Первый слайд презентации: Вводная лекция по дисциплинам «ИСТОРИЯ», «ИСТОРИЯ РОССИИ», ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
1.1 Предмет истории и функции исторического знания 1.2 Методология исторической науки 1.3 Источники исторического исследования 1.4 Отечественная историография
История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Предмет отечественной истории включает в себя закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества.
Слайд 4: Функции исторического знания
познавательная функци я заключается в том, что история позволяет выявлять закономерности исторического развития. практически-политическая функция состоит в том, что история помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. мировоззренческая функция заключается в том, что научное осмысление исторических фактов вырабатывает взгляд на мир, общество и законы его развития. воспитательная функция означает то, что изучение истории воспитывает у народа нравственность, патриотизм, помогает осмыслить такие категории, как честь, долг перед обществом. функция социальной памяти заключается в том, что изучение истории позволяет передавать социально значимую информацию из поколения в поколение, формирует историческое сознание общества. прогностическая функция состоит в том, что изучение истории позволяет выявлять перспективы развития общества.
Слайд 5: Тесты по теме 1.1
I. Познавательная функция исторического знания заключается в … 1. выработке научно обоснованного политического курса 2. формировании нравственных и гражданских ценностей 3. выявлении перспектив развития общества 4. выявлении закономерностей исторического развития II. Формирование исторического сознания является важной составляющей функции … 1. познавательной 2. социальной памяти 3. производственной 4. практически политической III. К функциям исторического знания не относится функция … 1. социального проектирования 2. воспитательная 3. познавательная 4. прогностическая IV. Функция социальной памяти исторического знания заключается в том, что история является средством … 1. выявления закономерностей развития общества 2. выработки научно обоснованного политического курса 3. передачи социально значимой информации из поколения в поколение 4. укрепления обороноспособности государства V. Формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств относится к следующей функции истории 1. познавательной 2. прогностической 3. воспитательной 4. преобразовательной
Слайд 6: Тема 1.2. Методология исторической науки
Метод научного исследования – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Специально-исторические методы исследования: Хронологический метод предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности Синхронный метод предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе. Дихронный метод – метод периодизации. Статистический метод Принципы изучения истории : Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности предполагает изучение исторических явлений во всей их многогранности и противоречивости в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических явлений с учетом социальных интересов различных слоев общества. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного явления или процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Слайд 7: Научные подходы к изучению истории
Более двух тысяч лет назад в Древней Греции были выявлены два основные историко-философских подхода : идеалистический подход утверждает, что в основе исторического процесса находится нравственное совершенствование людей, а общество развивает сам человек. материалистический подход состоит в том, что материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, а экономические процессы определяют духовное развитие человека и общественные отношения. В 17 веке в рамках западноевропейской философии были выявлены основные принципы познания, которые заложили основу для формирования двух новых историко-философских подходов : рационализм (основоположник Рене Декарт) – это историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития. эмпиризм (основоположник Френсис Бэкон) – это историко-философский подход, рассматривающий опыт единственным источником познания и исторического развития.
Слайд 8: Научные подходы к изучению истории
Также можно выделить целый ряд историко-философских подходов : формационный подход состоит в том, что историческое развитие рассматривается как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре (Карл Маркс, Уолт Ростоу). цивилизационный подход утверждает, что история развивается в рамках отдельных цивилизаций, каждая из которых имеет свои особенности (Освальд Шпенглер). теологический подход абсолютизирует божественную волю и мировой дух в историческом процессе (средневековая философия, Г. Гегель). субъективистский подход отводит ключевую роль в историческом развитии великим личностям. подход географического детерминизма отводит основную роль в историческом процессе народонаселению и обществу.
Слайд 9: Тесты по теме 1.2
I. Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для следующего подхода к истории. 1. формационного 2. теологического 3. рационалистического 4. цивилизационного II. Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят … 1. народонаселению 2. экономике 3. классовой борьбе 4. религии III. Историческая наука в СССР основывалась на следующем подходе к истории. 1. субъективном 2. эволюционном 3. марксистском 4. теологическом IV. Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется … 1. субъективизмом 2. марксизмом 3. эволюционизмом 4. рационализмом II. Принцип объективности – это изучение исторических явлений … 1.во всей их многогранности и противоречивости 2. с учетом социальных интересов различных слоев общества 3. в развитии, в соответствии с конкретно- исторической обстановкой 4. в соответствии с господствующей идеологией в обществе
Слайд 10: Тема 1.3. Источники исторического исследования
Исторические источники – это все сохранившиеся до наших дней свидетельства о прошлом. Исторические источники можно подразделить на несколько видов : вещественные источники представляют собой археологические находки и исторические архитектурные сооружения. письменные источники представляют собой комплекс летописей, рукописей, законодательных документов, личных письменных документов. изобразительные источники содержат информацию, зафиксированную посредством зрительного образа (картины, фотографии, рисунки, фрески, иконы). фонические источники, на которых с помощью специальных технических приспособлений зафиксирована историческая информация в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки и т.д. лингвистические источники включают в себя географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов
Слайд 11: Вспомогательные исторические дисциплины
Изучением исторических источников занимаются вспомогательные исторические дисциплины : археография занимается собиранием, описанием и изданием древних письменных памятников. генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением генеалогических древ палеография изучает историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. хронология изучает системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников. геральдика занимается изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. сфрагистика изучает матрицы печатей и их оттиски на различных материалах. нумизматика изучает историю монетной чеканки и денежного обращения. археология изучает по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Слайд 12: Древнерусские письменные исторические источники
К древнерусским письменным историческим источникам можно отнести следующие виды : 1. летописи – рукописные источники, содержащие погодное (по годам) изложение событий. Древнейшей древнерусской летописью является Повесть временных лет, написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, написанная в 12 веке и отражающая период с 852 по 1117 год. Эта летопись содержит наиболее полные сведения об истории восточных славян и истории Древней Руси. 2. житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. 3. былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей (впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году).
