Первый слайд презентации
ВВЕДЕНИЕ В ДОКАЗАТЕЛЬНУЮ МЕДИЦИНУ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ Кафедра Общей врачебной практики Асс. Умбетжанова А.Т. Г.Астана 2014 г.
Слайд 2: Цели лекции
Определение ДМ. Иерархия доказательств в доказательной медицине; Характеристика основных исследований в ДМ
Слайд 3: Правильно ли то, что мы делаем?
« Мои студенты приходят в уныние, когда я говорю им, что половина из того, чему Вас учат, через 10 лет будет признана ошибочной. Проблема только состоит в том, что никто не знает, какая это будет половина » С. Барвелл Декан Гарвардского Факультета Медицины (1956)
Слайд 4: Оно нам надо?
- упрощение доступа к медицинской информации и увеличение объема научной информации(ежегодно в мире публикуется более 6 тыс. статей. MEDLINE содержит более 12 млн рефератов); - «выживаемость знаний»; - «эффект запаздывания» - нехватка средств; - субъективный фактор оценки информации
Слайд 5: Как мы сейчас принимаем клинические решения?
Первый подход- практика, опыт, интуиция – «профессор сказал…», «в учебнике написано…», «зав.службой приказала…», «фармфирма рекламировала». «Иные врачи 20 лет кряду делают одни и те же ошибки и называют это клиническим опытом» Ноуа Фэбрикант, амер.врач
Слайд 6: Как мы сейчас принимаем клинические решения?
Второй подход - логика научных представлений (альбумин при ожоговом шоке, антигистаминные препараты при БА, дистилбен у беременных). Третий подход – экспериментальные данные (УК).
Слайд 7: Смена парадигмы
Понимание механизмов развития болезни необходимо, но не достаточно для принятия решений в медицине Клинический опыт, навыки, здравый смысл и интересы пациента остаются неотъемлемыми компонентами врачебной практики Каждое решение в медицинской практике должно основываться на научных фактах, строго доказанных в ходе клинических исследований
Слайд 8: Методология научного познания
Эмпирический путь – знание получают путем проведения эксперимента или наблюдения Теоретический путь – знание получают путем логических построений Теория должна подтверждаться практикой
Слайд 9: Наша практика в настоящее время
1/3 вмешательств и лечебных процедур имеют доказанную эффективность. И мы их проводим 1/3 наших вмешательств и лечебных процедур не имеют доказанной эффективности. Но мы их все равно проводим 1/3 имеют доказанную эффективность. Но мы их не применяем в своей клинической практике
Слайд 10: Классификация медицинских ошибок и проблемы качества
1. Чрезмерное применение 2. Недостаточное применение 3. Неправильное применение 4. Применение с не установленным результатом: лечение или вмешательство, результаты которого неизвестны
Слайд 11: Примеры несуществующих в мире диагнозов и «заболеваний»
Нейро-циркуляторная дистония вегетососудистая дистония Гипертензионный синдром у детей (внутричерепное давление) Дисбактериоз / дисбиоз кишечника Хронический бронхит с астматическим компонентом Хронический энтероколит
Слайд 12: Часто и необоснованно выставляются диагнозы:
Хронический холецистит (95% - калькулезные ). Хронический пиелонефрит (без бакпосева мочи, по устаревшим тестам, на основании только УЗИ почек). Хронический анацидный / гипоацидный гастрит.
Слайд 13: Игнорируются или мало диагностируются очень распространенные заболевания
Артериальная гипертензия (20-40% взрослого населения). Бронхиальная астма (в среднем 10% населения страдают астмой, дети – 16-18%). Хроническая обструктивная болезнь легких (10% взрослых). Синдром раздраженного кишечника. Депрессия (60% обращающихся к врачам ПМСП страдают депрессиями). Сахарный диабет второго типа.
Слайд 14: В западных фармацевтических справочниках отсутствуют группы ЛС
Гепатопротекторы Ангиопротекторы Желчегонные Ноотропные Рассасывающие Иммуномодуляторы
Слайд 15: Почему?
- отсутствие культуры критической оценки научных публикаций и незнание принципов ДМ
Слайд 16: ПОЧЕМУ ТРУДНО ВНЕДРЯТЬ ДМ?
