Первый слайд презентации: Лекция №1: «Введение в основы детской невропатологии. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии» (2 часа)
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ НЕВРОПАТОЛОГИИ» Передриенко Георгий Анатольевич
План лекции. 1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». 2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. 3. Детская невропатология и специальная педагогика. 4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Лекция №1: «Введение в основы детской невропатологии. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии»
Слайд 3
Основная литература: 1. Гуровец Г.В. Детская невропатология: учебник для средних специальных учебных организаций и вузов (бакалавров) / Г.В. Гуровец. – М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2021. – 303 с. 2. Уманская Т.М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учеб. пособие для студентов-бакалавров высших учебных заведений дефектологических факультетов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова / Т.М. Уманская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – 296 с. Дополнительная литература: 1. Козлов В. И. Анатомия нервной системы: учебное пособие для студентов / В. И. Козлов, Т.А Цехмистренко. – 3-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2022. – 213 с. 2. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев, В.А. Правдивцев. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –. 368 с.
Слайд 4
1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». Медицинский курс «Основы детской невропатологии» является базисным для целого ряда медицинских и психолого-педагогических специальностей. В нем рассматриваются: особенности строения нервной системы; причины заболевания; клинические проявления болезней; остаточные явления перенесенных заболеваний.
Слайд 5
1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». «Детская невропатология» является ветвью общей невропатологии, рассматривающей особенности формирования нервной системы, поэтапное включение функциональных систем, психомоторное развитие ребенка, болезни нервной системы и остаточные явления перенесенных заболеваний.
Слайд 6
1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». Ребенок – это продукт биологического и социального. Для рождения здорового ребенка необходимо физическое здоровье родителей ( биологическая основа ) и благоприятные условия жизни ( социальная надстройка ). Нарушение взаимодействия этих факторов приводит к возникновению патологии внутриутробного периода развития, оказывающей влияние на формирование внутренних органов, слуха, зрения, моторики, нервной системы в целом, что приводит к различным отклонениям в жизнедеятельности организма.
Слайд 7
1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». Задачей воспитателя и педагога дошкольного учреждения является правильное понимание возможных отклонений в развитии ребенка, создание условий для компенсации и коррекции пострадавших функций. Для понимания отклонений в развитии ребенка необходимо знать основы детской невропатологии. В курсе «Основы детской невропатологии» раскрываются основные закономерности развития нервной системы; причины заболеваний; клинические проявления болезней. Особое внимание уделяется остаточным проявлениям перенесенных заболеваний, с которыми сталкиваются в своей работе воспитатели и педагоги дошкольных образовательных организаций.
Слайд 8
1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». Перенесенные детьми соматические и инфекционные заболевания, а также травмы черепа различной степени выраженности оставляют след, который представляет собой различную патологию в области моторики, речи, слуха, зрения, интеллектуальной деятельности, поведения, с которыми приходится сталкиваться не только врачу, но и воспитателям и педагогам общеобразовательных и специализированных дошкольных организаций. Все это обусловливает необходимость изучения педагогическим персоналом основ детской невропатологии.
Слайд 9
1. Цели и задачи курса «Основы детской невропатологии». Воспитатель и педагог будут работать в тесном контакте с врачом, так формируется единый медико-педагогический подход к ребенку с отклонениями в развитии, комплексное воздействие и решение сложных диагностических и коррекционных проблем, наблюдение за состоянием ребенка, создание специальных методов лечебно-педагогического воздействия. За время изучения медицинского курса «Основы детской невропатологии» студенты должны приобрести теоретические и практические знания по детской невропатологии и патологии речи, научиться критически оценивать литературные источники, использовать полученные данные в работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии.
Слайд 10
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Формирование невропатологии как самостоятельной научной дисциплины в России связано с именем Алексея Яковлевича Кожевникова (1836—1902), которому в 1869 году правление Московского университета поручило организовать кафедру нервных и душевных болезней.
Слайд 11
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900). Он занимался изучением аномального детства (тяжелых форм слабоумия). Им описана форма алкогольного полиневрита (множественное воспаление периферических нервов). С.С. Корсаков был одним из основоположников общества невропатологов и психиатров и журнала «Невропатология и психиатрия», существующего до нашего времени. .
