Первый слайд презентации
«Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»
Слайд 2
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - ЭТО ОБСТАНОВКА НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, СЛОЖИВШАЯСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ, ОПАСНОГО ПРИРОДНОГО ЯВЛЕНИЯ, КАТАСТРОФЫ, СТИХИЙНОГО ИЛИ ИНОГО БЕДСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ИЛИ ПОВЛЕКЛИ ЗА СОБОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ, УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ И НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - ЭТО КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО И НАПРАВЛЕННЫХ НА МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, А ТАКЖЕ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ, СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРОВ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ В СЛУЧАЕ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - ЭТО АВАРИЙНО- СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И НАПРАВЛЕННЫЕ НА СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ, СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРОВ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ, А ТАКЖЕ НА ЛОКАЛИЗАЦИЮ ЗОН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ НИХ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ. ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ СЛОЖИЛАСЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ.
Слайд 3
Чрезвычайные ситуации Техногенные Биолого-социальные Природные В результате применения средств ядерного поражения В результате применения средств биологич. поражения В результате применения химического оружия В результате применения спец. средств поражения По месту возникновения По характеру поражающих факторов Промышленные (пром., радиац., хим., гидро-опасные объекты) Транспортные (ж/д, авиац., трубопр., водн. Транспорт, ДТП, в подземном сооружении) Радиоакт., химич., биологич. Зараж., пожар, взрыв, загрязнение водоёмов Эпидемии Эпизоотии Эпифитотии По масштабу, ущербу, опасности Опасные биологические явления и процессы Опасные гидрологические явления и процессы Опасные метеорологические явления и процессы Природные пожары Землетр., вулкан, обвал, оползень, карст, просадка грунта Наводн., затор, лавина, цунами, сель, Эрозия, штормовой нагон воды Ветер, ураган, циклон, снегопад, метель, снег, ливень, град, гроза, гололед, засуха, заморозок, пыльная буря, суховей Ландшафтный, лесной, степной, торфяной Муниципальные Межмуниципальные Региональные Межрегиональные Федеральные Локальные По характеру По масштабам Военные
Слайд 4: Классификация ЧС по масштабам
Характер ЧС Охват территории ЧС Количество пострадавших, (чел) Ущерб, ( руб ) локальный не выходит за пределы территории объекта не более 10 не более 100 тыс. муниципальный не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения не более 50 не более 5 млн. межмуниципальный затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию не более 50 не более 5 млн. региональный не выходит за пределы территории одного субъекта РФ свыше 50, но не более 500 свыше 5 млн., но не более 500 млн. межрегиональный затрагивает территорию двух и более субъектов РФ свыше 50, но не более 500 свыше 5 млн., но не более 500 млн. федеральный без ограничения территорий свыше 500 человек свыше 500 млн. рублей
В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Слайд 6: Цели и задачи РСЧС:
разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям при ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Слайд 7
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) П О Д С И С Т Е М Ы Создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев административно- территориального деления этих территорий Создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РСЧС объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти всех уровней, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС
Слайд 8
РСЧС Федеральный Межрегиональный Объектовый У Р О В Н И К О О Р Д И Н А Ц И О Н Н Ы Е О Р Г А Н Ы Правительственная КЧС КЧС органа испонительной власти субъекта РФ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦУКС РЦ ГОЧС; ЦУКС ГУ МЧС по суб. РФ, иформ. центры, ДДС орган. испол. власти суб. РФ ДДС муницип. образований ДДС организаций (объектов) ЦУКС, инф. центры, ДДС федер органов исполн. власти Силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов межрегиональные региональные объектовые федеральные КЧС организации ОУ МЧС субъектах РФ РЦ ГОЧС МЧС России Орг. ГОЧС МО Структ. подразд. ГОЧС муниципальные КЧС муниципа- льного образования АВТОМАТИЗИР. ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА (СОВОКУПНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЙИОННЫХ РЕСУРСОВ) Региональный Муниципальный
Слайд 9
Р Е Ж И М Ы ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС Режим повседневной деятельности Режим повышенной готовности Режим чрезвычайной ситуации - при нормальной производственно- промы - шленной, радиационной, химической, пожарной, биологической, ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановке; - при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, пожаров. - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической, ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановки; - при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации. Решение о режиме функционирования РСЧС в зависимости от возможной или р еально сложившейся обстановки; от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Правительство Российской Федерации ; органы исполнительной власти субъектов РФ ; органы местного самоуправления городов, район ов, руководство объектов.
