Тема: Происхождение языка и речи — презентация
logo
Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • 1.Формы коммуникации и их развитие у приматов
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • ЖЕСТЫ
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • МИМИКА
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Комплексы коммуникации и этологический механизм происхождения речи.
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Моногенетическая теория языка ( XX в.) Авторы: А.Тромбетти (1905; 1923), М.Сводеш и др. Идея!!! Общее происхождение языков мира. Доказательства: звуковая и
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Карта современного распространения языковых макрородин.
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • 3.Органы речи.
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • 4.Примитивная речь и архаическое мышление.
  • Основные ступени формирования речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Определение и свойства речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
  • Тема: Происхождение языка и речи
1/83

Первый слайд презентации: Тема: Происхождение языка и речи

Формы коммуникации и их развитие у приматов Гипотезы происхождения языка. Органы речи. Примитивная речь и архаическое мышление. 5. Формирование детской речи. Литература: 1. История первобытного общества. Учебник. 2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. М., 1999.

Изображение слайда

Коммуникация – (лат. Связываю, общаюсь) процессы взаимодействия между особями, связанные с передачей информации от одной особи к другой. Элементы коммуникаций у животных (сигналы): - ритуализированные ; - видотипичные ; - генетически фиксированные. Общение – взаимодействие в сложившейся системе отношений между особями одного вида или разных видов. Язык – система знаков, сигналов, служащая средством для передачи информации, общения.

Изображение слайда

Слайд 3

Первичный (невербальный язык) (человек и животные) – двигательная активность, позы, мимика, жесты, работа голосового аппарата. !!! (пример: картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - поза раскаяния) Вторичный язык – абстракции различной степени сложности (человек, человекообразные обезьяны).

Изображение слайда

Слайд 4

Изображение слайда

Слайд 5: ЖЕСТЫ

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9

Изображение слайда

Слайд 10

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14: МИМИКА

Изображение слайда

Слайд 15

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Слайд 19

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22

Изображение слайда

Комплексы коммуникации – синхронно воспроизводимые элементы, относящиеся к разным каналам связи. Бывают: - простые (двойные); - сложные (более трех) Этапы развития коммуникации до возникновения речи: 1. уровень – низших узконосых обезьян и некоторых широконосых; Суть: предотвращение и торможение агрессии (звуки связаны с мимикой и позой) 2.уровень человекообразных обезьян Усиление визуального и акустического 3.австралопитеки и хабилисы Визуальные элементы – жесты (указательные и изобразительные)

Изображение слайда

Слайд 24

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27

Изображение слайда

Слайд 28

Средства взаимной сигнализации два типа: - звуковые (основанные на слуховом и звукопроизносительном анализаторах) - мимико-жестикуляторные (основанные на зрительном и моторном анализаторах). 1.Отсутствие членораздельной речи у обезьян – особенности строения голосового аппарата 2.Способность к языку на основе довербальных понятий и обобщений (Л.А.Фирсов)

Изображение слайда

Слайд 29

Подходы к исследованию зачатков второй сигнальной системы у животных

Изображение слайда

Слайд 30

Два основных подхода к исследованию зачатков второй сигнальной системы у животных: ♦ изучение элементарного мышления (рассудочной деятельности) животных как необходимой предпосылки второй сигнальной системы, в том числе: - изучение некоторых процессов мышления у животных ( категоризация, обобщение и абстрагирование, тесты на сходство и различие, тесты на перенос, тесты на транзитивные заключения и др.) - проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах; ♦ обучение животных языкам-посредникам (адаптированным к их физическим возможностям).

Изображение слайда

Слайд 31

Обучение животных языкам-посредникам

Изображение слайда

Слайд 32

Первая половина ХХ в. - неудачные попытки научить антропоидов подражать человеческой речи Уильям Фурнесс обучил самку орангутана произносить слова «папа» и «чашка». Эксперимент супругов Хейс: воспитывали самку шимпанзе Вики с 3-дневного до 7-летнего возраста (могла произносить всего три слова – «мама», «папа» и «чашка»).

Изображение слайда

Слайд 33

В начале 1960 г. думали, что шимпанзе не способны к речи. В 1968 г. Ноэм Хомский писал: "Любой, кто связан с изучением человеческой природы и человеческих способностей неизбежно должен придти к выводу, что все нормальные люди осваивают разговорный язык, тогда как приобретение даже простейших речевых навыков лежит за пределами интеллекта обезьян". (Одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимпски, что было похоже на английское звучание имени Хомского). Впоследствии Н.Хомский был вынужден изменить свою концепцию, признав языковые возможности антропоидов.

