Глобальные компетенции — презентация
logo
Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Исследование PISA — универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования
  • Возможные причины:
  • Глобальные компетенции
  • Из указа президента РФ В. Путина «О  национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Из Государственной программы РФ «Развитие образования» ( 2018 - 2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
  • Функциональная грамотность (определение 3 )
  • Глобальные компетенции
  • Направления функциональной грамотности:
  • Чему должны научиться дети ( OECD 2030 ) Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты
  • Глобальные компетенции
  • Демонстрационные материалы ( instrao.ru ) http :// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_gc.html
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Иллюстрация модели глобальных компетенций – как совокупности взаимосвязанных компонентов
  • Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
  • Примеры вопросов из области оценки влияния различий ( культурных, религиозных, политических или иных) на восприятие, суждения и взгляды людей
  • Примеры_2019 г.
  • Глобальные компетенции в исследовании PISA-2018
  • Глобальные компетенции в исследовании PISA-2018
  • А ктуальность исследования
  • Определение глобальной компетентности
  • С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?
  • С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?
  • С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?
  • С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?
  • С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?
  • Оценка глобальных компетенций в исследовании PISA-2018
  • Концепция оценки глобальных компетенций
  • Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция,
  • Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения
  • Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола
  • Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия
  • Четыре направления оценки глобальных компетенций:
  • Проведение исследования PISA-2018 в России http :// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_gc.html
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности 15-летних подростков:
  • Концептуальная модель оценки глобальных компетенций
  • Глобальные компетенции
  • Кто участвовал в исследовании
  • Общая характеристика тестовых заданий
  • Общая характеристика тестовых заданий
  • Общая характеристика тестовых заданий
  • Основные результаты тестирования
  • Основные результаты тестирования
  • Основные результаты тестирования
  • Основные результаты тестирования
  • Глобальные компетенции
  • http:// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
  • Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.)
  • Глобальные компетенции. Пример задания
  • Таблица 1. Распределение тестовых заданий в соответствии с оценкой познавательных умений
  • Подход исследования PISA-2018 к оценке глобальных компетенций
  • Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018
  • Глобальные компетенции
  • БЛОК 1. ЕДИНСТВЕННЫЙ СЮЖЕТ
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Единственный сюжет: задание № 2
  • Глобальные компетенции
  • Глобальные компетенции
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_. pdf
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали
  • Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали
  • Основные выводы
  • Основные выводы
1/75

Первый слайд презентации: Глобальные компетенции

Мясникова О.К., старший преподаватель факультета общего образования ГАУДПО МО «Институт развития образования», г. Мурманск 1

Изображение слайда

Слайд 2

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся  ( англ.   Programme for International Student Assessment, PISA ) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций. 2

Изображение слайда

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как  функциональная грамотность. Термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. ПРОБЛЕМА. По важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам. 3

Изображение слайда

Слайд 4: Возможные причины:

1 ) недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их оторванность от реалий окружающей жизни; 2) перегруженность рабочих программ и учебно-методический комплектов; 3) недостаточность внимания к формированию общеучебных и интеллектуальных умений ; 4) недостаточность вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным. Данные риски могут быть нивелированы с реализацией ФГОС на всех уровнях обучения. 4

Изображение слайда

Слайд 5

5 PISA – Programme for International Student Assessment, 15-летние школьники 9 и 10 классы PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study, 4, 8 и 11 классы ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ приобретения читательского литературного опыта освоения и использования информации ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ: всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы) углублённых курсов математики и физики (11 класс) СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: читательской математической естественно-научной финансовой СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Процедуры оценки качества образования в международных рейтингах опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS и PISA Что учитывается в международных рейтингах качества общего образования?

