Первый слайд презентации: Лекция № 5
Транспортная травма и падение с высоты * * * Доктор медицинских наук профессор Г.М.Харин
Слайд 2: Повреждения транспортными средствами
Транспортная травма – это механические повреждения, причиняемые при воздействии наружных или внутренних частей транспорта во время его движения или при падении с движущегося транспорта. Повреждения, полученные в условиях транспортных происшествий, нередко быва-ют вызваны различными повреждающими факторами (механическими, термическими, химическими). Особенности возникающих повреждений связаны с разнообразием видов транспорт-ных средств, которые сводятся в две группы: колесный и неколесный.
Слайд 3
К колесному транспорту относят: рельсовый ( поезда, трамваи, дрезина) и нерельсовый (автомоби л и, мотоциклы, тракторы и экскаваторы на колесном ходу и др.). Неколесный транспорт подразделяют на гусе - ничный (танки, тракторы и экскаваторы на гусенич - ном ходу) и негусеничный (лифты, эскалаторы и др.). В подземных условиях (в шахтах, тоннелях, метро) т равма причиняется аналогичными видами п одземного транспорта. Кроме того, отдельно выделяют авиационную и воднотранспортную травму.
Слайд 5
Повреждения при автомобильной травме подразделяются на: специфические (отражающие форму, рисунок, размеры деталей и частей конкретного автомобиля – следы-отпечатки протектора шин, радиатора, фары, болтов крепления); характерные (бампер-повреждения, обширные параллельные ссадины и др.); нехарактерные (аналогичны любой травме от действия тупого предмета).
Слайд 19: Мотоциклетная травма
Различают следующие основные виды мотоциклетных травм: от столкновения человека с движущимся мотоциклом; от переезда колесом движущегося мотоцик - ла; от падения с движущегося мотоцикла; от ударов мотоцикла о неподвижные предме - ты. Кроме того, встречаются комбинированные и атипичные виды мотоциклетных травм.
Слайд 20: Травма гусеничным транспортом
Механизм образования и особенности повреж - дений, причиняемых гусеничными транспортны - ми средствами, включают в себя: удар какой-либо частью движущегося транс-порта, приводящий к образованию повреждений, характерных для воздействия тупого твердого предмета; переезд гусеницами через тело сопровождает-ся грубыми множественными повреждениями, приводящими, как правило, к гибели потерпев-ших на месте происшествия. При этом на теле потерпевшего выявляются повреждения, пред-ставляющие собой замкнутую ленту из последо-вательно шарнирно соединенных звеньев – траков.
Слайд 21: Железнодорожная травма (виды)
Удар движущимся железнодорожным транспортом Переезд колесами железнодорожного транспорта Падение с движущегося железнодорожного транспорта Сдавление вагонами Травма внутри вагонов при железнодорожных катастрофах
Слайд 27: Авиационная травма
Повреждения при авиационных происшествиях возникают: внутри самолета во время полета (раз-герметизация кабины или пассажирского салона, столкновение с летящим или неподвижным объектом, взрыв, пожар, отравление); внутри самолета при падении его и ударе о землю (повреждение от удара, взрыва и пожара); травма при нахождении самолета на земле (взрыв, пожар, отравление).
Слайд 28
К числу повреждающих факторов относят: 1) динамические перегрузки; 2) ударные перегрузки; 3) встречный поток воздуха; 4) взрывную декомпрессию; 5) высотную декомпрессию; 6) термическое воздействие; 7) токсические вещества, проникающие в кабину и салон; 8) тупые предметы, расположенные внутри кабины; 9) взрывную волну; 10) наружные части самолета; 11) твердый грунт.
Слайд 29: Воднотранспортная травма
При несчастных случаях в процессе экс-плуатации морских и речных судов повреж-дения обычно получают члены экипажа и пассажиры. В результате воздействия частей движу - щегося водного транспорта травму могут получать люди, находящиеся вне судна. В результате воздействия гребных винтов и ударов возникают грубые механические повреждения различных отделов тела.
Слайд 30: Вопросы, разрешаемые при экспертизе транспортной травмы
1. Какой вид транспортной травмы имел место (безрельсовый – автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед и др. или рельсовый – локомотив, ва-гоны, дрезина, трамвай и др.)? 2. Каков механизм возникновения повреждений (наезд, переезд, внутри транспортного средства, падение с транспорта, комбинированный), их фаз-ность и последовательность (удар, падение, сдав-ление, скольжение, волочение и пр.)? 3. Какими частями движущегося транспортного средства могли быть причинены повреждения?
