Слайд 2: Генри александр мюррей ( 1893 – 1988)
Интересы : клиническая психология, взаимодействие диспозиционных и ситуационных детерминант поведения, мотивация, личность, отбор персонала, проективные тесты. Образование: бакалавр, Гарвардский университет, 1915; доктор медицины, Колумбийский университет, 1919; магистр, Колумбийский университет, 1920; доктор философии, Кембриджский университет, 1927.
Слайд 3: Исследования генри мюррея
П ерсонология - исследование личности как уникальной целостности. Личность он рассматривал как организующую и управляющую силу. Ид (Оно), по мнению Г.Мюррея, является вместилищем примитивных и неприемлемых импульсов, но может включать и социально одобряемые импульсы. Функция Эго (Я) состоит в том, чтобы не только сдерживать и подавлять определенные импульсы Оно, но и организовывать, контролировать и планировать то, как они проявляются. Супер-Эго в теории Мюррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение культуры.
Слайд 4: Тематический апперцептивный тест (ТАТ )
1. Участник несколько секунд рассматривает каждую картинку. 2. Его просят рассказать историю, изображенную на картинке, которая должна отвечать на следующие вопросы: Что привело к событию, изображенному на картинке? Что происходит в настоящий момент? О чем думают персонажи и что они чувствуют? Чем закончится эта история?
По происхождению: первичные ( висцерогенные ) вторичные (психогенные ) По числлу объектов: Фокальные Диффузные По источнику, инициирующему потребность: Реактивные проактивные По степени проявленности : Проявляющиеся Скрытые По характеру удовлетворения эффект-потребности процесс-потребности модальные потребности Классификация потребностей Генри Мюллера
Пассивное повиновение Достижения Приобретение Аффилиация Агрессия Автономия Избегание наказания Созидание Потребность идти вразрез с общепринятым Противодействие Самозащита Доминантность Внимание Суждение Избегание опасности Избегание неудачи Покровительство Поддержание порядка Игра Признание Отвержение Чувственность Схожесть Опека Понимание и познание 1. Первичные, или биологические, потребности, например: голод, жажда, потребность в воздухе. 2. Вторичные, или психологические, потребности, например: потребность в заботе, развитии, независимости. Потребности, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку:
Слайд 7: Теория мотивации Генри Мюррея
« Давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление» Их встреча обозначалась Мюрреем как «тема». Генри Мюррей в своей книге „Исследование личности“ выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление “). Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя потребности в: достижении, уважении, общении, порядке, привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, агрессии, игре.
Слайд 8: Заключение
Мюррей был проницательным и изобретательным исследователем. Он был одним из первых американских психологов, кто стал настаивать на использовании многофакторных методов оценки личности. Одним из первых, предложивших объяснение человеческого поведения, в котором личностные и экологические факторы рассматриваются как равноправные. Одним из первых, создавших программу исследования, которая одновременно фокусируется на диспозиционых и ситуационных детерминантах человеческого поведения.