Изображение слайда

5. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить : а) достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования ; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и  уровней;… 6

Изображение слайда

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: c охранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) ; повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся ( PISA) … Изменения запроса на качество общего образования – приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.) 7

Изображение слайда

Слайд 8: Функциональная грамотность (определение 3 )

«Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ф ункциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». [ Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342]. 8 Функциональная грамотность (определение 3 ) 9

Изображение слайда

Слайд 9

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся 3. Формирование метапредметных результатов 4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов 5. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися 6. Повышение эффективности инвестиций в образование 7. Улучшение образовательной среды в школе Направления совершенствования общего Образования в России 9

Изображение слайда

Слайд 10: Направления функциональной грамотности:

математическая грамотность, Читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции; креативное мышление. 1 2 3 4 5 6 10

Изображение слайда

Слайд 11: Чему должны научиться дети ( OECD 2030 ) Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты

Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf Как дети способны действовать Предметные Межпредметные Практические Когнитивные и мета-когнитивные Социальные и эмоциональные Физические и практические Способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, а также проявлять рефлексивный подход к процессу обучения, обеспечивающая возможность взаимодействовать и действовать в мире

Изображение слайда

Слайд 12

12

Изображение слайда

Слайд 13: Демонстрационные материалы ( instrao.ru ) http :// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018 gc.html

13 Демонстрационные материалы ( instrao.ru ) http :// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_gc.html

Изображение слайда

Слайд 14

14

Изображение слайда

Слайд 15

Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают: - заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития - управление поведением - открытость к новому - эмоциональное восприятие нового

Изображение слайда

Слайд 16

16

Изображение слайда

Слайд 17: Иллюстрация модели глобальных компетенций – как совокупности взаимосвязанных компонентов

Ученик увидел, что одного из его одноклассников не принимают в общие игры, обзывают и дразнят в классе ( явление буллинга ), потому что он носит старую одежду. Он знает, что этот мальчик из бедной семьи, т. к. его отец потерял работу после закрытия местной фабрики. Он предпринимает действия для защиты мальчика. Его решение действовать обусловлено его понимаем того, что человеческое достоинство является фундаментальной ценностью и проявляется в сочувствии мальчику и ответственности за людей, которые находятся в худшем положении по сравнению с ним ( отношения ). Защищая одноклассника (действуя против буллинга ), он принимает решения на основе своих знаний и понимания экономической ситуации семьи одноклассника и использует свои лингвистические и коммуникативные умения с целью убедить обидчиков прекратить издеваться над одноклассником. Эффективное поведение ученика в ситуации буллинга требует сформированности различных сторон глобальных компетенций.

Изображение слайда

Слайд 18: Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия

Возможные вопросы: Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем? Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия. Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных) последствий? Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы? И др.

Изображение слайда

Слайд 19: Примеры вопросов из области оценки влияния различий ( культурных, религиозных, политических или иных) на восприятие, суждения и взгляды людей

Возможные вопросы: Помогают ли приведенные факты объяснить … ? Приведите одну социальную и одну финансовую причину, объясняющую, почему … Могли бы меры (ранее описаны) побудить изменить свои действия или планы? Объясняют ли причины (приведены) решение сделать … ? Могут ли ответы на вопросы, приведенные ниже, помочь проверить утверждение? Какую еще информацию нужно рассмотреть, прежде чем согласиться с … ?

Изображение слайда

Слайд 20: Примеры 2019 г

20

Изображение слайда

Слайд 21: Глобальные компетенции в исследовании PISA-2018

«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений ). 21

Изображение слайда

Слайд 22: Глобальные компетенции в исследовании PISA-2018

Овладение соответствующими знаниями, умениями, отношениями и ценностями происходит на протяжении всей жизни: не существует единой точки, в которой человек становится полностью компетентным в этой области. Исследование PISA оценивает, на каком этапе этого процесса находятся 15- летние учащиеся и насколько эффективно их школы помогают им развивать необходимые знания, навыки и склонности. 22

Изображение слайда

Слайд 23: А ктуальность исследования

2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) ОЭСР была проведена первая оценка глобальных компетенций 15-летних обучающихся, которая необходима им для жизни во взаимосвязанном изменяющемся мире. В XXI веке учащиеся не только должны знать о глобальных проблемах, но и обладать умениями для обеспечения индивидуального и коллективного благополучия. 23

Изображение слайда

Слайд 24: Определение глобальной компетентности

Глобальная компетентность в исследовании PISA определяется как многомерная способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития. 24

Изображение слайда

Слайд 25: С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?

