Константин Николаевич  Вентцель — презентация
logo
Константин Николаевич  Вентцель
  • Константин Николаевич  Вентцель
  • Вентцель Константин Николаевич (24 ноября 1857 - 10 марта 1947)
  • Сущность педагогической концепции
  • Практический вклад в развитие внешкольного (дополнительного) образования
  • Константин Николаевич  Вентцель
  • Труды исследователя
  • Труды исследователя
  • Источники
1/8

Первый слайд презентации: Константин Николаевич  Вентцель

Педагогические идеи исследователя

Изображение слайда

Биография. Константин Николаевич Вентцель родился 24 ноября (по новому стилю 7 декабря) 1857 г. в Петербурге в дворянской семье. Он учился в Технологическом институте на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, и рано увлекся революционной деятельностью, примкнув к организации «Народная воля». За революционную деятельность был арестован и отсидел в тюрьме тринадцать месяцев. Основное время он уделял захватившей его гуманистической проблеме — как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства.

Изображение слайда

Концепция свободного воспитания Вентцеля основана на гуманистических принципах, когда ребенок воспринимается как центр Вселенной со своими неповторимыми талантами, наклонностями. Константин Николаевич Вентцель полностью отрицал насилие над личностью ребенка, как физическое, так и моральное, и считал, что образование должно быть целиком и полностью направлено на развитие индивидуальности.

Изображение слайда

К. Н.  Вентцель понимал, что в условиях  современного ему общества, концепция свободного воспитания может быть реализована только частично в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно -воспитательного учреждения, получившего название «дом свободного ребёнка».  Объединённые общими целями и делом,  учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой, прежде всего, материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. На основе накопленного опыта К. Н. Вентцель смог в своих программных книгах – «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» и «Новые пути воспитания и образования детей» существенно обогатить теорию свободного воспитания. Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. К. Н. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей».

Изображение слайда

Слайд 5

Вентцель отдельно сформулировал принципы свободной школы, которые позже легли в основу его книги: 1. Школа — это не только уроки. Она должна быть пространством полной и всесторонней жизни, местом, где ребёнку будет комфортно и интересно. В идеальной школе дети могут играть, беседовать, гулять, рассказывать истории. 2. В школе не должно быть классов с партами. Вместо них — свободные мастерские, где дети могут что-то создавать и делиться своим опытом. На кухне каждый ребёнок может готовить. Отдельную комнату следует обустроить для игр и общих собраний. 3. Свободную школу создают дети вместе с родителями и педагогами. Все они могут предлагать образовательные подходы, дискутировать о содержании той или иной дисциплины. 4. Дети должны учиться сами — и хотеть этого. Педагоги лишь помогают заинтересовать их, побуждают прикоснуться «к жизни, природе, людям» и отвечают на запросы учеников в тот момент, когда тем необходимо какое-то новое знание. 5. Педагог не  назидает, не поучает, а наблюдает за ребёнком. Он воспринимает детей как равных себе уникальных людей, у каждого из которых есть неповторимые личностные черты.

Изображение слайда

Слайд 6: Труды исследователя

В книге «Этика и педагогика творческой личности»   Константин Николаевич Вентцель выделял три важнейшие сферы человеческой деятельности: – этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; – педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; – политическую, задача которой – изменение форм общественной жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности. В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. В 1917-22 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей педагогической концепции в 1922 г. отошёл от педагогической деятельности.

Изображение слайда

Слайд 7: Труды исследователя

В 20-30-е гг. труды К.Н.  Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам. Разрабатывал новое направление в воспитании – космическую педагогику, высшая цель которой – полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос трактовался К.Н.  Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Константин Николаевич  Вентцель: Источники

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996 Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915 Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; https://studfile.net/preview/7174409/page:25/

Изображение слайда

Похожие презентации