- Большинство практических врачей не владеют принципами критической оценки публикаций, их пугает сложность овладения такими навыками. - Люди предпочитают быстрые и простые ответы. Научно-обоснованная медицинская практика требует дополнительных затрат времени и сил. - Существует много клинических ситуаций, для решения которых не хватает научно-обоснованных фактов. - У многих врачей нет достаточной мотивации, чтобы менять свои привычки. - 80% медицинских публикаций в мире издается на английском языке
Слайд 17: Внедрение технологий с доказанной эффективностью
1601 Капитан Ланкастер доказал, что лимонный сок предотвращает цингу 1747 Британский военно-морской флот повторяет результаты Ланкастера 1795 Британский военно-морской флот решает давать лимонный сок военным морякам 1865 Британский Торговый флот начинает давать лимонный сок морякам Через 146 лет Через 48 лет Через 70 лет
Слайд 18: Почему надо изучать ДМ? Чтобы:
Шире использовать в своей практике наиболее доказанные вмешательства Научиться поиску доказательств в электронных базах данных Выявить наиболее достоверные источники информации для поиска ответов на вопросы, которые возникают в повседневной практике Научиться критически оценивать информацию Изменить собственную практику, чтобы использовать наилучшие вмешательства Повысить качество помощи, оказываемой своим пациентам и клиентам Развить профессиональную приверженность непрерывному обучению в течение всей своей жизни Быть готовым к вызовам времени: непрерывно меняющемуся миру
Слайд 19: Что такое ДМ (EBM) и с чем его едят?
- это добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований с целью выбора метода лечения конкретного больного;
Слайд 20: Что такое ДМ (EBM) и с чем его едят?
- не новая наука, но новый подход или новая технология сбора, анализа и интерпретации медицинской информации
Слайд 21
“ Доказательная медицина – это сочетание лучших доказательных исследований с клинической экспертизой и заинтересованностью пациента ( ценности и предпочтения ) ” D ave Sackett Заинтересованность пациента Клиническая экспертиза Лучшие доказательные исследования ДМ
Слайд 22: Доказательная медицина – это НЕ
Наука Статистика Эпидемиология Способ исследования Форма экономического анализа Не механизм сокращения расходов НО Способ медицинской практики Может быть использована для разумного выбора вмешательств
Слайд 23: Когда появилась научно-доказательная медицина ?
Первые рандомизированные исследования ( стрептомицин при туберкулезе ) 1940 г Концентрация на “ процессе ” ( трагедия связанная с талидомидом ) 1960 г США введены правила FDA требующие проведения контролируемых исследований 1962 г Кокран поднял вопрос о недостаточности научных обоснований 1971 г Обнаружено расхождение теории и практики 1974 г Фокус на необходимости систематических обзоров при подготовке клинических руководств 1980-90 гг
Слайд 24: Главный постулат ДМ
Каждое клиническое решение должно базироваться на строго доказанных научных фактах!
Слайд 25: Классификация клинических исследований
Количественные и качественные Проспективные и ретроспективные Первичные и вторичные Поперечные и продольные
Слайд 26: Качественные исследования
Качественные исследования стараются более понять или объя снить процесс заболевания, чем оценить их количественно Очень полезны, когда интересующие вас переменные плохо понятны или трудноизмеряемы Много возможностей –прямое наблюдение, интервью, анализ текста или документов Почему жительницы нашего района предпочитают рожать дома ?
