ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University — презентация
logo
ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University
  • ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University
  • Как мы сейчас принимаем клинические решения?
  • Полезные вмешательства упорно не применяют
  • Доказательная медицина в клинической практике
  • Этапы разработки и испытаний в ДМ
  • Фундаментальные принципы доказательной медицины
  • 5 этапов практики ДМ
  • Процесс принятия клинических решений с позиций ДМ
  • ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ ВОПРОС: 1-й шаг к доказательной практике (Answerable, Foreground Question)
  • Критерии оценки исходов
  • ОБЛАСТЬ, КОТОРОЙ КАСАЕТСЯ ВОПРОС
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PICO
  • ПРИМЕР ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОГО КЛИНИЧЕСКОГО ВОПРОСА
  • ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University
  • МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА
  • Клиническая ситуация
  • МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА
  • МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА
  • МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА
  • МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА
  • МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА
  • ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University
  • СИТУАЦИЯ
  • Пример
  • Пример
  • ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University
  • КАКОВ ВОПРОС, ТАКОВ ОТВЕТ!
1/27

Первый слайд презентации

ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University Medical Center” Исатаева Нагима Мухамедрахимовна, зам. директора ДОМП, к.м.н.

Изображение слайда

Установлено, что эксперт в какой-то конкретной клинической области может дать менее объективный обзор всех имеющихся сведений, чем неэксперт, непредубежденно относящийся к сведениям литературы.

Изображение слайда

1601 г. Джеймс Ланкастер доказал эффективность лимонного сока для лечения цинги у моряков 1749 г. Линд подтвердил и воспроизвел эти данные Только в 1795 г. Британский флот стал применять лимонный сок Частные владельцы кораблей препятствовали использованию лимонов и не давали места на корабле для выращивания овощей Желание сэкономить привело к использованию сока других более дешевых цитрусов (лайм), но менее эффективных, чем лимоны

Изображение слайда

Врачам, обученным по старым школьным постулатам «некогда не допускать незнания», сложно смириться с тем, что даже опытный специалист встречается с научной неопределенностью в среднем 3 раза на каждые двое больных (менее образованный врач – намного чаще).

Изображение слайда

на этапе доклинических исследований - применение международных стандартов качественной лабораторной практики GLP; на этапе клинических исследований- применение международных стандартов качественной клинической практики GCP; - при использовании биостатистики (во время планирования исследований, обработки и при анализе полученных данных) - применение международных стандартов качественной статистической практики GSP.

Изображение слайда

Слайд 6: Фундаментальные принципы доказательной медицины

достоверность данных, полученных в ходе разных исследований, может быть неодинаковой. 1 для принятия клинического решения недостаточно только доказательной информации; 2 Следует помнить, что использование полученной информации без корректной оценки ее валидности (надежности) и релевантности (соответствия ситуации) может приводить к нежелательным последствиям для пациента. Поэтому необходимо обучать проводить диагностику с учетом чувствительности и специфичности тестов, а лечение, профилактику, прогноз - на основе характеристик неопределенности эффектов вмешательств и оценки их вероятности.

Изображение слайда

Слайд 7: 5 этапов практики ДМ

I. Формулирование неопределенности в виде конкретного клинического вопроса. II. Систематический поиск наиболее значимых доказательных данных. III. Оценка достоверности доказательных данных, их клинической значимости и применимости. IV. Применение результатов на практике. V.  Оценка проделанной работы. В 1992 г. были впервые описаны 5 этапов практики ДМ. Эффективность процесса обучения большинству из этих этапов проверена в ряде исследований (Дэйвс, Саммерскилл, Глацио; 2005):

Изображение слайда

Слайд 8: Процесс принятия клинических решений с позиций ДМ

1. Формулирование клинического вопроса 2. Поиск и выявление лучших обоснованных данных для ответа на этот вопрос 3. Критическая оценка отобранных данных 4. Внедрение результатов этой оценки в клиническую практику 5. Оценка результатов проделанной работы

Изображение слайда

Слайд 9: ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ ВОПРОС: 1-й шаг к доказательной практике (Answerable, Foreground Question)

Хорошо сформулированный вопрос концентрируется на первоочередных потребностях пациента, определяет оптимальную форму ожидаемого ответа, экономит время 4 компонента (англ. PICO ) : Patient ( problem, population) – пациент ( проблема, население) Intervention – вмешательство Comparison – сравнение Outcome – исход

Изображение слайда

Слайд 10: Критерии оценки исходов

Окончательные, «жесткие» - продолжительность жизни, качество жизни, риск развития серьезных заболеваний и осложнений Промежуточные, «суррогатные» динамика физиологических параметров

Изображение слайда

Слайд 11: ОБЛАСТЬ, КОТОРОЙ КАСАЕТСЯ ВОПРОС

Лечение Профилактика Диагностика Прогноз Безопасность (побочные эффекты) Этиология Экономическая оценка технологий, использующихся в здравоохранении