Слайд 12
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Владимир Карлович Рот (1848—1916) – один из талантливых клиницистов-невропатологов своего времени. Его работы посвящены изучению заболеваний нервной системы детского возраста. Им был написан специальный учебник по данной тематике.
Слайд 13
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Владимир Александрович Муратов (1865—1916) работал на кафедре нервных болезней Московского университета. В своих лекциях при описании того или другого заболевания обращал внимание на причины, обуславливающие развитие данной болезни и механизмы ее развития. Он стремился выделять обособленные группы заболеваний нервной системы и подчеркивал связь их с другими близкими клиническими формами. Большое внимание В.А. Муратов уделял заболеваниям нервной системы у детей, интересовался психопатологией детского возраста. «По существу, - писал он, - изучение нервных и душевных расстройств сливается в одну специальность и представляется частями одного и того же предмета» (Муратов В.А. Руководство по изучению болезней нервной системы. 1917).
Слайд 14
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) – широко известный среди неврологов Московской школы, деятельность которого отличалась исключительной разносторонностью. Он занимался вопросами анатомии и функций нервной системы, опубликовал ряд клинических работ на различные темы в области детской и взрослой неврологии. Проявляя большой интерес к изучению детской невропатологии и психиатрии, Г.И. Россолимо впервые в России организовал институт детской психологии и неврологии, в котором проводились конференции с участием педагогов в разборах детей с аномальным развитием. Он был одним из организаторов Общества невропатологов и психиатров, организатором Психологического общества при Московском университете, принимал активное участие в работе специальных съездов, связанных с воспитанием и обучением слепых, глухих и умственноотсталых детей, а также являлся непременным лектором на различных курсах усовершенствования учителей специальных школ.
Слайд 15
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Наряду с московской неврологической школой существовала и петербургская, представителем которой был Иван Михайлович Балинский и его коллеги – Иван Павлович Мержеевский, Владимир Михайлович Бехтерев и другие. Иван Михайлович Балинский (1827—1902) организовал первую кафедру неврологии и психиатрии, готовил кадры специалистов. Его основные работы посвящены изучению различных психических расстройств, а также одно из наиболее ранних систематических изложений дефектов воспитания и роли их в формировании патологических качеств психики.
Слайд 16
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Иван Павлович Мержеевский (1838—1908) – один из учеников И.М. Балинского, много работал над выяснением особенностей мозговой коры при психозах и слабоумии, при прогрессивном параличе и других психических расстройствах. Особенно много сделал И.П. Мержеевский в области детской психоневрологии. Изучая патолого-анатомические изменения в мозгу глубоко отсталых детей (микроцефалов), он доказал, что слабоумие в этих случаях связано с перенесенной во внутриутробном или раннем возрасте инфекцией, в силу чего возникает недоразвитие нервных клеток. Возможностью дозревания нервных клеток объясняется некоторое улучшение в общем состоянии ребенка.
Слайд 17
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) крупнейший представитель петербургской школы невропатологов и психиатров, научная деятельность которого приобрела мировую известность. Его исследования касались как невропатологии, так и психиатрии. Им написано большое количество работ клинического характера по изучению рассеянного склероза, мозжечковых расстройств при алкоголизме, хронической эпилепсии и других. Особенно большая работа проведена В.М. Бехтеревым в области анатомо-физиологического обоснования неврологии и психиатрии, большие исследования проведены в области локализации функций в коре головного мозга. В.М. Бехтерев положительно воспринял рефлекторную теорию Иван Петровича Павлова и описал сочетательный тип рефлексов головного мозга. В.М. Бехтерев занимался вопросами неврологии и психиатрии детского возраста. Им был организован институт по изучению развития ребенка с раннего детского возраста, где велись наблюдения и изучение детей, их воспитание и обучение. .