Слайд 31
4. Где локализуется место первичного прило-жения силы? Каково направление травматичес-кого воздействия? 5. Каково возможное взаиморасположение человека и частей транспортного средства при возникновении повреждений? 6. Имело ли место одновременное или пос-ледовательное образование повреждений? 7. Могли ли образоваться выявленные повре-ждения при воздействии конкретного транспорт-ного средства?
Слайд 32
8. При авиационных происшествиях: а) Каково положение (поза) тел членов экипажа и пассажиров в момент травмы? б) Каково основное направление травми-рующего воздействия? в) Имело ли место воздействие на потерпев-ших каких-либо неблагоприятных факторов во время полета (перепад давления, кислородное голодание, перегрузка и др.)? г) Страдали ли члены экипажа какими-либо заболеваниями и не могли ли они состоять в причинной связи со смертью?
Слайд 33
9. Воднотранспортная травма: а) От действия каких частей транспорта могли возникнуть повреждения? б) Прижизненно или посмертно образование повреждений? в) Каков срок пребывания трупа в воде?
Слайд 34: Падение с высоты
В отличие от других видов повреждений тупыми предметами, при падении движется тело человека, а повреждающий предмет (поверхность, на которую падает тело) – неподвижен. Различают два вида падения : с высоты на плоскости (с высоты собственного роста).
Слайд 35
Падение с высоты подразделяют на: прямое (беспрепятственное ), при котором основные повреждения на теле образу-ются от однократного одностороннего ударного воздействия от поверхности падения; непрямое (ступенчатое, последова-тельное ), при котором тело во время движе-ния сталкивается с выступающими предмета-ми, расположенными на различной высоте (балконы, навесы, карнизы и пр.); свободное (самостоятельное); несвободное (совместно с какими-либо предметами, конструкциями или сооружения-ми).
Слайд 36
Если каждому из перечисленных видов падения предшествует предварительное ускорение (прыжок, толчок и др.), то оно является активным, а при отсутствии предварительного ускорения – пассив - ным. В зависимости от перемещения частей тела относительно друг друга во время полета различают координированное и некоординированное падение. -
Слайд 37
По положению тела в момент приземления принято выделять падение в вертикальном положении с приземлением на стопы, голени, ягодицы, голову, в горизонтальном положении, когда тело падает на переднюю, заднюю или одну из боковых поверхностей (плашмя), в положении тела под острым углом. По характеру поверхности приземления выделяют падение на горизонтальную поверхность (плоскость) и наклонную поверхность. Та и другая может быть ровной, гладкой и неровной.
Слайд 38
При падении на туловище (плашмя) обычно отмечаются незначительные наружные повреж-дения в виде ссадин и кровоподтеков и выражен-ные внутренние повреждения. Для падения с высоты характерны переломы костей, образующиеся вдали от места приложения силы: вколоченные переломы трубчатых костей нижних конечностей, компрессионные переломы тел позвонков, кольцевидные переломы основа-ния черепа, а также прямые переломы различных костей скелета, в том числе пяточных костей.
Слайд 40
В случаях падения с высоты наблюдаются так на-зываемые признаки общего сотрясения тела, представляющие собой повреждения внутренних органов и их фиксирующего аппарата: кровоизли-яния в прикорневую зону легких, парааортальную клетчатку, связки печени, ворота почек и селезен-ки, брыжейку тонкой кишки, частичные или пол-ные отрывы и разрывы внутренних органов, по-вреждение связочного аппарата. Эти признаки тем значительнее и тем выраженнее, чем больше высота падения.
Слайд 43
При падении человека с высоты собствен - ного роста говорят о падении на плоскости. В этих случаях наиболее часто повреждается голова. В местах приложения силы обычно возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы лицевого или мозгового отделов черепа. Нередки случаи внутричерепной травмы в виде кровоизлияний под оболочки и в вещество головного мозга, а также его сотрясения и ушиба, как в местах удара, так и противоудара. О падении на плоскость свидетельству е т также наличие повреждений на локтях (падение навзничь) или коленях и ладонях (падение вперед).
Последний слайд презентации: Лекция № 5: Вопросы, разрешаемые при СМЭ повреждений, возникающих при падении с высоты или из положения стоя на плоскость
1. Могли ли выявленные повреждения возникнуть при падении на плоскость из положения стоя? 2. Имеются ли повреждения, указывающие на пер-воначальное ускорение, приведшее к падению из положения стоя на плоскость? 3. Могли ли выявленные повреждения образоваться при падении с высоты? Если да, то какова возможная высота и условия падения (прямое, последователь-ное, свободное, несвободное)? 4. На какую следообразующую поверхность произо-шло падение с высоты? 5. С какой частью тела был первичный контакт?