Первый слайд презентации: Тема : Диспозициональное направление
Общие идеи диспозиционального направления в теории личности. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Факторный подход к структуре личности. Факторная модель личности Р. Кеттелла. Теория типов личности Г. Айзенка. Таксономия факторов « Большой пятерки». План лекции:
Слайд 2: Литература
Первин, Л. Джон, О. Психология личности: теория и исследования. М.: Аспект- Пресс, 2001. С.255-326. Хьелл, Л. Зиглер, Д. Теории личности. СПб:Питер, 1997. С.270-330. Холл, К. Линдсей, Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999. С.337-373, 415-451,. Фрейджер, Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб: ПраЙМ - Еврознак, 2004. С.546-591.
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи: люди обладают некими общими предрасположенностями реагировать определенным образом в различных ситуациях ( т.е. чертами личности); нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Для того чтобы показать, как базисная структура черт влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивида, сторонники диспозиционального направления использовали сложную психометрическую технику – факторный анализ.
Гордон Уиллард Оллпорт (англ. Gordon Willard Allport ; 1897 —1967) — американский психолог. Докторская степень по психологии (1922), профессор психологии (1942). Работал в Гарвардском университете (1930-1967) Избирался президентом Американской психологической ассоциации (1939), получил награду «За выдающийся вклад в науку» (1964). Автор многих книг, в том числе «Личность: психологическая интерпретация» (1937), «Становление: основные положения психологии личности» (1955), «Письма Дженнни » (1965) и др.
Слайд 5: Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
Определение личности:« Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление». Термины «характер» и «темперамент» не тождественны личности. Характер – понятие этическое, это оцененная личность, а личность – неоцененный характер. Темперамент – это первичный материал, из которого строится личность. Это один из аспектов генетической одаренности: «из свиного уха шелковый кошелек не сошьёшь».
Слайд 6: Черты личности
Черта личности ( или диспозиция, от лат. disposition — расположение) – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты личности характеризуются «чертами», или определяющими характеристиками. Олпорт предлагает 8 основных критериев определения черты личности: Черта личности – это не только номинальное обозначение. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Существование черт личности можно установить эмпирически. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. То, что поступки или привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.
Слайд 7: Общие и индивидуальные черты
Общие черты (измеряемые, узаконенные) –любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальные черты (морфологические) – характеристики индивида, которые не допускают сравнений с другими людьми; они проявляются уникально у каждого человека. Рис. Распределение тестовых значений показателя доминантность -подчиненность
Слайд 8: Типы индивидуальных диспозиций
Индивидуальные черты в дальнейшем Олпорт назвал индивидуальными диспозициями, а общие черты стали просто чертами личности. Выделял три типа диспозиций: кардинальные диспозиции выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние; центральные диспозиции проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Количество центральных диспозиций у конкретного человека 5-10. вторичные диспозиции представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны.
Слайд 9: Проприум
Личность нельзя понимать как набор е связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает единство, структуру и интеграцию всех компонентов индивидуальности. Каков общий принцип, организующий все элементы в единое целое? Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это не что иное как самость. Проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Это организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.
Слайд 10: Проприотические функции
Ощущение своего тела. Ощущение самоидентичности. Чувство самоуважения. Расширение самости. Образ себя. Рациональное управление собой. Проприативное стремление. Осознающая личность.
Слайд 11: Требования к теории мотивации
Она должна признавать: согласованность мотивов во в времени; существование различных видов мотивов; динамическую силу когнитивных процессов; реальную уникальность мотивов. Необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии. Она означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами.
Слайд 12: Виды и принципы функциональной автономии
Олпорт различал два уровня функциональной автономии: устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе, это склонность у удовлетворению физиологических потребностей привычным образом; собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам. Принцип организации энергетического уровня. Принцип преодоления и компетенции. Принцип построения проприотической системы.
Слайд 13: Черты зрелой личности
Зрелый человек: имеет широкие границы «Я»; способен к теплым, сердечным социальным отношениям; демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие ; демонстрирует реалистические восприятие, опыт и притязания; демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора; обладает цельной жизненной философией.