Изображение слайда

Слайд 34

Схематическое изображение (сагиттальное сечение) головы и шеи взрослого человека (А) и взрослого шимпанзе (Б). Обезьяны не могут управлять своим голосовым аппаратом так, чтобы произносить слова – строение их гортани и ее расположение в верхней части голосового аппарата не позволяет им, в отличие от человека, с помощью языка менять конфигурацию глотки и осуществлять модуляцию звуков.

Изображение слайда

Слайд 35

Языки-посредники представляют собой упрощенные аналоги речи человека; Языки-посредники в основном воспроизводят его структуру, но реализованы с помощью более доступных для животных средств — жестов, выбора жетонов, нажатий на клавиши компьютера и др. — и не требуют тонкой артикуляции

Изображение слайда

Слайд 36

Виды языков-посредников, использованные в работах с человекообразными обезьянами АМСЛЕН - американский жестовый язык – ( AMErican Sign LANguage). А. и Б. Гарднер (1969). Шимпанзе Уошо. «ЯЗЫК» Д.Премака ( пластиковые жетоны ) – «слова», объединенные в фиксированные фразы на магнитной доске. Д.Премак (1970) - шимпанзе Сара. ЙЕРКИШ – язык значков - лексиграмм на клавиатуре компьютера. Д.Рамбо (1973) - шимпанзе Лана. ЙЕРКИШ + понимание устной речи. С.Сэвидж-Рамбо (1993) - бонобо Канзи; П.Паттерсон - горилла Коко.

Изображение слайда

Слайд 37

имя исследователя имя животного язык Аллен и Беатрис   Гарднеры Уошо (шимпанзе) амслен (жестовый язык) Дэвид и Энн Джеймс  Примак шимпанзе Сара, Элизабет, Пиони, оригинальный (использовались фигурные жетоны для обозначения слов английского языка) Дьюэйн Румбо Лана (шимпанзе) Йеркиш  (специально разработанный искусственный язык на основе лексиграмм) Франсина Паттерсон Коко (горилла) амслен  (около 2000 жестов-слов Лин Майлс Энн Сауткум Чантек (орангутан) амслен

Изображение слайда

Слайд 38

Амслен

Изображение слайда

Слайд 39

Задачи начального этапа обучения амслену: - может ли шимпанзе запоминать и адекватно использовать жесты; - сколько знаков может входить в “лексикон” обезьяны; - может ли обезьяна понимать вопросительные и отрицательные предложения (эти способности подвергались сомнению); - !!! будет ли она понимать значение порядка слов в предложении.

Изображение слайда

Слайд 40

Беатрикс и Алан Гарднеры с Уошо

Изображение слайда

Слайд 41

Уошо – первый в мире представитель другого вида, освоивший человеческую речь. Роджер Футс работает с Уошо

Изображение слайда

Слайд 42

Уошо родилась в 1966 г. 10.06.1967 – начало обучения 1968 г.-30 знаков 1969 г.- 85 знаков 1970 г. – 130 знаков

Изображение слайда

Слайд 43

Примеры знаков амслена, усвоенных Уошо: "сладость и конфета", "пить", "веревка", "книга".

Изображение слайда

Слайд 44

Изображение слайда

Слайд 45

Изображение слайда

Слайд 46

Изображение слайда

Слайд 47

Изображение слайда

Слайд 48

Критерий «культурной преемственности» Лулис, приемный сын Уошо, перенял от нее и других обезьян 55 знаков (никто из персонала не показывал ему знаков, и в его присутствии люди старались не использовать жестов). Майкл легче обучался новым знакам, подражая Коко, а не когда его специально обучал тренер.

Изображение слайда

Слайд 49

Язык животных 1.Язык животных врожденный. Учиться животным не приходится. 2.Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние. Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств. 3.Коммуникация животных однонаправленная. Диалоги возможны, но редки. 4. Между сигналами животных нет четких границ, их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены. 5.В коммуникации животных невозможна информация не о себе.

