Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ — презентация
logo
Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Принцип работы метода
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  • Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
1/17

Первый слайд презентации: Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Изображение слайда

Слайд 2

Метод контрольных вопросов (МКВ) – это психологическая техника, позволяющая находить решение проблемы с помощью ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность. Отвечая на вопросы, изобретатель активизирует свое мышление, стараясь найти новое, необычное решение задачи. Цель метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 20- х годов. Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.

Изображение слайда

Прежде всего, необходимо дать определение проблеме. Например: «Придумать название для фирмы», «Разрешить спорную ситуацию с сотрудниками», «Разработать новый вид продукции». На данном этапе задача имеет общее название. Теперь нужно придумать ей интересное название. Например: «Придумать ироническое название», «Придумать агрессивное название», «Придумать философское название». Когда название будет готово, нужно составить список контрольных вопросов или воспользоваться одним из универсальных списков любого из авторов. Теперь можно рассматривать поставленную задачу с позиции трех формулировок. Чем больше вариантов удастся придумать, тем лучше.

Изображение слайда

Слайд 4

Список вопросов А. Осборна Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта? Что можно добавить к нему? Что можно продублировать в нем? Что можно поменять? Поменять скорость движения? Подобрать другую форму, окрас, звук? Подобрать другой компонент? Сделать из другого материала? По-другому расположить? Объединить несколько задач или функций в одну? Поменять местами последовательность выполнения операций? Повернуть наоборот?

Изображение слайда

Слайд 5

Список вопросов Т. Эйлоарта Рассмотреть все характеристики и определения будущего изобретения. Попытаться изменить их. Четко сформулировать задачи. Подобрать другие формулировки. Разделить главные и второстепенные задачи. Найти подобные задачи. Рассмотреть минусы решений, которые уже имеются. Придумать новые предположения. Найти аналогии в области биологии, экономики, фантастики, в молекулярной области. Построить разные модели (математическую, механическую, электронную, гидравлическую и прочие). Модели позволяют выразить идею более точно, нежели аналогии. Рассмотреть возможность применения всевозможных материалов и энергий: твердое тело, жидкости, газы, гель; электрическую, световую, магнитную энергию; волны разного диапазона, поверхностные свойства; различные эффекты (Фарадея, Джоуля–Томсона); разные состояния вещества (лед, пар) и прочее.

Изображение слайда

Слайд 6

Найти логические связи, совпадения, варианты, зависимости. Поинтересоваться мнением людей, абсолютно не разбирающихся в исследуемом вопросе. Обсудить исследуемый вопрос в группе. Выслушать предложения каждого участника обсуждения без критики. Применить решения, свойственные разным национальностям: китайская сложность, немецкая точность, американская расточительность, шотландская хитрость и т.д. Постоянно держать проблему при себе: спать с ней, ходить на работу, есть, пить, играть, гулять. Все дела делать с ней. Побывать в местах, стимулирующих творческое мышление: в техническом музее, в магазине старых вещей, на свалке лома и пр. Рассматривать журналы с картинками. Составить таблицы материалов, стоимости, величин. Придумывать новые решения проблемы, комбинации и части решений. Стараться найти лучшее решение и придумывать возможные. Вносить изменения в решение с позиции скорости, размеров, плотности и пр. Мысленно представить внутренне устройство механизма. Отыскать альтернативные проблемы, которые могут убрать из цепи какое-либо звено и увести в сторону от необходимого решения, при этом создав нечто другое. Понять, чья это проблема и почему? Изучить историю исследуемого вопроса. Кто первый изобрел это? Какие неверные определения этой проблемы имеются? Узнать, пытался ли кто-то еще решить эту задачу и что у него получилось? Найти общепринятые ограничения и понять причины, по которым они были установлены.

Изображение слайда

Слайд 7

Существует также список вопросов математика Д. Пойа. Этот список отличается тем, что вопросы в нем составляют определенную систему (в изобретательских списках вопросы можно менять местами ) Но список Д. Пойа предназначен преимущественно для решения учебных математических задач. К МКВ относится также " селфсторминг ", предложенный С. И. Чурюмовым и Е. С. Жариковым. В " селфсторминге " используются те же наводящие вопросы, хотя они и названы "операторами": оператор обобщения, оператор частного случая, фантастический оператор, практический оператор (нужно обнаружить сферу практического приложения идеи) и т. д.