Медицинская защита Биологическая защита Предотвращение или ослабление поражающего воздействия источников ЧС на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуирован- ного населения Предупреждение возникновения и распространения массовых инфек- ционных заболеваний, своевремен-ного оказания необходимого объема медицинской помощи пораженному населению, локализации и ликвида-ции очага биологического заражения (эпидемического очага)
Слайд 11
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями – прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений. Инфекционная заболеваемость людей и пищевые отравления – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей не выявленной этиологии. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии. Биолого – социальные ЧС
Слайд 12: Противоэпидемическое обеспечение - это комплекс организационных, правовых, медицинских и противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зонах катастроф и других чрезвычайных ситуаций
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» учреждения и формирования госсанэпидслужбы России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, за обстановкой на социально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения, а также входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Противоэпидемическое обеспечение - это комплекс организационных, правовых, медицинских и противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зонах катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Слайд 13: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Слайд 14
Федеральная служба Центр гигиены и эпидемиологии по ж/д транспорту Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора ФБУЗ Противочумный центр Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ 85 НИИ Роспотребнадзора (11 ФБУН различного профиля) Учреждения дезинфекционного профиля (33 ФБУЗ дезинфекционная станция) ФБУЗ противочумного профиля (12 Противочумных станций в эпидемиологических опасных регионах РФ) Филиалы Территориальные отделы ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии по субъекту РФ 85
Слайд 15
Организационно-штатная структура СПЭБ (всего 40 чел.) Управление Начальник (врач) Помощник начальника Должности Кол-во Должности Кол-во Эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) Бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) Начальник (заместитель начальника СПЭБ) 1 Начальник 1 Санитарный врач 1 6 врачей-бактериологов 6 Врач-эпидемиолог 3 Лаборант (фельдшер-лаборант) 9 Врач-инфекционист 1 Лаборант- средовар 1 Зоолог 1 Санитар 4 Паразитолог 1 Автоклавщик 2 Помощник эпидемиолога (лаборант) 3 Инженер-механик 1 дезинфектор 1 Врач-вирусолог 1 Лаборант-вирусолог 1 На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей могут быть так же сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации
Слайд 16
СПЭБ Специализированная противоэпидемическая бригада Бригады формируются на базе противочумных учреждений. Количество СПЭБ, формирующие их базовые учреждения и организационную штатную структуру определяет Роспотребнадзор РФ. Подвижное автономное формирование постоянной готовности, предназначенное для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с администрацией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала. СПЭБ подчиняются непосредственно Федеральной службе по защите прав потребителей и благополучия человека и являются его представителями в зонах деятельности
Слайд 17
Организационно-штатная структура СПЭО (всего 12 чел.) (Проект) Управление Начальник (врач) Должности Кол-во Должности Кол-во Группа санитарно-эпидемиологической разведки (7 чел.) Группа специалистов усиления (5 чел.) Врач эпидемиолог-заместитель начальника отряда 1 Врач-бактериолог по особо опасным инфекциям 1 Врач по общей гигиене 1 Лаборант лаборатории ООИ 1 Специалист-химик 1 Врач-вирусолог 1 Врач-радиолог 1 Врач-токсиколог 1 Помощник эпидемиолога (лаборант) 1 Лаборант токсикологической лаборатории 1 Водитель 1 Комплектование СПЭО в мирное время проводится личным составом из числа штатных сотрудников органов и организаций Роспотребнадзора. В формирования зачисляются мужчины и женщины трудоспособного возраста за исключением инвалидов (всех групп), беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до 8 лет и военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание. Резерв специалистов готовится в мирное время, специалисты имеющие мобпредписания в военное время из формирований исключаются. При нехватке медицинских работников в формирования могут быть зачислены специалисты женщины, имеющие детей до 3-х лет. Ответственность за комплектование и оснащение возлагается на организацию-формирователь.
