Слайд 2: План лекции
Схема речевого общения Функции языка Функциональные разновидности литературного языка Цель. Знать про функциональные разновидности языка и характерные для них речевые жанры. Домашнее задание. Внимательно просмотреть презентацию, составить конспект по теме урока. 2
Слайд 3: Основные понятия
Книжная речь Публицистический стиль Разговорная речь Функция Функционировать Функциональная разновидность Функциональный стиль Язык художественной литературы 3
Слайд 4: Повторение
Русский национальный язык состоит из нескольких частей: территориальных диалектов; социальных диалектов; просторечия; литературного языка. Только литературный язык считается правильным и престижным языком. 4
Слайд 5: Речевое общение
Человек, говорящий на литературном языке, должен выбирать те речевые средства, которые соответствуют ситуации общения. С помощью речи люди общаются и взаимодействуют. Ситуаций, в которых происходит общение, очень много и все они очень разные. Но можно выделить три компонента, присутствующих в каждой ситуации. Это адресант, адресат, текст. Адресант – это человек, который говорит или пишет. Текст – это речь, устная или письменная. Адресат – это человек, который слушает или читает 5
Слайд 7
7 Восприятие – это процесс понимания текста. Адресат слушает (читает) и старается понять текст. Адресант наблюдает за восприятием адресата, то есть осуществляет контроль. Если адресат не понимает, то адресант дополняет или изменяет текст.
9
Слайд 13: Функции языка
Всё, что создаётся человеком, имеет своё назначение. Язык тоже имеет своё назначение. Назначение, обязанности мы называем функцией. Язык имеет несколько функций. В процессе общения язык всегда выполняет одну или несколько функций. 13
Слайд 14: Функции языка:
сообщать информацию Этот цветок называется лотосом сообщать мнение, чувство Какой красивый цветок! воздействовать на мысли, чувства других людей Ты должен понять, что лотос очень красивый цветок. 14
Слайд 15
Радоваться красоте слов и выражений Я думал, сердце позабыло способность лёгкую страдать, я говорил: Тому, что было, уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, и легковерные мечты... Но вот опять затрепетали пред мощной властью красоты. 15
Слайд 16
общаться с людьми Здравствуйте! Вы уже видели эту картинку? побуждать другого человека действовать Посмотрите на эту картинку! 16
Слайд 17: Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.). 17
Слайд 19: Сравнительная характеристика
Разговорная речь Язык Художественной литературы Функция Общение Радость от красоты слов и выражений Адресат Один-два человека, друзья или знакомые Все люди Общение Непосредственное Дистанционное Ситуация Неофициальная, бытовая Неофициальная Форма речи Устная Письменная Форма текста Диалог Монолог 19
Слайд 20: Эмоционально окрашенной, оценочной лексики не может быть в текстах официально-делового и научного стилей. Но такие слова могут быть в текстах публицистического стиля и в разговорной речи
20
Слайд 21: Вопросы для самопроверки
Из каких компонентов складывается речевое общение? Какие функции языка вы знаете? Что такое функциональная разновидность языка? Какие функциональные разновидности языка вы знаете? 21
Слайд 22
Задание 1. Подберите к выделенным глаголам синонимичные словосочетания, характерные для официально-делового стиля речи. 1.Директор предприятия решил повысить зарплату инженерам и подписал соответствующий приказ. Ответ. Директор предприятия принял решение повысить зарплату инженерам и поставил подпись под соответствующим приказом. 2. Родители согласились на обучение и лечение своего ребенка в школе-интернате санаторного типа. Ответ. Родители дали согласие на обучение и лечение своего ребенка в школе-интернате санаторного типа 22
Слайд 23
Задание 2. Установите соответствие между ролью стилистически окрашенной лексики и предложениями, содержащими подобную лексику. 1. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин). 2. «Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», – ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол ». (Ф. А. Абрамов) 3. Богиня красоты, любви и наслажденья! Давно минувших дней, другого поколенья Пленительный завет! Эллады пламенной любимое созданье, Какою негою, каким очарованьем Твой светлый миф одет! (И.С. Тургенев) А. Служит средством речевой характеристики героя. Б. Придает тексту возвышенное звучание. В. Служит средством передачи авторской оценки. 23