Изображение слайда

Слайд 50

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ANIMAL COMMUNICATION HUMAN LANGUAGE AMSLAN YERKISH I. ПО И.П.ПАВЛОВУ 1 -я СИГН. СИСТЕМА ВРОЖДЕННЫХ ВИДОСПЕЦИФИЧ. СИГНАЛОВ 1 -я СИГН. СИСТЕМА + 2-я СИГН. СИСТ. ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ Промежут. сигн II. ФУНКЦИИ ТОЛЬКО КОМУНИКАЦИЯ КОМУНИКАЦИЯ + МЫШЛЕНИЯ ? III. ПЕРЕДАЧА ИНФРОМАЦИИ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ + IV. ПРИРОДА СООБЩЕНИЙ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕДАЧА ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ + V. По ВЫГОТСКОМУ: СЛОВО=ОБОБЩЕНИЕ НЕТ ДА + VII. КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ПО Ч. ХОККЕТУ : 1. СЕМАНТИЧНОСТЬ ДА ДА + 2. ПЕРЕМЕЩАЕМОСТЬ ( СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБЫ-ТИЕМ И СООБЩЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ НЕТ ( ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС ) ДА ( ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ ) + 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ НЕТ ДА + 4. КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕДАЧА СЛАБО ПРЕОБЛАДАЕТ Имеется 5. ВЗАИМО-ЗАМЕНЯЕМОСТЬ НЕТ ДА ? По З.А.Зориной

Изображение слайда

Слайд 51

2.Гипотезы происхождения языка

Изображение слайда

Слайд 52

Изображение слайда

Слайд 53

Изображение слайда

Слайд 54

Изображение слайда

Слайд 55

Изображение слайда

Слайд 56

Изображение слайда

Слайд 57

Изображение слайда

Слайд 58

Изображение слайда

Слайд 59

Изображение слайда

Слайд 60

Изображение слайда

Слайд 61

Изображение слайда

Слайд 62

Изображение слайда

Слайд 64

Ностратические языки  (от  лат.   noster  - Наш) - гипотетическая макрородина языков объединяет несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки:

Изображение слайда

Слайд 65

Ностратические языки: Западно-ностратические языки: Индоевропейские языки - в ремя распада - V-IV тыс. до н.э. (или более ранняя дата - VIII-VI тыс. до н.э.) Афразийские языки (ряд исследователей выделяют в отдельную надсемейство) – время распада - XII-X тыс. до н. э. (или более поздняя дата - IX-VIII тыс. до н. н.э.) Картвельские языки - в ремя распада -  III тыс. до н.э. Восточно-ностратические языки: Уральские языки - время распада - V-III тыс. до н. э. Дравидийские языки - время распада - IV тыс. до н.э. Алтайские языки - время распада - VI тыс. до н. э.

Изображение слайда

Слайд 66: Карта современного распространения языковых макрородин

Изображение слайда

Слайд 67

Изображение слайда

Слайд 68

Изображение слайда

Слайд 69: 3.Органы речи

По В.В.Бунаку: 1)Периферическая (гортань, связки и др.) Отличительные особенности: Низкое положение Голосовые связки короче ГС образуют заслонку в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе Имеется голосовой мускул Речевые звуки возникают благодаря движению языка и губ, разбивающиеся о ротовую полость Длина языка больше и коневая часть образует изгиб и лежит в глотке Движения мягкого неба включают носовой путь воздушной струи – чистые ротовые звуки.

Изображение слайда

Слайд 70

2)Центральная – отделы головного мозга Зона Брока (моторика речи) - нижней лобной доле ГМ участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Зона Вернике – верхне-задний участок височной доли, отвечает за понимание речи. Речь контролируется левым полушарием.

Изображение слайда

Слайд 71: 4.Примитивная речь и архаическое мышление

Использование внешних предметов Группа гоминид Вид умственной деятельности Вид голосовой деятельности Неизмен. Предмет. Случайное Систем - ское Исходная группа Ранние предастралоп. Конкретные представления Узкие расширенные «Голосовые сигналы» Обработ. камни олдувайские Ав с тралопитек хабилисы Общие представления Связи в Пределах одного цикла действий Связи между несколькими циклами Лалии ( звукос четания ) Слабо Фиксированны артикуляции Дифференц. артикуляции Шелль (аббевильские) Ашелль и Ранн ий мустье Позднее мустье Архантропы (синантропы) Ранние палеоантропы: (Эрингсдорф Штейнхейм Поздние палеоантропы Ла-Шапель-о Сен, Схул и др. понятия слитные Зачаточные Диффузные детализированные слова Слитн. Едини ные Дифф ренц. Фонет Ческие Разноо разные Поздний палеолит Ископаемые неоантропы синтагмические Речевые синтагмы

Изображение слайда

Слайд 72: Основные ступени формирования речи

1.Нечленораздельная речь — это средство взаимного общения первобытных людей на ранней стадии их развития, для которого, характерно отсутствие системы четко дифференцированных, противопоставляемых друг другу звуковых единиц языка ( еще не было слов, противопоставляемых в предложении, а были так называемые «слова-предложения»). (от австралопитековых до неандертальца) 2. Членораздельная речь - это прежде всего словесная речь. ЧРР - построена из предложений и выражает четко дифференцированные понятия и суждения.