Изображение слайда

Слайд 8

Методика Джуна Валладареса В своей книге «Ремесло копирайтинга» Валларадес касается темы придумывания чего-то нового, а методика контрольных вопросов занимает там только часть и является одним из многих методов творческого поиска ответов. Помогает не только при написании текста, эта техника нацелена на что угодно. Список состоит из 201 действия, мы выберем самые любопытные. Растяните это. Увеличьте. Исключите текст. Измените форму. Осветите. Придайте романтизм. Воспользуйтесь символизмом. Воспользуйтесь фотографией. Измените шрифт. Измените аромат. Измените ингредиенты. Измените среду. Ликвидируйте часть. Разделите. Согните. Наклоните. Замаскируйте что-то. Сделайте что-то шире. Очистите. Заверните.

Изображение слайда

Слайд 9

Рекомендации по предпочтительному применению методов контрольных вопросов.  Данная группа методов может быть рекомендована для решения задач: поиска функционально-схемных, пространственно-компоновочных и прогрессивных технологических конструкторских решений; разработки и совершенствования технологических процессов изготовления изделий; поиска дизайн решений рассматриваемого технического объекта; обновления ассортимента выпускаемых изделий основного производства и товаров народного потребления; поиска путей автоматизации производства и обходных конструктивных решений. Первые два метода из данной группы пригодны и для решения организационных задач. Условия, в которых можно решать вышеперечисленные производственные задачи, следующие: состав группы постоянный, с постоянным ядром или переменный, возможно применение метода в одиночку; квалифицированный состав и владение методологией желательно высокое, снижение требований к группе связано с неизбежным снижением результативности; составы групп могут быть смешанными; время, выделяемое на анализ может быть ограничено, но требует взамен интенсивного труда.

Изображение слайда

Слайд 10

Достоинства метода контрольных вопросов 1. Метод контрольных вопросов способен помочь, когда нужно быстро предложить решение, и клиент не настаивает на революционной креативности. Задавать контрольные вопросы — всё равно, что простукивать молотком: а вдруг где-то да обнаружится пустота, которую необходимо заполнить? 2. Метод контрольных вопросов помогает не тратить время на «изобретение велосипеда». Это шпаргалка, чтобы быстро пробежать поле шаблонных решений. 3. Метод помогает преодолеть вязкость мышления, «раскочегаривает» воображение, будит креативность. Он применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога. 4. Метод универсален и ему практически не надо учиться. Любой не посторонний может принять участие в формировании списка вопросов.

Изображение слайда

Слайд 11

5. Благодаря методу работа над проблемой идёт более целенаправленно, системно. Контрольными вопросами полезно поверять идеи, полученные при мозговом штурме. Связка «Мозговой штурм» + «Метод контрольных вопросов» эффективна, поскольку в ней иррациональный, сугубо эвристический мозговой штурм дополняется алгоритмическим, рациональным методом контрольных вопросов. «Нащупав нечто дельное, наращивайте его плюсы. Попробуйте развернуть идею в новом направлении — ввысь, вширь, вглубь», — пишет известный австралийский рекламист Майкл Ньюман в книге «Креативный прыжок» [3]. (М.: Евро, 2007). 6. Сила метода контрольных вопросов в том, что он формируется на основе долговременного опыта специалистов. В рекламе это формирование на основе частотного словаря глаголов и списка Сводеша. Системность — вот что отличает его от хаотичного метода проб и ошибок.

Изображение слайда

Слайд 12

Недостатки метода контрольных вопросов 1. Главный недостаток очевиден: большая вероятность получить шаблонное решение. Собственно, решение почти наверняка будет стереотипным, потому что в список контрольных вопросов, в частности, такой креативной области, как реклама, включены типичные, наиболее употребимые в языке действия и образы. Новизна возможна на путях деления объектов на части, перетасовки частей, комбинирования действий и образов и т. п. Часто список контрольных вопросов превращается в простой чек-лист — «Сделай это, поставь птичку». 2. Метод контрольных вопросов довольно трудоёмок. 3. Думая о методе контрольных вопросов, трудно отделаться от ощущения механистичности, поверхностности этой технологии.