Слайд 18
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Развитие детской невропатологии в XIX – XX веках тесно связано с развитием педиатрии, видными представителями которой являлись: Нил Федорович Филатов (1847—1902)
Слайд 19
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Развитие детской невропатологии в XIX – XX веках тесно связано с развитием педиатрии, видными представителями которой являлись: Николай Петрович Гундобин (1860—1908)
Слайд 20
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Развитие детской невропатологии в XIX – XX веках тесно связано с развитием педиатрии, видными представителями которой являлись: Александр Алексеевич Колтыпин (1883—1942)
Слайд 21
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Изучение нейроинфекций в детском возрасте связано с именами: Михаил Семёнович Маргулис (1879—1951)
Слайд 22
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. Изучение нейроинфекций в детском возрасте связано с именами: Давид Соломонович Футер
Слайд 23
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. В развитие детской невропатологии в дальнейшем внесли большой вклад: Мария Борисовна Цукер (1901—1985)
Слайд 24
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. В развитие детской невропатологии в дальнейшем внесли большой вклад: Николай Васильевич Коновалов (1900—1966)
Слайд 25
2. Краткие сведения о врачах – основоположниках невропатологии. В развитие детской невропатологии в дальнейшем внесли большой вклад: Мария Борисовна Эйдинова, Елена Николаевна Винарская, Елена Михайловна Мастюкова (1928—2004).
Слайд 26
3. Детская невропатология и специальная педагогика. . Еще в XIX – XX веках основоположники детской невропатологии привлекали к совместной деятельности педагогов, показывая тем самым необходимость совместной деятельности врача, педагога и воспитателя дошкольных и школьных учреждений для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Невропатология – раздел медицинской науки, посвященный изучению причин и механизмов, вызывающих нарушения нервной деятельности.
Слайд 27
3. Детская невропатология и специальная педагогика. . Однако изучение патологии нервной системы невозможно без предварительного ознакомления со строением и функциями ее в нормальном состоянии. Вот почему в пособиях по невропатологии, рассматривающих в основном различные формы поражения нервной системы, уделяется значительное внимание анатомии и физиологии нервной системы в норме. В специальных разделах по нейрофизиологии раскрываются предпосылки умственной деятельности, эмоций, речевых функций в норме и патологии. Таким образом, углубляясь в изучение нервной системы студент и работающий воспитатель все яснее осознает большую роль человеческого мозга в создании науки, техники, искусства. Особенно важным является изучение неврологии и невропатологии педагогами и воспитателями, работающими с детьми, страдающими различными отклонениями от нормы.
Слайд 28
3. Детская невропатология и специальная педагогика. . Педагогическая наука развилась самостоятельно и не всегда была связана с медициной. Некоторые педагоги отрицали возможность и необходимость учета особенностей состояния ребенка, игнорируя природу ребенка, его соматические и психические особенности. Однако прогрессивные деятели педагогической науки во всех странах осуждали такое направление и приветствовали желание педагогов все узнать о своем ученике.
Слайд 29
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Так, известный славянский (чешский) педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» указывал, что нередко педагоги оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда знакомится с качеством материала, из которого он собирается сделать продукцию. Педагог же, приступая к воспитанию и обучению ребенка, часто не интересуется психическими и физиологическими особенностями его натуры.
Слайд 30
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Позднее, в XVII веке, известный английский педагог Джон Локк (1632—1704) в своих работах особенно подчеркивал значение физического здоровья ученика для его умственного развития и обращал внимание на полезное действие закаливания детского организма.
Слайд 31
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Аналогичные взгляды, направленные на необходимость серьезной постановки физического воспитания в школе, в XIX веке высказывал английский ученый, педагог и философ Герберт Спенсер (1820—1903). Он отмечал, что при неправильно организованном педагогическом процессе происходит систематическое утомление нервной системы ребенка и последующее неправильное формирование детского организма. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в привлечении врача к работе в школе. Г. Спенсер особенно подчеркивал роль врача в вопросах правильного воспитания.
Слайд 32
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Прогрессивные русские педагоги и писатели, общественные деятели неоднократно обращали внимание на роль физического здоровья для полноценной функции ума. Они подчеркивали необходимость ознакомления педагогов с основными физиологическими особенностями детского организма. Так, еще в XVIII веке Александр Николаевич Радищев (1749—1802) писал, что учителю нужно не только обучать наукам, но и знать законы, управляющие душой ребенка, и их материальную сущность.