Слайд 27: Классификация клинических исследований
Клинические исследования Обсервационные Экспериментальные Описательные Аналитические 1.Сообщение о случае 2.Серии случаев 3.Одномомент- ные (поперечные) 1.Случай- контроль 2. Когортные Контролируемые Неконтроли-руемые Рандомизи-рованные Нерандомизи-рованные 1.Открытые исследования 2.Закрытые исследования: а) простое слепое; б) двойное слепое в) тройное слепое 3.Мультицентровые
Слайд 28: Распределение типов медицинских исследований
Уровень доказательности Max Min
Слайд 29: Изучение случаев
Любой случай поучителен, но урок не всегда усваивается Сэр Уильям Ослер
Слайд 30: Доказательства в порядке возрастания достоверности
1.Описание отдельных случаев Представляют интерес только при начальном этапе изучения вмешательства Могут быть источником информации о редких нежелательных явлениях
Слайд 31: Доказательства в порядке возрастания достоверности
2.Результаты наблюдений (описание нескольких случаев) Открытое исследование без группы сравнения Позволяет составить впечатление об эффективности вмешательства, но не подтверждает ее
Слайд 32: Описание нескольких случае в (case series)
Позволяет изучить закономерности в течении заболевания Главный недостаток – отсутствие группы сравнения
Слайд 33: Серии клинических случаев и клинические случаи
Больные Записи о заболевании Больница Журнальная статья Серии клинических случаев и клинические случаи
Слайд 34: Распределение типов медицинских исследований
Уровень доказательности Max Min
Слайд 35: 3.Поперечные исследования (одномоментные)
исследования, в которых рассматривается распространенность заболевания (состояния) в популяции в определенный момент времени
Слайд 36: Поперечные исследования: характеристика
Данные собираются в определенный момент времени. Отвечают на вопрос «Сколько?». Используются для изучения распространенности заболевания или исхода, изучения течении заболевания, стадийности; Исследования, в которых каждого пациента обследуют однократно; Чисто поперечные исследования встречаются редко. Лучший вариант – случайная выборка.
Слайд 37: Поперечные исследования: дизайн
Общая популяция Случайная выборка Заболевание Отсутствие заболевания Распространенность = все заболевшие/ вся выборка популяции Часто для проведения исследования используются опросники
Слайд 38: Поперечные исследования: преимущества
Экономичны; Занимают небольшое время; Первый шаг в поиске риска факторов и формулировке гипотезы; Быстрые результаты; Лучший дизайн для изучения status quo заболеваний и состояний.
Слайд 39: Поперечные исследования: недостатки
Не дают правильного представления о причинах заболеваний; Подразумевают только быстротекущие состояния и заболевания; Отсутствие временной связи; Не учитываются те пациенты, которые умерли и выздоровели; Не может быть репрезентативным для целой популяции; Систематические ошибки, обусловленные включением «старых» случаев.
Слайд 40: Примеры вопросов:
Какова распространенность деменции в общей популяции пожилых людей? Какова частота распространения анемии в Казахстане? Какова частота осложнений операций аппендэктомии? Каков «нормальный» рост 3-летнего ребенка? Верно ли, что половина всех случаев сахарного диабета остается недиагностированной?
Слайд 41: Доказательства в порядке возрастания достоверности
3.Перекрестное испытание Одни и те же больные получают сначала одно лечение, затем другое Только у пациентов со стабильным течением болезни Не исключено влияние предыдущей терапии
Слайд 42: Распределение типов медицинских исследований
Уровень доказательности Max Min
Слайд 43: 4. Случай-контроль (СК)
Вначале выявляют случаи заболевания (отбор пациентов с изучаемым заболеванием) Ретроспективно выдвигают гипотезу о возможном факторе риска Отбирают контрольную группу людей, не имеющих данного заболевания, сходную по остальным признакам с изучаемой группой Определяют наличие или отсутствие фактора риска в этих двух группах. Причины врожденной гидроцефалии у детей
Слайд 44: 4. Исследования СК (case-control study)
Наиболее подходят для изучения редких событий, а также при необходимости получения быстрого результата в исследовании Лучше всего подходят для ответа на вопрос об этиологии
Слайд 45: 4. Исследования СК
выборка больных с изучаемой болезнью (случай) Выборка без изучаемой болезни (контроль) Популяция подвергающаяся воздействию фактора риска да нет нет да
Слайд 46: Недостатки исследования СК
Ретроспективный характер не позволяет достоверно регистрировать временные соотношения между явлениями Возможны погрешности в оценке достоверности воздействия «Искусственный» подбор групп сравнения
Слайд 47: Распределение типов медицинских исследований
Уровень доказательности Max Min
Слайд 48: 5. Когортное исследование
Проспективно прослеживают исход у лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска Для оценки исходов часто требуются годы наблюдения Более дорогостоящее по сравнению с исследованиями «случай-контроль»
Слайд 49: 5. Когортные исследование
Когорта – группа лиц, изначально объединенная каким-либо общим признаком (например здоровые или люди на определенной стадии заболевания ) В процессе непрерывного наблюдения отмечается, у какой доли наблюдаемых развилось заболевание (или другой исход ) На момент начала исследования исходы еще не известны Вызывает ли вакцина коклюша повреждения мозга?