Для гармоничной жизни в многокультурном сообществе Рост мобильности людей в последнее десятилетие, культурного разнообразия различных сообществ и возникновение новых форм идентичности на национальном, региональном, муниципальном, местном уровнях. Образование может научить молодых людей взаимодействию в многокультурных сообществах и противостоянию культурным предрассудкам и стереотипам. 25 1

Изображение слайда

Слайд 26: С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?

Для процветания на изменяющемся рынке труда Профессиональный успех в XXI веке требует применения междисциплинарных знаний и взаимодействия с людьми, которые имеют иные взгляды или говорят на другом языке. Ключ к успеху - эффективное общение и адекватное поведение в мультикультурных командах. Привлечение работодателями сотрудников, которые легко адаптируются и могут применить и трансформировать свои навыки и знания в новых условиях. Ценятся те, кто способен ориентироваться в сложной динамике глобализации, кто открыт для людей из разных культур, кто завоевывает доверие в мультикультурных командах, кто проявляет уважение к другим людям. 26 2

Изображение слайда

Слайд 27: С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?

Для эффективного и ответственного использования медиаплатформ Рост влияния сферы ИКТ на мировоззрение и образ жизни молодежи, социальные сети, онлайн-сообщества и интерактивные технологии предоставляют беспрецедентный объем информации, расширяют круг общения молодых людей, большая автономия в образовательной деятельности. Доступ к неограниченному количеству информации часто сопровождается недостаточной медийной грамотностью. Результат - на молодых людей легко влияют пристрастные, предвзятые или « фейковые » новости. Развитие у учащихся навыков межкультурного общения может помочь им избежать рисков, лучше понять мир, в котором они живут, и ответственно выразить свое мнение в Интернете. 27 3

Изображение слайда

Слайд 28: С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?

Поддержания Целей устойчивого развития Международное исследование опирается на идеи глобального гражданства и субъектности гражданина в области глобальных проблем. Идея глобального гражданства – это этическое представление о том, что Земля – общий дом человечества, судьба которого зависит от усилий каждого в области коллективного благополучия и устойчивого развития. Идея субъектности отражает осознанное принятие гражданином ответственности за развитие международного сообщества. 28 4

Изображение слайда

Слайд 29: С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?

Поддержания Целей устойчивого развития Образование для жизни во взаимосвязанном мире должно в конечном итоге способствовать формированию новых поколений граждан, которые осознают глобальные проблемы и могут содействовать обеспечению устойчивости и коллективного благополучия. В соответствии с Целью устойчивого развития ООН в области образования, к 2030 году все учащиеся должны приобрести знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию. 29 4

Изображение слайда

Слайд 30: Оценка глобальных компетенций в исследовании PISA-2018

Глобальные компетенции - инновационное направление в исследовании PISA-2018. Разработаны новые подходы к определению и оценке знаний, умений, отношений и ценностей, отражающих глобальную компетентность личности. Разработчики данного направления рассчитывали, что концептуально эти подходы могут стать основой для создания в различных странах учебных программ и ресурсов, в которых глобальные компетенции рассматриваются как проявление функциональной грамотности и как важнейшая цель обучения. 30

Изображение слайда

Слайд 31: Концепция оценки глобальных компетенций

31

Изображение слайда

Слайд 32: Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы)

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критическое мышление при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем, демонстрировать медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ. 32 1

Изображение слайда

Слайд 33: Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. 33 2

Изображение слайда

Слайд 34: Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. О н стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними. 34 3

Изображение слайда

Слайд 35: Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию. 35 4

Изображение слайда

Слайд 36: Четыре направления оценки глобальных компетенций:

Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения; Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других; Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии ; Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию. 36

Изображение слайда

Слайд 37: Проведение исследования PISA-2018 в России http :// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018 gc.html

37

Изображение слайда

Слайд 38

Исследование PISA-2018. Глобальные компетенции (centeroko.ru ) 38

Изображение слайда

Слайд 39

39

Изображение слайда

Слайд 40: В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности 15-летних подростков:

рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия, стереотипы); понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального и культурного происхождения или пола; предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития. 40

Изображение слайда

Слайд 41: Концептуальная модель оценки глобальных компетенций

41

Изображение слайда

Слайд 42

Овладение глобальными компетенциями, как заявлено в документах ОЭСР, способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за развитие международного сообщества. 42