Слайд 18
Для органов и организаций Роспотребнадзора не имеющих возможности, в соответствии со своей организационно-штатной структурой формировать СПЭО, для решения задач по ликвидации ЧС допускается создание только ГСЭР Организационно-штатная структура ГСЭР (всего 6 чел.) (Проект) Должности Кол-во Врач эпидемиолог-начальник группы 1 Врач по общей гигиене 1 Специалист-химик 1 Врач-радиолог 1 Помощник эпидемиолога 1 Водитель 1
Слайд 19
Основные направления деятельности специализированных формирований в очаге биологического заражения санитарно-эпидемиологическая разведка с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье); индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с помощью люминесцирующих сывороток, РНГА и других методов экспресс-контроля, с одновременной доставкой проб в головные лаборатории сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК); лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды ПБА с выдачей заключения о пригодности их для использования; участие в определении границ очага поражения, определении границ карантинной и обсервационной зон, режима работы аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС; эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекционной заболеваемости в очаге; организация экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний среди населения, личного состава аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС; выдача предварительных рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах; лабораторный контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб; контроль за организацией санитарно-гигиенического режима работы на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других объектах жизнеобеспечения; контроль за проведением санитарной обработки пораженных ПБА, поступающих в лечебные учреждения; представление материалов исследований и экспертиз в территориальное управление для принятия решений.
Слайд 20
Задачи санитарно-противоэпидемического отряда и его подразделений В режиме повседневной деятельности: участие личного состава специализированных формирований в организации и проведении основных мероприятий по предупреждению ЧС; поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения; создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний; подготовка специалистов формирования по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций; обучение личного состава формирования современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды и других объектов окружающей среды на зараженность ПБА, ОХВ и РВ; проведение тренировочных занятий личного состава формирования по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС; проверка готовности формирования к практическому его развертыванию в установлен- ные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации послед- ствий ЧС.
Слайд 21
Задачи санитарно-противоэпидемического отряда и его подразделений В режиме повышенной готовности участие в организации и проведении основных мероприятий, выполняемых при угрозе ЧС; повышение готовности сил и средств специализированного формирования, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение их планов и действий в зависимости от прогноза развития ситуации; приведение сил и средств формирования в состояние повышенной готовности (выдвижение спецформирований в район предполагаемых действий).
Слайд 22
Задачи санитарно-противоэпидемического отряда и его подразделений В режиме чрезвычайной ситуации развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС выдвижение оперативных групп управления и подведомственного учреждения (специализированных формирований) в район ЧС организация и проведение противоэпидемических мероприятий отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ и ОХВ, заражение ПБА и выдача предварительных заключений о возможности их использования для нужд населения
Слайд 23
направление протоколов исследований и экспертиз главному врачу ФБУЗ и руководителю территориального управления для принятия окончательного решения систематическая информация руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемиологической ситуации и мерах по стабилизации обстановки информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС проведение оперативной работы со средствами массовой информации представление на основании анализа данных и принятия оперативных решений руководитель территориального органа санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС
Слайд 24
Факторы ухудшающие социальные условия жизни при ведении военных действий и масштабной ЧС большое число механических травм (переломы, отрывы конечностей, баротравмы) ожоги, радиационные другие поражения стрессовые состояния и паника снижение естественной резистентности организма постоянные перебои электроэнергии, разрушение канализации разрушение жилищного фонда переселение больших групп населения, несоблюдение санитарных норм при размещении наличие своевременно неубранных трупов людей и животных недостаток питьевой воды, ухудшение питания нарушение функционирования социальной инфраструктуры (школы, магазины, лечебные учреждения, органы государственной власти и др.) ухудшение эпидемиологической обстановки большое число различных беспризорных домашних животных «оживление» природных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.)
Слайд 25
Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях. Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний. Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения. Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей. Санитарно-эпидемическое состояние района ЧС
Слайд 26
Санитарно-эпидемиологическая комиссия ( в составе руководителей органов управления на административной территории ЧС) Оперативный штаб (работники органов местного самоуправления, служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений, органов МВД, МО и др.) оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов Осуществляет организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий ЧС и населения санитарный надзор за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием санитарный надзор на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС медицинский контроль за состоянием здоровья л/с СФ и учреждений, участвующего в АСДНР, его всестороннем обеспечением контроль санитарного состояния территории, своевременная ее очистка, обеззараживание и надзор за захоронением погибших и умерших организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС системы водоснабжения и канализации лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли детские дошкольные и школьные учреждения пострадавший и непострадавший жилой фонд предприятия коммунального обслуживания места временного расселения эвакуируемого населения места расположения спасательных команд, отрядов промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.