Слайд 50: 5. Когортное исследование
Опытная группа Группа сравнения «Курящие» «Некурящие» Сравнение исходов Наблюдение Наблюдение
Слайд 51: Проспективные когортные исследования ( cohort studies)
Лучший вид клинических исследований для тех случаев, когда эксперимент невозможен (исследование факторов риска, прогноза заболевания)
Слайд 52: 5. Когортные исследования
Преимущества Можно проследить за изменениями с течением времени Можно выявить несколько исходов Можно определить связь и последовательность во времени Недостатки Необходимо долгое время Дороги Трудно достичь 100% прослеженности Не рассчитаны на редкие заболевания Фремингемское исследование (США): для установления связи факторов риска (повышенное АД, гиперхолестеринемия, сахарный диабет, курение, гипертрофия левого желудочка) и риска развития ИБС когорта из 5209 человек наблюдалась в течение 30 лет
Слайд 53
Главный недостаток когортных исследований – для изучения редких исходов требуется наблюдение больших групп в течение длительного времени
Слайд 54: Сравнение когортного исследования и «случай- контроль»
« Случай-контроль» Ретроспективное Критерий: Отношение шансов Низкая стоимость Меньшая выборка Эффект причина Когортное Проспективное Критерий : Относительный риск Высокая стоимость Большая выборка Причина эффект
Слайд 55: Распределение типов медицинских исследований
Уровень доказательности Max Min
Слайд 56: 6. Нерандомизированное КИ
Изучают анамнестические данные пациентов Группы составляются врачом Субъективность Группы не полностью сопоставимы Сравнение между группами недостоверно
Слайд 57: ПРИМЕРЫ НЕРАНДОМИЗИРОВАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНИВШИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПРАКТИКУ
Инсулин для лечения сахарного диабета Пенициллин Переливание крови Дефибрилляция Трансуретральная резекция предстательной железы Иматиниб при хроническом миелолейкозе Evidence-based discussion group, 2003
Слайд 58: 7. Простое слепое РКИ
Больные распределены в группы случайно Пациент не знает, какое лекарство принимает
Слайд 60
Цель рандомизированного клинического испытания – оценить специфический («биологический») лечебный эффект
Слайд 61
Рандомизация – процедура, обеспечивающая случайное распределение больных в экспериментальную и контрольную группы. Рандомизация обеспечивает отсутствие различий между группами.
Слайд 62: Виды контроля в РКИ
Плацебо-контроль Контроль с отсутствием лечения Параллельный контроль различных препаратов Параллельный контроль различных доз одного препарата
Слайд 63: Двойное слепое РКИ
ни врач, ни больной не знает, какое лекарство получает пациент проводится в соответствии протокола, под контролем этического комитета
Слайд 64: Двойное «слепое» исследование
Таблетки «А» Таблетки «Б» Руководитель исследования Врач «Примите эти Таблетки» «Примите эти Таблетки» Пациенты
Слайд 65: Двойное слепое мультицентровое РКИ
Позволяет ускорить набор больных и быстрее завершить исследование Результаты применимы к более широкому региону
Слайд 66: Преимущества и недостатки РКИ
• Преимущества: Наиболее убедительный способ проведения Контролируют известные и неизвестные искажающие факторы Возможность проведения в последующем мета-анализа • Недостатки: Высокая стоимость Методика выполнения сложна Этические проблемы
Слайд 67: РКИ: исследование параллельных групп
Лечение A Лечение B Оценка результатов Рандоми з ация Выборка РКИ: исследование параллельных групп
Слайд 68: Требования к РКИ
Группы одинаковы с самого начала Маскирование Ведение пациентов в группах одинаково за исключением вмешательства Анализ в соответствии с намерением применить вмешательство Проанализированы все случаи, вступившие в исследование
Слайд 69: Рандомизированные клинические исследования (РКИ): рандомизация
Гарантирует, что распределение пациентов по группам было случайным, и на него не повлияли ни субъективность исследователей, ни систематическая ошибка. Обеспечивает основу для проведения статистического анализа по количественной оценке данных, относящихся к лечебному эффекту. В сочетании со слепым методом помогает избежать систематических ошибок, связанных с отбором пациентов и назначением лечения, вследствие предсказуемости распределения больных.