Изображение слайда

Слайд 43: Кто участвовал в исследовании

В 2018 году представители 27 стран, включая Россию, приняли участие в международном тестировании и анкетировании по глобальным компетенциям, еще 39 стран – только в анкетировании. Заметим, что в  исследовании  читательской, математической и естественно-научной грамотности в рамках PISA-2018 участвовали 15-летние подростки из 79 стран. В исследовании PISA-2018 принимали участие 7608 российских 15-летних школьников из 7-11-х классов общеобразовательных организаций и студентов образовательных учреждений, реализующих программы СПО. Российская выборка является представительной, и результаты исследования можно перенести на всю генеральную совокупность учащихся 15-летнего возраста. Результаты российских обучающихся в значительной степени определялись подготовкой школьников 9-х классов (81% выборки), завершавших основное общее образование. 43

Изображение слайда

Слайд 44: Общая характеристика тестовых заданий

тестирование проводилось на основе 18 комплексных ситуаций, включавших 69 заданий на проверку познавательных умений: в 37 заданиях – анализировать и оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять проблемы и ситуации; в 18 заданиях – выявлять и анализировать различные точки зрения; в 14 заданиях – оценивать действия и последствия. Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные контексты : культура и межкультурные отношения (25% заданий); социально-экономическое развитие и взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты, конфликты и права человека (25% заданий ). 44

Изображение слайда

Слайд 45: Общая характеристика тестовых заданий

Наряду с реальными ситуациями, связанными с конкретными событиями в разных странах, были разработаны и модельные, происходящие в вымышленных державах. Это было сделано для повышения объективности измерений, поскольку, рассуждая о ситуации в вымышленной стране, школьники в меньшей мере проявляют эмоции и используют уже сложившиеся стереотипы (к примеру, о развитых и развивающихся странах или о традициях и обычаях народов, живущих в разных социально-экономических условиях). 45

Изображение слайда

Слайд 46: Общая характеристика тестовых заданий

Все участники исследования PISA-2018 выполняли задания по двум или трем областям функциональной грамотности. Исследование в области читательской грамотности было обязательным для каждого, часть учащихся выполняла задания по математической грамотности (41%), такая же доля тестируемых – по естественно-научной грамотности, 30% учащихся отвечали на вопросы теста по глобальным компетенциям. Тестирование проводилось в двух форматах, компьютерном и с использованием «бумажных носителей». Время полного тестирования составляло 2 часа, на выполнение блока по глобальным компетенциям отводилось 30 минут. 46 Глобальные компетенции: с какими заданиями не справляются школьники (activityedu.ru)

Изображение слайда

Слайд 47: Основные результаты тестирования

В отчете ФИОКО по результатам международного исследования PISA-2018 представлены средние баллы учащихся из 27 стран – участниц тестирования за выполнение заданий по глобальным компетенциям. Баллы 15-летних подростков из Сингапура, Канады, Гонконга, Великобритании и Тайваня заметно превышают средний по 27 странам результат. Россия и Мальта составили мини-группу стран, чей показатель статистически не отличается от среднего. 47

Изображение слайда

Слайд 48: Основные результаты тестирования

48

Изображение слайда

Слайд 49: Основные результаты тестирования

В исследовании выявлены и описаны пять уровней сформированности глобальной компетентности 15-летних учащихся. Подростки, достигшие 5-го уровня глобальной компетентности, способны выявить и проанализировать 5 и более точек зрения, демонстрируют в рассуждениях способность выходить за рамки задания и привлекать информацию, не содержащуюся в условии, могут объяснять сложные ситуации и их аспекты, оценивать достоверность информации, определять краткосрочные и долгосрочные последствия действий. 49

Изображение слайда

Слайд 50: Основные результаты тестирования

На 1-м уровне обучающиеся могут правильно определить одну точку зрения и использовать информацию, содержащуюся в условии, описать простую ситуацию и ее аспекты. Они способны представить себя на месте другого человека только в том случае, если им хорошо знаком контекст задания. В среднем по всем странам примерно 26% учащихся не достигли 1-го уровня глобальной компетентности. В Сингапуре и Канаде в эту категорию попали 6 и 7% учащихся соответственно, в России – 20%. 5-го уровня в среднем по всем странам достигли 4% участников тестирования, в России – 2%. Таким образом, мы очень сильно уступаем странам-лидерам: в Сингапуре доля учащихся, достигших высшего уровня глобальной компетентности, составила 22%, в Канаде – 15%. 50

Изображение слайда

Слайд 51

51

Изображение слайда

Слайд 52: http:// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018 pub.html

52

Изображение слайда

Слайд 53: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.)

