Контент-анализ в социологических исследованиях — презентация
logo
Контент-анализ в социологических исследованиях
  • Контент-анализ в социологических исследованиях
  • Контент-анализ =
  • Г. Лассуэлл
  • Г. Лассуэлл (2-ая мировая война):
  • Б. Берельсон: расовая дискриминация в США (1946 г. совместно с Сальтером)
  • Структура национальных групп (в % ко всему населению и к числу действ. лиц)
  • Б. Берелсон «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (нач. 50-х гг) - фундаментальное описание контент-анализа (виды, критерии, единицы к.-а.)
  • Требования к «документам» («текстам») для контент-анализа
  • Основные направления применения контент-анализа :
  • Этапы проведения контент-анализа
  • Основные процедуры контент-анализа :
  • Категории анализа = ключевые понятия (смысловые единицы)
  • Исследовательские инструменты
  • Классификатор контент-анализа =
  • Классификатор контент-анализа (на примере брачных объявлений) – фрагмент (пример)
  • Пример регистрационной карточки
  • Пример регистрационной карточки
  • Матрица случайностей Ч.Осгуда
  • Специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу: формула коэффициента Яниса (с)
  • Количественный контент-анализ (содержательный)
  • Для описания и сравнения особенностей речевого поведения росс. политиков - несколько параметров:
  • Способность к коммуникативному сотрудничеству (т.е. налаживанию и поддержанию продуктивного взаимодействия в процессе беседы: складывается из четырех
  • 6 типов контент-анализа (Р.Мертон)
  • 6 типов контент-анализа ( продолж.)
  • Контент-анализ советской прессы
1/25

Курс «Современные методы социологических исследований», 2013 Контент-анализ в социологических исследованиях

Изображение слайда

стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Изображение слайда

Слайд 3: Г. Лассуэлл

1927 г. «Техника пропаганды в первой мировой войне»: социальные модели поведения, которыми манипулирует пропаганда воюющих стран (газеты, журналы, бюллетени, проповеди…): «мы» защищаемся, «враг» – коварный агрессор; «враг» разрушил райское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; «мы» победим, «враг» будет уничтожен Англия: доводы гуманности Германия: великая германская культура, нуждающаяся в защите « менты » (« mention ») – упоминания, слово – «символ», «знак» - единица анализа

Изображение слайда

Слайд 4: Г. Лассуэлл (2-ая мировая война):

насколько совпадают публикуемые материалы с тезисами немецкой пропаганды частота появления про- и антиамериканских, британских и немецких тем в информационном источнике определение политической линии той или иной газеты, в выявлении того, какой вклад — позитивный или негативный вносили американские издания в поддержание морального духа народа в связи агрессивными действиями фашистской Германии Верховный Суд США - решения о закрытии некоторых изданий (газета «Истинный американец»)

Изображение слайда

Объект анализа - короткие рассказы из 8 наиболее популярных американских изданий (1937-1943 гг.) Категории анализа: нац. пренадлежность героя, роль-положение, вид изображения (с симп., без симп.) …. Подача героев разной национальности (в % ко всем упоминаниям каждой национальности) Характеристики героев «Истинные» американцы Англосаксы и североевропейцы Прочие Главные герои 52 38 30 Роли, вызыв. симпатию 80 76 62 Высший соц.-эк. статус 39 24 16 Высшая моральная позиция 59 29 20

Изображение слайда

Слайд 6: Структура национальных групп (в % ко всему населению и к числу действ. лиц)

Национальные группы Структура факт. населения Действующие лица Евреи 3,6 1,2 Афроамериканцы 9,8 1,9 Др.национальности 17,6 2,8 Англо-сакс. и норд. происхождения 8,8 3,3 Американцы 60,2 90,8 А.Шай: ведущие амер.газеты и журналы (1949-1950 гг.) – только иллюстрации – главная фигура иллюстрации (уровень профессиональной подготовки героя) Статус афроамериканцы белые в жизни на фото в жизни на фото Больше, чем квалифицированные рабочие и служащие 4 5 15 45 Квалифицированные 5 - 21 45 Неквалифицированные 91 95 54 8

