Первый слайд презентации
ТЕМА: Система обучения иностранным языкам План Понятие «система обучения» и ее компоненты Подход к обучению как методическая категория Цели и задачи обучения Содержание обучения ИЯ
Слайд 2: Система -
упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. 1. Понятие «система обучения» и ее компоненты
Слайд 4: Система обучения ИЯ -
совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения.
Слайд 5: Система обучения ИЯ
– функциональность – способность реализации системы в процессе обучения под влиянием поставленной цели; – сложность - состоит из многих компонентов (подсистем), которые в процессе обучения вступают в определенные взаимоотношения друг с другом и со средой; – открытость - система испытывает влияние со стороны среды и готова включать в свою структуру новые компоненты, отражающие достижения в развитии методики и смежных с нею дисциплин
Слайд 7: Формы обучения ИЯ
По взаимодействию обучаемого и обучающего - контактное и дистантное По способу организации - активное и информативное По связи содержания обучения с будущей профессией - контекстное и внеконтекстное По реализации в обучении принципа сознательности - интуитивное и сознательное По характеру взаимодействия между преподавателем и учащимися - ориентированное на учителя и ориентированное на ученика
Слайд 8
2. Подход к обучению как методическая категория Термин подход к обучению (англ. approach - подход, подступ) был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им. Будучи компонентом системы обучения языку, подход выступает в качестве самой общей методологической основы обучения, характеризуя существующие точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения. М.В. Ляховицкий называет четыре общих подхода, определяемых им с позиции психологии овладения языком: – бихевиористский - овладение языком путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы; – индуктивно-сознательный - овладение языком в результате наблюдения над речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи; – познавательный (когнитивный) – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкции к речевыми навыкам и умениям на основе усвоенных знаний; – интегрированный – органическое соединение в ходе занятий сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками и умениями.
Слайд 9: По объекту обучения
языковой подход - ориентация занятий на овладение языком как системой, состоящей из единиц языка разного уровня и правил их построения и использования в общении; речевой подход - обучение строится на основе речевых образцов, отражающих содержание актуальных для обучающихся сфер, тем и ситуаций общения; речедеятельностный подход - речевая деятельность как процесс приема и передачи информации, обусловленный ситуацией общения и опосредствованный системой языка.
Слайд 10: По способу обучения языку
прямой (интуитивный) подход - овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного языка из системы обучения; сознательный (когнитивный) подход - осознание, понимание учащимися единиц языка и формирование способности объяснять выбор и употребление таких единиц в процессе общения; деятельностный подход - постановка и решение учащимися конкретных учебных задач в ситуации реального общения; социокультурный подход - тесное взаимодействие языка и культуры его носителей.
Слайд 11
Цель обучения - заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. 3. Цели и задачи обучения
Слайд 12
Цели обучения сформулированы в: законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), госстандартах, программах.
Слайд 13
Коммуникативная компетенция - «способность решать средствами ИЯ актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» (Азимов Э.Г, Щукин А.Н.). Коммуникативная компетенция - это способность человека адекватно ситуации реального общения организовать свою речевую деятельность в говорении, письме, чтении и аудировании (Зимняя И.А.).
Слайд 14
Коммуникативная компетенция включает следующие виды компетенции: лингвистическую c оциолингвистическую дискурсивную стратегическую социокультурную социальную.
Слайд 15
Лингвистическая компетенция – это способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения
Слайд 16
Социолингвистическая компетенция - это способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом.
Слайд 17
Социокультурная компетенция – готовность и способность к ведению диалога культур, готовность и способность жить и взаимо-действовать в современном поликультурном мире.
Слайд 18
Дискурсивная компетенция – представляет собой целостную способность порождать и воспринимать тексты различных типов (жанров) для достижения коммуникативного намерения субъекта речи в определенной ситуации общения.
Слайд 19
Стратегическая компетенция — это способность использовать вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась (переспрос, запрос нового слова, повторное прочтение фразы, непонятного места в тексте, использование жестов, мимики и др.).
Слайд 20
Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Слайд 21: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
21 Лингвистичес -кая компетенция Дискурсивная компетенция Прагматическая компетенция Стратегическая компетенция Социокультур-ная компетенция Оформление речи Построение текстов Достижение цели Обход препятствий Учет культуры Лексика и грамматика Диалог и монолог Намерение = = результат Стратегии речи Нормы и традиции Лексико-грамматические навыки Коммуникативная деятельность Передача и восприятие смысла Гибкость речевых форм Предупреждение культурного шока Работа с лексико-грамматическим материалом Типология коммуникативных заданий Обучение пониманию и соответствию смысла Формирование стратегий коммуникации Социокультурные, кроскультурные и межкультурные стратегии Ученик Учитель
Слайд 22: Цели обучения
практическая - овладение учащимися языком как средством общения, а также формирование ряда общеучебных умений ; общеобразовательная - использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения их кругозора, знаний о стране изучаемого языка и - посредством языка - об окружающем мире в целом ; воспитательная - отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование положительного отношения к языку, культуре народа, говорящего на этом языке, отношения, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности ; развивающая - деятельность преподавателя, направленная на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, таких свойств личности, как устойчивые положительные эмоции, волевые качества, память и др.
Слайд 23: Задачи обучения -
объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий
Слайд 26
Содержание обучения – совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения 4. Содержание обучения ИЯ
Слайд 27
Содержание обучения ИЯ включает: Лингвистический компонент Психологический компонент Методологический компонент
Слайд 28
Содержание обучения ИЯ включает : сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.); ЯМ, правила его оформления и навыки оперирования ими; комплекс специальных (речевых) умений; систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны ИЯ, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими; учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда.
Слайд 29: Принципы отбора содержания обучения
необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения; доступность содержания обучения для его усвоения.
Слайд 30: Содержание обучения
Объект обучения (teaching) Объект усвоения(learning) Результат обучения (competence) Язык (language) Знания (knowledge) Языковая компетенция (linguistic competence) Речь (speech) Навыки (habits) Речевая компетенция (speech activites) Речевая деятельность (speech a ctivit i es) Умения (skills) Коммуникативная компетенция (intcrcultuval competence) Культура (culture) Межкультурная коммуникация (intercultural competence) Социокультурная компетенция (sociocultural competence)
Слайд 31
Аспекты Компоненты Предметный Сферы общения (бытовая, социально-культурная, учебная и профессиональная); темы, составляющие предмет обсуждения/ восприятия и входящие в сферы речевого общения; ситуации общения письменные и устные; тексты, которые представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний; социокультурный компонент; языковые знания и навыки Процес-суальный Речевые навыки; речевые умения; компенсационные умения; учебные умения, связанные с интеллектуальными процессами; учебные умения, связанные с организацией учебной деятельности