NEW! Результаты международного исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018.  скачать  ( zip, 4234 КБ) 22-23 октября 2020 года были открыты результаты исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям. С отчетом по результатам российских учащихся в данном направлении исследования, подготовленным сотрудниками Центра ОКО ИСРО РАО, которые проводили это исследование в России, можно познакомиться на  сайте ФИОКО. 53

Изображение слайда

Слайд 54: Глобальные компетенции. Пример задания

пр о ду к т ы, мы также выбрасываем труд людей, который был затрачен на их производство». О б ъ я с н и т е н а пр и м е р е с е м ь и, как это происходит. Источник: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ГК_5_2019_демоверсия.pdf К о м п е т е н т н о с т н ая область оценки : «Знание и понимание », осознание и понимание глобальных проблем Задание: Георгий показал рисунок младшему брату. Брат не понял, что означают слова «Когда мы выбрасываем НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ПРОДУКТЫ

Изображение слайда

Слайд 55: Таблица 1. Распределение тестовых заданий в соответствии с оценкой познавательных умений https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018 . pdf 0

55

Изображение слайда

Слайд 56: Подход исследования PISA-2018 к оценке глобальных компетенций

56

Изображение слайда

Слайд 57: Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018

1. Информация о заданиях международного теста PISA-201 1.1. Распределение заданий по содержательным областям 57

Изображение слайда

Слайд 58

1.2. Распределение заданий по направлениям и когнитивным умениям 58

Изображение слайда

Слайд 59: БЛОК 1. ЕДИНСТВЕННЫЙ СЮЖЕТ

В задании представлен отрывок из лекции нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи под названием «Опасность единственного сюжета». Она пишет, что, приехав учиться в США из Нигерии, осознала, что ее соседка по общежитию не увидела в ней человека с уникальным опытом и равной ценностью, т.к. у нее (соседки) оказался сформированным «единственный сюжет» об авторе, основанный на предвзятых предположениях об Африке и жизни людей в Африке. Блок начинается с двух заданий, связанных с этим отрывком, и продолжен заданиями, направленными на исследование того, как может быть создан и опровергнут «единственный сюжет» (сложившийся стереотип). 59

Изображение слайда

Слайд 60

60

Изображение слайда

Слайд 61

61

Изображение слайда

Слайд 62

62

Изображение слайда

Слайд 63

63

Изображение слайда

Слайд 64: Единственный сюжет: задание № 2

64

Изображение слайда

Слайд 65

65

Изображение слайда

Слайд 66

66

Изображение слайда

Слайд 67: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018 . pdf

1. По сравнению со своими сверстниками из других стран 15-летние обучающиеся России находятся на среднем уровне международной шкалы, средний балл российских обучающихся – 480, средний балл по странам-участницам – 474. 2. Российские обучающиеся проявляют заинтересованность в изучении вопросов местного, глобального и межкультурного значения и достаточно высоко оценивают свою осведомленность о глобальных проблемах, продемонстрировали более высокие результаты выполнения международного теста (40 % выполнения заданий), чем в среднем по странам. 67

Изображение слайда

Слайд 68: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали

3. Более половины российских обучающихся (55 %) продемонстрировали знания и умения, соответствующие второму и выше уровню глобальных компетенций по 53 шкале PISA (в среднем по странам – 51 %). Это означает, что они могут рассуждать на основе полученной информации, проявляя критическое мышление и используя знания из школьных предметов или личного опыта. Они способны правильно выявить и объяснить от двух и более точек зрения на ситуацию. Однако значительная доля обучающихся справляются в основном с описанием простых ситуаций, не требующих рассуждений, выходящих за ее рамки, и не способны объяснить ситуации, в которых нужно самостоятельно выстроить причинно-следственные связи 68