Изображение слайда

Л.Левенталь – подборка биографий в изданиях « Saterday Evening Post » и « Collirs » (рейтинг внимания к представителям разных кругов): 1901-1914 1922-1930 1930-1934 1940-1941 Политики 46 28 31 25 Бизнесмены / предприниматели 28 18 14 20 Развлечения (шоу-бизнес) 26 54 55 55 М.Шпигельман, К.Тервиллингер, Ф.Феринг (1950): комиксы (тираж 17 млн. + 9 млн. – около 60 млн.читателей): Высший слой – стремление к гуманным целям Средний – к целям эгоистическим Низший – к личным удовольствиям (наслаждениям) Женщины – добрые дела, благополучная семейная жизнь, романтическая любовь Мужчины – стремление к власти (любовь очень низко( Соотношение между симп./несимп. героями 3:1 (М), 5:1 (Ж) 81% - юмор.комиксы, 56 % - город, 50 % - звери (антропоморфны), М в 2 раза чаще, чем Ж

Изображение слайда

Слайд 8: Требования к «документам» («текстам») для контент-анализа

исследуемое содержание (текст) должно позволять использовать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик ( принцип формализации ), интересующие исследователя элементы содержания должны встречатьс с достаточной частотой ( принцип статистической значимости ). E.g. : сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Изображение слайда

Слайд 9: Основные направления применения контент-анализа :

выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия)

Изображение слайда

Слайд 10: Этапы проведения контент-анализа

!!! Необходим материальный носитель информации Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: тип источника, тип сообщений, сопоставимый размер… Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. Выборка: репрезентативная или целевая (в зависимости от цели, доступности, массовости) *Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Изображение слайда

Слайд 11: Основные процедуры контент-анализа :

3. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д ) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. 4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д ) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр. 5. Процедура подсчета 6. Интерпретация полученных результатов

Изображение слайда

Слайд 12: Категории анализа = ключевые понятия (смысловые единицы)

имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования, должны быть: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Изображение слайда

Слайд 13: Исследовательские инструменты

Программа классификатор контент-анализа, протокол итогов анализа = бланк контент-анализа, регистрационная карточка или кодировальная матрица, инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета каталог (список) проанализированных документов.

Изображение слайда

Слайд 14: Классификатор контент-анализа =

общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее задача – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа Протокол (бланк) контент-анализа содержит: 1) сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); 2) итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и категорий анализа).

Изображение слайда

Слайд 15: Классификатор контент-анализа (на примере брачных объявлений) – фрагмент (пример)

Единицы анализа Индикаторы (единицы счета) Качества «жены» «люблю готовить», «вкусно готовлю», «заботливая», «хороший друг», «умею создавать уют», «домашний труд не в тягость»… Качества характера «мягкая», «спокойная», «веселая», «жизнерадостна», «ровная в общении», «доброжелательная», «скромная», «добра»… Увлечения в свободное время «люблю ходить в походы», «люблю путешествовать», «обожаю театр», «ценю поэзию», «увлекаюсь игрой на гитаре»… Хар-ки уровня мат. и жил. обеспечен. «материально независимая», «в жилплощади не нуждаюсь», «рассчитываю на улучшение жилищных условий», «материально обеспечена» … Внешние данные «выгляжу соответственно возрасту», «полная», «внешность приятная», «небольшого роста», «склонна к полноте», «обаятельная»…

Изображение слайда

Слайд 16: Пример регистрационной карточки

Категории Подкатегории Частота упоминания абсолют., раз Частота упоминания относит., % 1 Категория (национальность) 01 подкатегория (кавказцы) 15 25 02 подкатегория (русские) 7 14 03 подкатегория (чеченцы) 25 61 Итого: 47 100 Наиболее употребительны такие единицы счета, как: объем внимания: время-пространство / (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте; частота их появления (интенсивность)

Изображение слайда

Слайд 17: Пример регистрационной карточки

Признак Текст 1 2 3 n Σn А + В + + С + + ... n Σn Простые способы измерения: удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы:

Изображение слайда

Слайд 18: Матрица случайностей Ч.Осгуда

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение А В С n Σn А - 0,15 0,02 В 0,05 - 0,06 С 0,08 0,12 - ... - n - Σn - Выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Напр., единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В — в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: Р АВ = Р А • Рв=0,3 • 0,5 = 0,15. В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05.