Слайд 33
3. Детская невропатология и специальная педагогика. В своих работах уделяли большое внимание гигиене воспитания, указывали на важное значение физического здоровья для развития духовных сил ребенка: Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889)
Слайд 34
3. Детская невропатология и специальная педагогика. В своих работах уделяли большое внимание гигиене воспитания, указывали на важное значение физического здоровья для развития духовных сил ребенка: Николай Александрович Добролюбов (1836—1861)
Слайд 35
3. Детская невропатология и специальная педагогика. В своих работах уделяли большое внимание гигиене воспитания, указывали на важное значение физического здоровья для развития духовных сил ребенка: Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868)
Слайд 36
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1823—1871) придавал особенно важное значение естественнонаучным дисциплинам в деле подготовки учителя. В своем труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский писал, что настанет время, когда в план подготовки учителя как обязательные предметы будут включены такие естественнонаучные дисциплины как анатомия, физиология, гигиена. Без этих наук он не представлял себе правильной организации дела подготовки учителя.
Слайд 37
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Во второй половине XIX века вопросами воспитания и обучения как нормальных, так и аномальных детей заинтересовываются ряд отечественных врачей, посвятивших часть своих работ вопросам физического воспитания, школьной гигиены, патологической психологии: Григорий Яковлевич Трошин (1874—1939), Федор Федорович Эрисман (Фридрих Гульдрейх ) (1842—1915), Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) и другие. Взаимоотношения естественных и общественных наук остается актуальным, так как специальная педагогика – воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – относится к наукам общественного цикла, но не может обходиться без естественных наук (физиологии и медицины), которые раскрывают основные законы психической деятельности ребенка.
Слайд 38
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Учение Ивана Петровича Павлова (1849—1936) о высшей нервной деятельности помогает раскрыть законы психологии, философии и педагогики, расширяет его значение как для теории познания, так и для общежитейской практики. Значение естественнонаучной основы неоспоримо для педагогики, раздел которой посвящен обучению, воспитанию и приспособлению к социально полезной деятельности аномальных детей.
Слайд 39
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Кто такие аномальные дети? Аномальные дети – это дети : с поражением нервной системы и органов чувств; с недоразвитием речи и умственной деятельности; с расстройствами двигательной сферы; нуждающиеся в специальном воспитании и обучении.
Слайд 40
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Опыт показывает, что чем раньше начато лечение, обучение и воспитание детей, тем лучше и активнее дети познают внешний мир, включаются в полезную трудовую деятельность.
Слайд 41
3. Детская невропатология и специальная педагогика. В детских садах для детей с отклонениями в развитии используют специальные методы воспитания и обучения, опирающиеся на учение о компенсаторных возможностях и зонах ближайшего развития. Сущность компенсации в подобных случаях заключается в том, что при соответствующей совместной работе врача, педагога и воспитателя нервная система ребенка приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере были бы утрачены или ослаблены.
Слайд 42
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Благодаря специальным занятиям дети приспосабливаются к труду, дальнейшей учебе и жизни. Организация специальных дошкольных учреждений дает возможность ранней профильной подготовке детей к дальнейшему обучению в школе массовой или в специальной в зависимости от основного дефекта и степени тяжести его последствий. Улучшение в динамике развития аномального ребенка, которое постепенно начинает сказываться во всех проявлениях его деятельности, осуществляется на основе сложных процессов перестройки нервной системы, и в особенности высших ее отделов – коры головного мозга.
Слайд 43
3. Детская невропатология и специальная педагогика. Знание педагогом и воспитателем специальных учреждений основных закономерностей деятельности нервной системы в норме и патологии помогает ему в работе с детьми, становится понятной сложная структура нервно-психической деятельности ребенка, его поведения и подходы к нему. Воспитатель должен быть ориентирован в опросах детской психопатологии, иметь представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей. Эти знания помогут выбрать оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности.