Изображение слайда

Слайд 69: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали

4. Российские обучающиеся показывают стремление к межкультурному взаимодействию, но не готовы учитывать точку зрения или учитывать особенности общения с представителями иных культур, то есть испытывают сложности в коммуникации. Обучающиеся в целом признают важность коллективного благополучия и устойчивого развития, но многие участники исследования не видят для себя возможности осуществлять действия в этом направлении, в чем сказывается недостаточная сформированность регулятивных и социальных навыков. 69

Изображение слайда

Слайд 70: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали

5. Международное исследование выявило высокую степень корреляции показателей по глобальным компетенциям с результатами по другим направлениям функциональной грамотности: математической, читательской, естественно-научной и финансовой. Это означает, что целенаправленное формирование глобальных компетенций в значительной степени требует ориентации на предметные и метапредметные познавательные результаты образовательной деятельности, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. 70

Изображение слайда

Слайд 71: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали

6. Выявленные в исследовании PISA-2018 дефициты указывают на необходимость более эффективно реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам образования и Закона о воспитании и должны учитываться при организации воспитательной работы школы. Целенаправленное поощрение социальной активности обучающихся может быть организовано через систему проектной деятельности, организацию и реализацию социальных практик. 71

Изображение слайда

Слайд 72: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали

6. Образовательная организация таким образом будет не только стимулировать активность обучающихся, но и совершенствовать их организаторские умения и лидерские качества, умения ставить социально значимые цели и добиваться их реализации. В поликультурных и многонациональных образовательных организациях России существуют необходимые предпосылки для формирования осознанного межкультурного взаимодействия. Развитие информационных технологий обеспечивает возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах. 72

Изображение слайда

Слайд 73: Полученные в исследовании PISA-2018 результаты показали

7. Будучи дополнительным направлением в исследовании PISA, глобальные компетенции, тем не менее, занимают уникальное положение. В рамках данного направления функциональной грамотности концентрируется интегративный потенциал современного образования на уровне знаний, умений, отношений и ценностей. Несмотря на наличие элементов глобальных компетенций в содержании отдельных предметов, формирование знаний о глобальных проблемах и межкультурных взаимодействиях, развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных умений обучающихся, личностных и социальных ценностей требуют специальной целенаправленной деятельности педагогических коллективов образовательных организаций страны 73

Изображение слайда

Слайд 74: Основные выводы

Эксперты ОЭСР считают 2-й уровень глобальной компетентности пороговым. По их мнению, 15-летние подростки, не достигшие 2-го уровня, в будущем с большой вероятностью будут испытывать сложности адаптации к меняющимся условиям жизни и требованиям рынка труда. В России около 45% участников тестирования не достигли порогового уровня, что заметно ниже, чем в странах-аутсайдерах (Филиппины – 87%; Индонезия, Казахстан, Марокко – 80%), но в два с лишним раза выше, чем в странах-лидерах (Сингапур – 16%, Канада – 20%, Гонконг – 21%). Высокая степень корреляции средних баллов по глобальным компетенциям с результатами по другим направлениям функциональной грамотности PISA означает, что формирование глобальных компетенций в значительной степени требует ориентации на предметные и метапредметные познавательные результаты образовательной деятельности: повысится читательская грамотность – повысится степень сформированности глобальных компетенций. 74

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Глобальные компетенции: Основные выводы

К оценке степени сформированности глобальных компетенций у учащихся следует подходить с осторожностью, учитывая, что в большинстве стран – участниц исследования эти компетенции не выделяются в качестве объекта оценки, и, соответственно, на них не акцентируется внимание в процессе обучения. 15-летние российские учащиеся со средним баллом 480 находятся на среднем уровне 1000-балльной международной шкалы, средний балл по всем странам – участницам исследования составил 474. Более половины российских обучающихся (55%) продемонстрировали знания и умения, соответствующие 2-му и выше уровню глобальных компетенций по шкале PISA (в среднем по всем странам – 51%). Это означает, что они могут рассуждать на основе полученной информации, проявляя критическое мышление и используя знания из школьных предметов или личного опыта, способны правильно выявить и объяснить от двух и более точек зрения в каждой ситуации. Однако значительная доля российских участников справляется в основном с описанием простых ситуаций, не требующих выстраивания причинно-следственных связей. 75

Изображение слайда

Похожие презентации