Изображение слайда

Слайд 73

1.Первый этап -  H omo habilis  . Он обрабатывал камни. Мозг - 700 гр. Это этап перехода обезьяны к человеку. Приблизительная граница, отделяющая мозг обезьяны от человека - примерно 750 гр. 2.Второй этап -  H omo erectus. Представлен: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. ( 1,5 мл. лет назад.) Знал огонь. Масса мозга была 750 - 1250 гр. Видимо, в этот период уже появились зачатки речи. Палеоантроп  ( 200-400 тыс. лет назад). Homo sapiens   Изготавливал орудия из камня, кости, дерева. Хоронил мертвых. Вес мозга до 1500 г.

Изображение слайда

Слайд 74

Речь людей всего нижнего палеолита, само собой, состояла еще из очень слабо дифференцированных звуков, которые необходимо было постоянно дополнять мимикой и телодвижениями.

Изображение слайда

Слайд 75

В 40-е годы XX в. была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали язык так же, как и дети (В.К.Никольский и Н.Ф. Яковлев). Основные положения: 1) речь первобытных людей состояла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребёнок сначала говорит словами-предложениями); 2) у первобытных людей не выделялись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в языке подобные элементы сохранились в "слогах-предложениях", типа  да, нет, эй, ну, на  и так далее); 3) первобытные люди не использовали слова.

Изображение слайда

Слайд 76

Язык - вторая сигнальная система Мышление животных - на уровне первой сигнальной системы, непосредственное восприятия действительности, создаваемой органами чувств. Прямые конкретные сигналы. Мышление человека - на уровне второй сигнальной системы. Она создается не только органами чувств, но и мозгом, который превращает данные органов чувств в сигналы второго порядка. Вторые сигналы - сигналы сигналов. Вторая сигнальная система - речь, представляет собой отвлечение от действительности и допускает обобщение.

Изображение слайда

Слайд 77: Определение и свойства речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Свойства речи: Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего). Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям). Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом). Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Изображение слайда

Слайд 78

Первый период – подготовительный: 1 этап: с рождения до 6 месяцев – у ребенка велика потребность в эмоциональном общении; период лепета(та-та, ба-ба, бе-бе, гу-гу и т.д.) Малыш тренирует свой артикуляционный аппарат. Лепетание совершенно непроизвольно, и не следует принимать их за слова. 2 этап: с 6 до 12 месяцев - появляется понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого; ребёнок четко и ясно произносит свое первое слово. 3 этап: с 12 до18 месяцев - появление первых осмысленных слов( мама, папа, дай, на, тик-так, би-би, ав-ав, топ- топ). Словарный запас ребенка достигает 7-25 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке). 5. Формирование детской речи Этапы становления детской речи :

Изображение слайда

Слайд 79

Второй период - оформление самостоятельной речи: 1 этап: появление однословных предложений – требований (1год 6месяцев- 1 год 7месяцев) 2 этап: многословные предложения- требования (1год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев). Ребенок начинает говорить предложениями, состоящим из двух слов («Мама, дай!», «Баба, на!»). Словарный запас увеличивается до 30 слов. 3 этап: возникновение и развитие описательной речи (18 месяцев- 24 месяца). Словарный запас малыша составляет более 50 слов. В речи появляется определенный порядок слов. Ребенка теперь понимает не только мама, но и другие родственники.

Изображение слайда

Слайд 80

1 год 2 года 3 года 9-15 слов 50-300 слов 1500 – 2000 слов Нормативы речевого развития

Изображение слайда

Слайд 81

Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку». Слушает длинные сказки и рассказы. Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку». Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д. Понимание речи: Развитие речи детей 3-4 лет

Изображение слайда

Слайд 82

Таким образом: 1)эмоции-команды (с рождения): инстинктивное выражение благополучного или неблагополучного состояния ; 2) слова-предложения: А. выражающие требования (повелительные): д"ац"(дать), гада (требование перенести на другое место), мака (дай молока) Б. выражающие наличие предметов : мама (вот мама), му (вот корова), п"ис"и (вот карандаш); В. предложения, называющие лица (звательные): мама (мама, иди; со звательной интонацией). Г. констатация существования факта, предмета ; Д. констатация действия ; Е. выражение атрибуции предмета.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема: Происхождение языка и речи

3) двусловные предложения: Слова объединены законченной интонацией 4) многословные несинтаксированные предложения; вычленяется объект (субъект) и само действие, так же как признак, отделяется от предмета 5) грамматически оформленные высказывания. Особенность - формирование механизма программирования речевого произведения, дающего возможность строить синтаксически сложные высказывания.

Изображение слайда

Похожие презентации