Слайд 44
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Медицинская дисциплина «Невропатология» является фундаментальной для некоторых медицинских и психолого-педагогических дисциплин, она также – естественнонаучная основа специальной педагогики. Детская невропатология является одной из важных медицинских дисциплин: она объединяет невропатологию с педиатрией. Изучению курса невропатологии предшествуют такие дисциплины, как: «Возрастная анатомия и физиология ребенка»; «Основы генетики». «Невропатология» является базисной для таких дисциплин, как: «Неврологические основы логопедии»; «Психопатология»; «Клиники интеллектуальных нарушений»; психологических и педагогических дисциплин.
Слайд 45
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Для педагогов изучение медицинской дисциплины «Невропатология» требует особой специфики преподавания и изложения материала. Медицинская литература, адресованная врачам, сложна для восприятия педагога. В данном курсе для специального дефектологического образования освещаются вопросы : особенности строения и формирования нервной системы в возрастном аспекте; особенности физиологии нервной системы, то есть особенности выполнения нервной системой своей функции в разном детском возрасте; причины возникновения, механизмы течения и остаточные проявления неврологических заболеваний.
Слайд 46
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Нервная система в разные возрастные периоды может быть разной, особенно ярко эти различия выражены в детском возрасте, так как в этот период она находится в стадии созревания и становления и претерпевает изменения даже в норме. Знание механизмов деятельности мозга позволяет понять закономерность функционирования всех систем организма, так как нервная система осуществляет запуск, контроль и регулирование всех органов человеческого организма.
Слайд 47
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Особое внимание уделяется тем неврологическим заболеваниям, которые могут привести к нарушениям психофизического развития ребенка. Знания, полученные при изучении дисциплины «Невропатология», позволяют дефектологу лучше представлять формирование дефекта у детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии разной степени выраженности, у детей с задержкой речевого развития, с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Все эти группы детей требуют разного подхода, разных коррекционных методик работы с ними. Причины, вызывающие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) у детей, чаще всего выражены поражениями нервной системы, которые могут возникать во время внутриутробного развития, родов и в раннем постнатальном периоде.
Слайд 48
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. В последние годы наблюдается все больше комбинированных нарушений. Дефектологу приходиться работать с ребенком, имеющим отклонение в развитии, и ему важно представлять локализацию и механизм формирования очага поражения. Это необходимо для того, чтобы выстроить правильно подходы к обучению и социализации этих детей. Не зная причин, вызывающих поражение, достаточно сложно будет использовать приемы и методы коррекционного воздействия. Знание невропатологии создает у студента представление о характере работы нервной системы в норме и при неврологических заболеваниях.
Слайд 49
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Обучающийся должен знать : анатомо-физиологические закономерности развития и формирования нервной системы в возрастном аспекте, начиная с раннего детского возраста; развитие сенсорных систем и формирование функциональных систем организма, позволяющих функционировать центральной нервной системе и речевой функциональной системе; клинические проявления основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы; особенности проявления и возникновения речевой патологии у детей; механизмы компенсации при различных патологических процессах; методы исследования в невропатологии.
Слайд 50
4. Значение невропатологии для педагогов и дефектологов. Обучающийся должен уметь : распознавать симптомы и синдромы неврологических заболеваний; определить патологические рефлексы; определить мышечную силу и измененный тонус мышц; дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы; проводить обследование больного ребенка; сочетать лечебные и педагогические методы коррекции; работать совместно с врачами в медико-психолого-педагогических комиссиях и консультациях. Обучающийся должен владеть : навыками работы со специальной медицинской, биологической и психолого - педагогической литературой.
Последний слайд презентации: Лекция №1: «Введение в основы детской невропатологии. Цели и задачи курса
Вопросы к лекции: Как развивалась наука невропатология? Какое значение имеют знания по детской невропатологии для педагогов специального образования? Каких ведущих специалистов в области невропатологии Вы знаете? Каково значение невропатологии для педагогов и дефектологов? Какими знаниями и умениями должен овладеть студент после изучения курса «Основы детской невропатологии»?