Изображение слайда

Слайд 12: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PICO

P OPULATION - ПОПУЛЯЦИЯ, НАСЕЛЕНИЕ I NTERVENTION - ИНТЕРВЕНЦИЯ, ВМЕШАТЕЛЬСТВО C ONTROL (COMPARISON) - КОНТРОЛЬ, СРАВНЕНИЕ O UTCОME - РЕЗУЛЬТАТ

Изображение слайда

Слайд 13: ПРИМЕР ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОГО КЛИНИЧЕСКОГО ВОПРОСА

ПРЕДОТВРАЩАЕТ ЛИ ПРИЕМ АНТИСЕКРЕТОРНЫХ ПРЕПАРАТОВ ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА У БОЛЬНЫХ, ДЛИТЕЛЬНО ПОЛУЧАЮЩИХ АСПИРИН?

Изображение слайда

Слайд 14

P - ПОПУЛЯЦИЯ: БОЛЬНЫЕ, ДЛИТЕЛЬНО ПОЛУЧАЮЩИЕ АСПИРИН I - ВМЕШАТЕЛЬСТВО: ПРИЕМ АНТИСЕКРЕТОРНЫХ ПРЕПАРАТОВ C - СРАВНЕНИЕ: БОЛЬНЫЕ, ДЛИТЕЛЬНО ПОЛУЧАЮЩИЕ АСПИРИН, НЕ ПРИНИМАЮЩИЕ АНТИСЕКРЕТОРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ O - РЕЗУЛЬТАТ: КОЛИЧЕСТВО ПОДТВЕРЖДЕННЫХ ЭНДОСКОПИЧЕСКИ ЯЗВ

Изображение слайда

Слайд 15: МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА

Пациент (проблема, население) Вмешательство Вмешательство сравнения Исход ВОПРОС: ОБЛАСТЬ ВОПРОСА ТИП ИССЛЕДО- ВАНИЯ

Изображение слайда

Слайд 16: Клиническая ситуация

Девочка 5 лет с острым средним отитом. Мать говорит, что уши у ребенка болели и раньше, но иногда болезнь проходила сама собой, а иногда врачи назначали антибиотики

Изображение слайда

Слайд 17: МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА

Пациент (проблема, население) Ребенок со средним отитом Вмешательство Вмешательство сравнения Исход ВОПРОС:

Изображение слайда

Слайд 18: МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА

Пациент (проблема, население) Ребенок со средним отитом Вмешательство Антибиотики Вмешательство сравнения Исход ВОПРОС: Лечение РКИ

Изображение слайда

Слайд 19: МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА

Пациент (проблема, население) Ребенок дошкольного возраста со средним отитом Вмешательство Антибиотики Вмешательство сравнения Отсутствие антибактериальной терапии Исход ВОПРОС: Лечение РКИ

Изображение слайда

Слайд 20: МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА

Пациент (проблема, население) Ребенок дошкольного возраста со средним отитом Вмешательство Антибиотики Вмешательство сравнения Отсутствие антибактериальной терапии Исход Облегчение симптомов Частота осложнений ВОПРОС: Лечение РКИ

Изображение слайда

Слайд 21: МАТРИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА

Пациент (проблема, население) Ребенок со средним отитом Вмешательство Антибиотики Вмешательство сравнения Отсутствие антибактериальной терапии Исход Облегчение симптомов Частота осложнений ВОПРОС: приводит ли назначение антибиотиков по сравнению с отсутствием антибактериальной терапии к облегчению симптомов и снижению частоты осложнений у ребенка со средним отитом? (время!) Лечение РКИ

Изображение слайда

Слайд 22

Задание Составьте клинический вопрос, чтобы группа могла разложить его по PICO

Изображение слайда

Слайд 23: СИТУАЦИЯ

Директор школы предлагает для борьбы с избыточным весом детей запретить в школьном буфете продажу сладостей

Изображение слайда

Слайд 24: Пример

Клинический сценарий : пациенты в отделении хирургии подвержены инфекциям после эндопротезирования тазобедренного сустава и нуждаются в антибиотиках Общий вопрос : Как может помочь использование антибиотиков у хирургических пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава в борьбе с инфекцией ?

Изображение слайда

Слайд 25: Пример

P: пациенты после эндопротезирования тазобедренного сустава I: антибиотическая профилактика C: стандартное предоперационная тактика O: послеоперационная инфекция S: СО, РКИ Сфокусированный вопрос : до какой степени профилактика антибиотиками может снизить риск послеоперационной инфекции у пациентов, проходящих эндопротезирование тазобедренного сустава ?

Изображение слайда

Слайд 26

Если читать названия хороших систематических обзоров, можно постепенно понять, как формулируются вопросы

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ЭТАПЫ доказательной медицины. Первый этап Корпоративный фонд “University: КАКОВ ВОПРОС, ТАКОВ ОТВЕТ!

Изображение слайда

Похожие презентации