Слайд 27
Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно -ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС регистрация и оповещение обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) общая и специальная экстренная профилактика эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка режимно -ограничительные или карантинные мероприятия Основные противоэпидемические мероприятиями при возникновении эпидемического очага выявление, изоляция и госпитализация заболевших выявление носителей инфекции и усиленное медицинское наблюдение за пораженным населением и личным составом спасательных формирований санитарно-разъяснительная работа
Слайд 28
Немедленное оповещение руководителя управления (территориального отдела) Роспотребнадзора по субъекту РФ и главного врача Центра Ги Э по субъекту РФ (филиала) Постановка на специальный учет всех больных и выявленных подозрительные по заболеванию лиц При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещение население в районе ЧС и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения. Выявление предполагаемого источника заражения на основании опроса больного и окружающих Проведение основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции Определение методов дезинфекции очага Определение подозрительных объектов в данной обстановке Регистрация и оповещение Эпидемиологическое обследование
Слайд 29
Установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных Выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространенности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения Обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений (санитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекционные стационары и больницы, бактериологические и вирусологические лаборатории, водоочистные сооружения, свалки и полигоны бытовых и промышленных отходов, кладбища, крематории и т.п.) Оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф Уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, определение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи, представление донесений Санитарно-эпидемиологическая разведка Отбор проб почвы и поверхностных вод водоемов для микробиологического контроля Сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и здраво-охранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации)
Слайд 30
В целях выявления больных опасными инфекционными заболеваниями не позднее чем через 6-8 ч необходимо организовать проведение подворных обходов. (проводится 2 раза в день работниками амбулаторно-поликлинических учреждений по территориальному принципу с использованием необходимых ИСЗ) При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов Перевозка инфекционных (подозрительных) больных производится специальным транспор -том раздельно в сопровождении медперсонала с использованием ИСЗ и спецоборудования. Предотвращение распространение инфекции из ЛПУ или временного инфекционного стационара, а также предупреждение внутрибольничную инфекции. Контроль за выполнением правил санобработки при поступлении больного, а также за соблюдением правил текущей дезинфекции в период пребывания больного в ЛПУ. Особое внимание на сроки выписки больного (досрочная выписка может привести к проникновению в коллектив носителей и дальнейшему обсеменению окружающей среды) Контроль госпитализации заболевших и наблюдение за режимом инфекционных больных в стационарах Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание лиц с сигнальными признаками (температура, диарея, сыпь и др.), подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюдения за санитарным состоянием жилищ и территории На врачебно-сестринскую бригаду выделяют участок с населением 1000-2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препаратами для экстренной профилактики, дезсредствами (1,5 л), специальными бланками, карандашами. Бригада должна иметь списки обслуживаемого населения Выявление, изоляция и госпитализация заболевших
Слайд 31
Карантин Обсервация Система временных организационных, режимно -ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующая их ликвидация. Комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возлагается на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию. Режимно -ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации. Режимно -ограничительные мероприятия
Слайд 32
Карантин Обсервация Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина. Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.
Слайд 33
Общая Специальная Проводится до установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание Экстренная профилактика (превентивное лечение) - комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Проводится немедленно после установления факта биологического заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии. В отличие от вакцинопрофилактики обеспечивает быструю защиту зараженных. Проводится после установления вида возбудителя, вызвавшего инфекционное заболевание Экстренная профилактика В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 суток. В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учетом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболевания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения), свойствами назначаемого противомикробного препарата.
Последний слайд презентации: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»
Экстренная профилактика Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения. Эффективность экстренной профилактики в значительной мере зависит от четкости её выполнения и поголовного охвата населения. Каждая бригада медицинского обслуживания должна иметь поквартирные списки жителей закрепленного микроучастка (микрорайона) с указанием в них основных паспортных данных наблюдаемых людей, включая и место работы. В списках указывается название применяемого препарата, а также дозы и даты его выдачи. Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстренной профилактики ведется органами здравоохранения. Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады Очередность экстренной профилактики определяется местными органами исполнительной власти (по представлению органов здравоохранения, с учетом эпидемической ситуации в зоне ЧС, реальные запасы антимикробных средств и др. факторы). В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участвующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в организациях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляется участковыми поликлиниками. Для этих целей на территории каждого микроучастка населенного пункта в зоне ЧС формируются сестринские бригады медицинского обслуживания, осуществляющие весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий — экстренную профилактику, медицинское наблюдение за населением, раннее активное выявление больных, их изоляцию, госпитализацию и т.д. Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно-противоэпидемическими комиссиями.