранить чувство собственного достоинства
Слайд 46: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки развития коллектива
Слайд 47: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки развития коллектива Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Социально значимая деятельность Культурный уровень Доброта и отзывчивость Дружба и взаимопомощь Активность
Слайд 48: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки развития коллектива Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Дисциплина и взаимная требо-вательность Сотрудничество Самореализация ребят класса Самоуправление Сплоченность
Слайд 49: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки развития коллектива Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Социально значимая деятельность Коллективная деятельность направлена на реализацию социально значимых дел Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач Коллективная деятельность направлена на выполнение задач и поручений, замыкающихся в рамках класс-ного коллектива Коллективная социально значимая деятельность отсутствует Культурный уровень Ребята много читают, разбира-ются в музыке, живописи, постигают секреты народно-го творчества, участвуют в многообразной культурной жизни Любят читать, посещают культурные центры, проявляют интерес к музыке, живописи, народному творчеству Читают, как и посещают культурные центры по необходимости и по настоянию педагогов, родителей Не проявляют интереса к чтению, культуре и искусству
Слайд 50: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки проявления воспитанности Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Доброта и отзывчивость Доброта и отзывчивость характеризует всех ребят класса, они умеют чувствовать и готовы всегда прийти на по-мощь другому Ребята отличаются добротой, умеют чувствовать, при необходимости отзывчивы Ребята добры и отзывчивы, но эти качества проявляются лишь эпизодически В классе о доброте и отзывчивости лишь говорят Дружба и взаимопомощь Отношения выстроены в соответствии с положениями Закона дружбы, ребята сплочены всегда приходят на помощь друг другу Между учащимися доброжелатель-ные отношения, при необходимости ребята готовы прийти друг другу на помощь Наблюдаются конфликты между группами, взаимопомощь проявляется лишь эпизодически Царят недоброже-лательные отношения, учащиеся, нуждающиеся в помощи, не получают таковой
Слайд 51: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки развития коллектива Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Дисциплина и взаимная требовательность Ребят отличает неподдельная дисциплиниро-ванность. В классе царят разумные и справедливые требования друг к другу Ребята дисциплиниро-ваны. В классе культивируется взаимная требователь-ность Ребята соблю-дают правила поведения при условии контроля со стороны взрослых, не всегда требовательны друг к другу Требователь-ность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги Сотрудничество Учащиеся легко распределяют между собой работу, согласовывают свои действия с другими коллективами При согласова-нии действий наблюдаются затруднения, но они быстро преодолеваются, работа выполня-ется успешно Лишь актив принимает на себя работу, при согласова-нии действий наблюдаются пререкания, ссоры, обиды В коллективе не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку
Слайд 52: Диагностика развития классного коллектива
Показатели развития коллектива Признаки развития коллектива Проявляются ярко Проявляются достаточно хорошо Проявляются слабо Не проявляются Самореализацияребят класса Созданные усло-вия позволяют каждому воспитаннику заниматься любимым делом: посещать кружки, секции, детские клубы, участвовать в проектной дея-тельности и т.д. Учащихся класса посещают кружки, секции, детские клубы, участвуют в проектной деятельности и т.д. Лишь часть учащихся реализует свои потенциальные возможности В коллективе не созданы условия для творческого самовыражения Самоуправление В органах самоуправления задействованы все учащиеся; ему подчинена вся жизнедея-тельность класса Эффективность классного самоуправления ощутима, однако в его органах представлен лишь актив класса Органы самоуправления работают только под присмотром педагогов и охватывают не все аспекты жизнедеятельно-сти класса Органы самоуправле-ния фактически не работают
Слайд 53: Диагностика развития классного коллектива
Баллы Ярко проявляются - 5 бл. Проявляются - 4 бл. Слабо проявляются - 3 бл. Не проявляются - 2 бл. Итоговая оценка выставляется как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 8) 5,0 - 4,5 = высокий уровень 4,4 - 3,9 = хороший уровень 3,8 – 2,9 = средний уровень 2,8 – 2,0 = низкий уровень