Изображение слайда

Слайд 19: Специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу: формула коэффициента Яниса (с)

для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов: где: f — число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. в случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле:

Изображение слайда

Слайд 20: Количественный контент-анализ (содержательный)

основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Качественный контент-анализ (структурный): исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится (способе презентации сообщения)

Изображение слайда

Слайд 21: Для описания и сравнения особенностей речевого поведения росс. политиков - несколько параметров:

Индекс многословия (лаконичности) - это средний объем ответа политика на один вопрос интервьюера Индекс речевого лидерства для текстов интервью получается простым суммированием величин двух второстепенных параметров: индекса тематической новизны (постоянное введение собственных новых тем, а не простое следование темам беседы, которые предлагаются другими участниками) и индекса оценки вопросов (постоянное стремление оценивать высказывания партнеров и словесно выражать свои оценки) способность к коммуникативному сотрудничеству 

Изображение слайда

Слайд 22: Способность к коммуникативному сотрудничеству (т.е. налаживанию и поддержанию продуктивного взаимодействия в процессе беседы: складывается из четырех составляющих :

+ переформулирование в ответе вопроса партнера (журналиста) с уточнением; + повторы в ответе слов и выражений, содержащихся в формулировке вопроса (вопрос: " Почему? Разве вы сделали ему (Ельцину) что-то плохое? " Ответ: " Нет, ничего плохого я ему не делал и никогда не сделаю. ”); + словесное выражение в ответе согласия с формулировкой или содержанием вопроса (вопрос: « Насколько затронул экономику Москвы нынешний финансовый кризис? » Ответ: " Конечно, он ее затронул "; или вопрос: " И вы считаете, что нам удастся здесь найти общий язык с США? " Ответ: " Да, я считаю что мы сможем выйти на взаимоприемлемые формулировки "). - антонимическое переформулирование вопроса (например, вопрос: " Тем не менее на прошлых выборах, наверное, не столько Ельцин выиграл у Зюганова, сколько проиграл Зюганов как человек, олицетворяющий скомпрометированную коммунистическую идею? " Ответ: " Ну, во-первых, никто не победил. Все проиграли... ". Или вопрос: " Что же будет весной? " Ответ: " Ничего не будет, просто жрать будет нечего и топить нечем " и т.п.) наиболее дипломатичный и тактичный политик (Е.Примаков)

Изображение слайда

Слайд 23: 6 типов контент-анализа (Р.Мертон)

в зависимости от целей и объекта: Объем внимания (подсчет символов) Анализ отношения: положительное, отрицательное, нейтральное (критерии? + общий контекст) модальность сообщения: разрешение (« разрешено », « допустимо »), запрет (« нельзя допустить »), долженствование (« обязан », « должен », « святой долг »), желательность (« следовало бы », « хорошо было бы » « имело бы смысл », побуждение к действию (« надо освоить », « давайте подумаем вместе ») характер сообщения (прямой/косвенный): « по мнению …»

Изображение слайда

Слайд 24: 6 типов контент-анализа ( продолж.)

Анализ по элементам (фотографии к статьям, песни в радиопрограмме, сцены в фильме…) Тематический анализ материалов (определение всего многообразия, явных/скрытых, выделение крупных классов) Структурный анализ (направлен на анализ взаимоотношения различных тем) – редко (пропаганд. компании) Ориентированный на изучение взаимоотношений различного рода материалов с целью достижения единой цели – редко (пропаганда)

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Контент-анализ в социологических исследованиях: Контент-анализ советской прессы

Ну и что с того, что внутри пустой, зато какой блеск! Придут из ОБХСС, скажи, что все это золотая рыбка подарила… Думаешь, легко мне эта дубленка досталась? Пришлось кое-кому горло перегрызть

Изображение слайда

Похожие презентации