Слайд 15: Подход к личности с позиции факторного анализа
Факторный анализ - статистический метод для определения совокупностей тех переменных или тех тестовых реакций, которые увеличиваются и уменьшаются совместно. Этапы проведения факторного анализа. Сбор показателей по всем переменным на большой выборке испытуемых. Определение степени взаимосвязи (корреляций) каждой переменной с каждой другой переменной в общем ряду. Определение того, есть ли в пределах общей корреляционной матрицы группы переменных, которые имеют сходные закономерности изменения (выявление факторов). Определение факторных нагрузок значений переменных, относящихся к данному фактору. Факторные нагрузки – это корреляции между фактором и значениями конкретных переменных в него входящих. Маркировка факторов (формулировка названий).
Слайд 17: Структурная теория черт личности Р. Кеттелла
Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл (англ. Raymond Bernard Cattell, 1905 -1998 ) – английский и американский психолог. Закончил Лондонский университет, будучи студентом работал в качестве научного ассистента у Ч. Спирмена. Доктор философии (1929). В 1937г. уехал в США. Работал в Колумбийском университете, Гарварде, в университетах Кларка и Дьюка. На протяжении 20 лет он проработал профессором-исследователем по психологии и заведующим лабораториейпсиходиагностики личности в университете Иллинойса. Автор более 500 статей и 55 книг. Наиболее значительные работы: «Описание и измерение личности» (1946): «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950); «Личностное и мотивационное структурное измерение» (1957); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способностей» (1982).
Слайд 18: Личность и предсказание поведения
Личность – это то, что позволяет предсказать поведение человека в данной ситуации. Предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации: R= f (S, P) Природа специфической ответной реакции человека R есть неопределенная функция f от стимулирующей ситуации S в конкретный момент времени и от структуры личности P.
Слайд 19: Категории черт личности
Черты личности - относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в различных ситуациях и в разное время. Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. В результате проведения факторного анализа Кеттелл установил, что черты личности можно классифицировать несколькими способами. Поверхностные – исходные черты. Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой. Способность, темперамент и динамические черты. Общие черты – уникальные черты.
Слайд 20: Источники данных для факторного анализа
L -данные: данные регистрации реальных жизненных фактов ( результаты измерения поведения в реальных жизненных ситуациях ). Q - данные: данные самооценки при заполнении анкет Для получения Q -данных Кеттелл разработал опросник «16 личностных факторов» (16 PF ). ОТ-данные : данные объективных тестов (в результате моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно). Для определения сравнительного вклада наследственности и окружающей среды Кеттелл разработал статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантный анализ ( MAVA ). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но и группы. Диапазон черт, с помощью которого могут быть охарактеризованы группы, называется их синтальностью ( syntality ).
Слайд 22: 16 личностных факторов, выделенных Кеттеллом
Сдержанный Общительный Менее развитый интеллект Более развитый интеллект Стабильный Эмоциональный Покорный Напористый Осмотрительный Беспечный Прагматичный Сознательный Робкий Смелый Толстокожий Тонкокожий Доверчивый Подозрительный Приземленный, практичный Имеющий богатое воображение Прямолинейный Искушенный Безмятежный Опасающийся Консервативный Склонный экспериментировать Зависимый от группы Самодостаточный Недисциплинированный Контролирующий себя Расслабленный Напряженный
Слайд 23: Теория типов личности Г. Айзенка
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck ; 1916 —1997) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1955 г. по 1983 г. — профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. — почётный профессор психологии. Основатель и редактор журналов « Personality and Individual Differences» и « Behaviour Research and Therapy». Основные работы: «Измерение личности» ( «Dimensions of Personality», 1947), «Научное исследование личности» ( «The Scientific Study of Personality», 1952) и др. Автор около 45 книг и более 600 научных статей.
Слайд 24: Теория типов личности
Элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерта (тип) – черты – привычные реакции – специфические реакции. Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров в континууме.
Слайд 26: Теория типов личности
Для сбора данных Айзенк использовал разнообразные методы : самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два статистически независимых друг от друга типа: экстраверсия – интроверсия нейротизм – стабильность Оба диапазона типов имеют нормальное распределение, образуя широкий спектр индивидуальных различий. Описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи.