Слайд 70: ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
ОПИСАННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ IN VITRO и IN VIVO, УТВЕРЖДЕНИЯ ВРОДЕ: … обладает выраженным антиоксидантным эффектом, …защищает мембраны клеток от повреждающего действия свободных радикалов, …улучшает работу капилляров, …восстанавливает микроциркуляцию крови во всем организме, …нормализует обмен веществ на клеточном уровне, … способствует индукции выработки интерферона в культуре клеток …, в сыворотке крови мышей, НЕ ВСЕ, ЧТО ОЧИЩАЕТ СОСУДЫ, ПОМОГАЕТ СЕРДЦУ
Слайд 71: Сравнение результатов исследований разных дизайнов портакавальный шунт при циррозе печени (общая оценка)
V. Vlassov Сравнение результатов исследований разных дизайнов портакавальный шунт при циррозе печени (общая оценка) Тип исследования Очень эфективно Умеренно Неэффективно Нет контроля 24 7 1 КИ без рандомизации 10 3 2 РКИ 0 1 3
Слайд 72: Две категории исследований
Клинические исследования «Лабораторные» исследования
Слайд 73: Две категории изучаемых исходов
Клинически значимые состояния или события выздоровление, качество жизни, инвалидизация, смерть Косвенные критерии оценки исхода лабораторные показатели, данные инструментальных исследований
Слайд 74: Цель исследования должна определять выбор плана исследования
Цель исследования - изучение … Метод исследования метода диагностики Одномоментное факторов риска Когортное, случай-контроль причины (этиология и патогенез) Когортное, случай-контроль прогноза Когортное метода лечения Клиническое испытание метода профилактики Клиническое испытание
Слайд 75: Распределение типов медицинских исследований
Уровень доказательности Max Min
Слайд 76: Критический анализ информации
«Вес» каждого факта тем больше, чем строже научная методика исследования, в ходе которого факт получен
Слайд 77: Чтобы идти в ногу со временем……
77 Чтобы идти в ногу со временем……. «… врачу необходимо читать 10 журналов, примерно 70 оригинальных реферативных статей в месяц….» Sackett D.L. (1985) «…необходимо читать по 15 статей 365 дней в году…» McCrory D.C. (2002) Фактическое время, которым располагает практикующий врач для чтения, – менее 1 часа в неделю.
Слайд 78: Правило 31 – Регулярно Просматривайте Мировую Литературу *« Убейте как можно меньше пациентов " – Оскар Лондон
5,000? В день 1,500 в день 95 per day Медицинские Статьи в Год
Слайд 80: Когда можно не читать статью
80 Когда можно не читать статью Если в названии и тексте стоит торговое название препарата Если нет контрольной группы Если не указано как пациенты рандомизировались Если исследование не проспективно Если не описаны стат.методы
Слайд 81: Признаки некорректной рекламы ЛС
81 Признаки некорректной рекламы ЛС Представлены только механизмы действия препарата Приводится эффективность на 1-2 пациентах Больной говорит, что до приема лекарства было плохо, после него стало хорошо!!! Ни один больной не отмечал побочных эффектов У всех(!!!) больных получен хороший эффект Лучший препарат!!! А кто сравнивал с другим??? Данные не опубликованы(только в материалах фирмы) Отсутствие рандомизированных клинических исследований
Слайд 82: Существует ли лучший путь?
“ Безусловно наша профессия заслуживает критики за то что мы не организовали периодически обновляемые критические обзоры всех соответствующих клинических исследований по специальностям или субспециальностям ” Существует ли лучший путь?
Слайд 83: Выгоды от реализации ДМ
Необходимые ресурсы не тратятся впустую на лечение, которое не дает результатов ; Лечение, которое приносит больше вреда, чем пользы становится достоянием гласности и прекращается ; Быстрее внедряются в практику новые успешные методы лечения ; Пациенты чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда им известен четкий прогноз данного метода лечения.
Слайд 84: Резюме
Научно-доказательная медицина гарантирует свободу принятия решений, если она правильно понимается и применяется Научно-доказательная медицина может оказать значительное влияние на качество медицинской помощи если и врачи, и руководители правильно используют её принципы и работают как одно целое
Слайд 85: Резюме
• Лучшего дизайна исследования не существует • Для каждого вопроса есть разные дизайны – разные способы исследования • У каждого дизайна есть свои слабые и сильные стороны • По-настоящему важно только качество исследования