Слайд 13: Тесты по теме 1.3
I. Наиболее полные сведения о восточных славянах, Древней Руси содержатся в … 1. «Повести временных лет» 2. «Слове о полку Игореве» 3. «Задонщине» 4. «Степенной книге» II. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся собиранием, описанием и изданием древних письменных памятников, называется … 1. этимология 2. археография 3. генеалогия 4. хронология III. Древнерусский исторический источник, содержащий погодное изложение событий, называется … 1. былиной 2. житием 3. летописью 4. изборником IV. Географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов относятся к следующим историческим источникам. 1. письменным 2. фольклорным 3. лингвистическим 4. этнографическим
Слайд 14: Тема 1.4 Отечественная историография Слово историография происходит от греческих слов: история – исследование прошлого; графо – пишу Историография – это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки
Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде «История», написанном в VI в. до н.э., изучил исторические, географические и этнографические знания своего времени. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХ V в. до н.э.
Слайд 15: Исторические источники Киевской Руси
Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.
Слайд 16: Отечественная историография XVIII века
М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание и просвещение определяют ход исторического процесса. Татищев является автором первого крупного труда по русской истории, который назывался «История Российская». Основная историческая работа Ломоносова называется «Древняя российская история». В своих трудах он опровергает норманнскую теорию происхождения российского государства, созданную немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлецером.
Слайд 17: Отечественная историография XIX века
Крупнейшим российским историком первой четверти XIX века был Николай Михайлович Карамзин. Он являлся придворным историографом императора Александра I и автором 12-томной работы «История государства российского». В своей работе он придерживался субъективистского подхода к изучению истории, согласно которому историю делают великие люди. Карамзин отождествлял историю России с историй самодержавия.
Слайд 18: Отечественная историография XIX века
Крупнейшим историком середины XIX века являлся Сергей Михайлович Соловьев. Он создал многотомный труд «История России с древнейших времен». Соловьев видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. По его мнению, три важнейших фактора объективно определяют ход русской истории : природа страны, природа племени, ход внешних событий.
Слайд 19: Отечественная историография конца XIX – начала XX века
Ученик С.М. Соловьева, Василий Осипович Ключевский считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов, характерных для каждого исторического периода. К таким факторам он относил : географический этнический экономический социальный политический Его основным историческим трудом является «Курс лекций по русской истории».
Слайд 20: Отечественная историография XX – начала XXI века
В советский период историки успешно изучали социально-экономическую проблематику и движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство марксистской концепции в изучении истории ограничивало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением коммунистического общества. В современной российской исторической науке господствуют принципы объективности и методологического плюрализма, согласно которым в изучении истории могут применяться любые научно-обоснованные методы, выдвигаться любые научно-доказанные исторические концепции.
Слайд 21: Тесты по теме 1.4
I. Выдающимся российским историком первой четверти XIX века являлся … 1. М. В. Ломоносов 2. Н. М. Карамзин 3. Г. Ф. Миллер 4. Б. А. Рыбаков II. Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер являются создателями … 1. формационного подхода к изучению истории 2. норманнской теории происхождения Древнерусского государства 3. «дворянской» исторической науки 4. теории «официальной народности» III. Субъективистский подход к историческому процессу, отождествление истории России с историей самодержавия был характерен для … 1. Н. М. Карамзина 2. В. О. Ключевского 3. А. А. Корнилова 4. М. Н. Покровского IV.Характерной чертой современной исторической науки в России является … 1. географический детерминизм 2. субъективизм 3. методологический плюрализм 4. эволюционизм
Слайд 22: Список докладов по 1 разделу
Идеализм и материализм как историко-философские подходы: зарождение и эволюция. Рационализм и эмпиризм как историко-философские подходы: зарождение и эволюция. Формационный историко-философский подход к изучению истории. Концепция К. Маркса. Цивилизационный подход к изучению истории. Субъективистский подход к изучению истории. Исторические источники и их типология. Древнерусская летопись как вид исторического источника. Археология как наука. Российская археология. Генеалогия и геральдика как вспомогательные исторические дисциплины. Хронология и археография как вспомогательные исторические дисциплины. Палеография как вспомогательная историческая дисциплина. Сфрагистика и нумизматика как вспомогательные исторические дисциплины. Становление российской исторической науки. В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов. Российская историческая наука XIX – начала XX века. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука и ее особенности. Историческая наука в современной России.
Последний слайд презентации: Вводная лекция по дисциплинам «ИСТОРИЯ», «ИСТОРИЯ РОССИИ», ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Список литературы
Гуманитас. Том 2: Отечественная история. История экономики России. - М.: МГУТУ. 2006 – 388 с. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник - М.: Проспект, 2008.- 528 с. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник - М.: Норма, 2006.- 784с