Слайд 27: Четыре категории людей, описанные Айзенком на основе двух независимых параметров
Стабильный Невротичный Интроверт Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий Экстраверт Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный
Слайд 28: Психотизм – сила суперэго
Люди с высокой степенью выраженности психотизма эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с другими людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Психотизм – генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психопатической личностью. Более выражен у мужчин, чем у женщин.
Слайд 30: Нейрофизиологические основы черт и типов
Интроверсия - экстраверсия: сила корковой активации Стабильность – нейротизм : реакция автономной нервной системы на стимулы (связана с лимбической системой) Психотизм : система, продуцирующая андрогены Психопатология: высокая степень интроверсии и нейротизма – болезненные состояния тревоги, фобии высокий уровень экстраверсии и нейротизма – психопатические ( антисоциальные расстройства)
Слайд 31: Таксономия «Большой пятерки» ( Голдберг, Коста, Мак-Крэй)
Пятифакторная модель получает подтверждение из трех основных источников: из факторного анализа огромного числа обозначений черт, встречающихся в естественном языке; из связи вопросников для определения черт личности с другими вопросниками и оценками сторонних наблюдателей; из анализа генетических (наследственных) влияний на личность.
Слайд 32: Фундаментальная лексическая гипотеза Г. Голдберга
Со временем наиболее важные индивидуальные различия в человеческих взаимодействиях были закодированы в виде отдельных слов в естественном языке.
Слайд 33: Большая пятерка»: структура
В 1981 г. Голдберг наряду с результатами своих исследований проанализировали чужие работы. Он предположил, что любая модель структурирования индивидуальных различий так или иначе будет сводиться «к чему-то вроде этой «Большой Пятерки» параметров». Так факторы получили свое название — Большая Пятерка ( Big Five ). Слово Большой ( Big ) означало признание того, что каждый из пяти факторов включает в себя множество более конкретных черт. Хотя названия черт в Большой Пятерке немного отличаются у разных авторов, мы будем использовать термины Нейротизм ( Neuroticism, TV*), Экстраверсия ( Extroversion, E), Открытость ( Openness, О), Доброжелательность ( Agreeableness, А), Сознательность (Conscientiousness, С) - ОСЕАН.
Слайд 34: Содержание суперфакторов
Нейротизм (N) включает широкий спектр отрицательных эмоций, включая тревожность, печаль, раздражительность, нервное напряжение. Открытость (О) опыту означает широту, глубину и сложность мыслей и переживаний человека. Экстраверсия (Е) и Доброжелательность (А) — обе суммируют межличностные черты, т.е. они определяют, что люди делают друг с другом и друг для друга. Сознательность (С) описывает целеустремлен ное и нацеленное на задачу поведение и социально требуемый контроль человека над собственными импульсами. Диагностика факторов «Большой пятерки»: вопросник Голдберга ( Goldberg, 1992), измеряющего Большую Пятерку с помощью перечня прилагательных «Переработанный личностный вопросник NEO» («NEO-Personality Inventory Revised») (NEO-PI-R) (Costa & McCrae, 1992)
Слайд 35: Грани параметров Большой Пятерки, измеряемые по вопроснику NEO-PI-R
НЕЙРОТИЗМ: тревожность, враждебность, депрессия, самосознание, импульсивность, ранимость ЭКСТРАВЕРСИЯ: теплота, тяга к людям, напористость, активность, поиск сильных ощущений, положительные эмоции ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ: воображение, эстетизм, чувства, действия, идеи, ценности ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ: доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность, мягкость СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: компетентность, упорядоченность, чувство долга, потребность в достижении, самодисциплина, осмотрительность
Последний слайд презентации: Тема : Диспозициональное направление: Достоинства теорий черт личности
Достоинства активная исследовательская деятельность интересные гипотезы потенциальные связи с биологией Недостатки проблемы с методом: факторный анализ проблемы с понятием черты в поле зрения не попадают многие личностные особенности, такие как Я-концепция, идентичность личности, когнитивные стили и бессознательное; практически ничего не сказано об организации личности и о личностных изменениях.