Изображение слайда

Слайд 13

В тесты, составленные по МКВ, включаются вопросы, которые принято именовать: нейтральными, жертвуемыми (подготовительными), проверочными (релевантными), контрольными («вопросами сравнения»). При построении тестов вопросы обозначаются следующим образом: Н - нейтральный. Ж - жертвуемый, П - проверочный, К - контрольный. Нейтральные вопросы заведомо не должны быть значимыми для обследуемого в контексте проводимого исследования и не вызывать у него психофизиологических реакций. Они предназначены для оценки нормальных физиологических изменений в организме обследуемого, ослабления напряжения, обследуемого после предъявления проверочных вопросов и восстановления его физиологической нормы, существующей на период тестирования. Нейтральные вопросы должны формулироваться четко и кратко и только на основе достоверных фактов (не следует использовать непроверенную информацию), к примеру: «Вы родились в Воронеже?», «Мы сейчас находимся в Москве?», «Сегодня среда?» и т.п.

Изображение слайда

Слайд 14

Жертвуемым называется вопрос, который задается в самом начале теста. По своей направленности он может рассматриваться в качестве проверочного. однако при анализе результатов теста его не учитывают. Вопрос озвучивается с тем, чтобы подготовить обследуемого к предъявлению основных проверочных вопросов теста, сфокусировать его внимание на главной цели исследования. Именно поэтому жертвуемый вопрос иногда называют «подготовительным». Поскольку реакции на данный вопрос не учитываются, он может иметь любую длину и должен охватывать как можно больше уточняющих признаков исследуемого события.

Изображение слайда

Слайд 15

Проверочными являются вопросы по существу проводимого исследования, анализ реакций обследуемого на которые позволяет решать задачи ПФИ (психофизиологических исследований). При подготовке проверочных вопросов следует учитывать следующие основные требования: вопросы должны быть ориентированы на проверку информации о фактах, а не мнений, намерений или желаний обследуемого; каждый вопрос должен быть направлен на выяснение только одного факта и получение односложного однозначного ответа - «да» / «нет» (ни в коем случае в один вопрос нельзя включать две разные темы или два различных аспекта одного события); вопрос должен быть сформулирован ясно, кратко, по возможности, без излишней детализации; в формулировку вопроса не следует закладывать социально-правовую и эмоциональную оценку совершенных кем бы то ни было действий; понимание обследуемым смысла проверочного вопроса не должно зависеть от толкования им других вопросов. Контрольные вопросы должны подбираться иолиграфологом индивидуально для каждого обследуемого в контексте конкретной ситуации, послужившей поводом для проведения ПФИ, и перерабатываться (уточняться) в зависимости от результатов предтестовой беседы.

Изображение слайда

Слайд 16

Примеры практических задач Изучив предложенные контрольные вопросы, можно попробовать решить с их помощью несколько практических задач. Такие задачи рекомендуют учащимся 11 классов на уроках технологии. Задачи активизируют мыслительные процессы, стимулируя к поиску новых идей. Задача 1 В проектном институте имеется несгораемый сейф, в котором хранятся чертежи секретных разработок. Инженеры посчитали обыкновенный замок недостаточно надежным и решили изобрести другой. Замок должен обеспечивать целостность сейфа в следующих случаях: если кто-нибудь украдет ключ или снимет с него копию; если будет использоваться самая лучшая отмычка; если секретный код замка забудут или потеряют; если какой-нибудь сотрудник института попытается взять чертежи без ведома руководства. Нужно предложить идею такого замка.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема: МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Задача 2 Многие виды пожарной сигнализации издают громкий звук и световые вспышки, оповещающие об опасности. Однако в производственных цехах с высоким уровнем шума и искрами от сварки звуки могут не услышать, а световые вспышки – не увидеть. Нужно придумать надежный способ пожарной сигнализации для таких цехов (обесточивать нельзя!). Применение метода контрольных вопросов хорошо помогает в процессе генерации идей, поиске новых решений, а также подходит для развития и тренировки творческого мышления.

Изображение слайда

Похожие презентации