Методика социально-педагогической работы с семьей — презентация
logo
Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Что такое семья?
  • Каковы функции семьи?
  • Когда социальный педагог должен работать с семьей?
  • Типология семей 1. По способу борьбы с трудностями
  • Типология семьи по ее функциональной состоятельности Семьи можно условно разделить на функционально состоятель­ные и функционально несостоятельные («группа
  • педагогически несостоятельные с е м ь и
  • Типология семьи по типу воспитательных ошибок
  • Типология семьи по типу воспитательных ошибок
  • По достатку
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • По количеству детей
  • Основные проблемы многодетных семей:
  • 2. Диагностика семьи
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Социально-педагогический мониторинг семьи
  • Принципы мониторинга
  • Подсистемы семьи
  • Карта семьи
  • Карта семьи
  • Паспорт семьи
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • 3.Направления работы социального педагога семьей
  • Юридическая помощь
  • Организация досуга, помощь в трудоустройстве
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
  • 4. Методика социального патронажа и надзора
  • Особенности патронажа
  • Этапы социального патронажа
  • 2 этап. Вхождение в семью
  • 3-й этап. Сбор информации о семье:
  • Документы патронажа
  • Заключительные этапы
  • Методика социально-педагогической работы с семьей
1/40

Социально педагогическая типология семей Диагностика семьи Направления работы социального педагога семьей Методика социального патронажа и надзора

Изображение слайда

Слайд 2: Что такое семья?

Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей. Ее отличают единое экономическое основание" общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Изображение слайда

Репродуктивная Релаксационная Экономическая Воспитательная (социализирующая) Социальный контроль

Изображение слайда

Именно тогда, когда семья испытывает трудности в реализации своих функций, либо перестает их осуществлять

Изображение слайда

Слайд 5: Типология семей 1. По способу борьбы с трудностями

Гибкие семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний Закрытые семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.) Кризисные семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису

Изображение слайда

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием – 1) криминально-аморальные семьи 2) Асоциально-аморальные семьи Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием 1) конфликтные семьи 2) Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные с е м ь и

Изображение слайда

Слайд 7: педагогически несостоятельные с е м ь и

неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Формирование антиобщественных ориентаций у детей происходит по­тому, что из-за педагогических ошибок, тяжелая морально-психологическая атмосфера - здесь утрачивается воспитательная роль семьи

Изображение слайда

Слайд 8: Типология семьи по типу воспитательных ошибок

Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания Семьи с позицией «круговой обороны воспитания» Семьи с демонстративным стилем воспитания Семьи с педантично-подозрительным стилем Семьи с жестко-авторитарным стилем

Изображение слайда

Слайд 9: Типология семьи по типу воспитательных ошибок

Семьи с увещевательным стилем воспитания Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Семьи с непоследовательным стилем воспитания

Изображение слайда

Слайд 10: По достатку

Благополучные Неблагополучные ( Малообеспеченные семьи, семьи с родителями-безработными )

Изображение слайда

Слайд 11

II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются: Материальный уровень семьи: а) материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки); б) материальные потребности семьи - в пределах нормы, завышенные, заниженные; в) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ – преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду предметы быта, украшения); преимущественное расходом средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств; г) отношение детей к материальным ценностям - адекватное, потребительское, безразличное.

Изображение слайда

Слайд 12: По количеству детей

Бездетные Малодетные (1-2) Многодетные (3 и более ребенка)

Изображение слайда

Слайд 13: Основные проблемы многодетных семей:

материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается); проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем; проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей); рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях; проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования); проблемы с воспитанием детей

Изображение слайда

Слайд 14: 2. Диагностика семьи

Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. В настоящее время социальные педагоги осуществляют социально-педагогический мониторинг семьи

Изображение слайда

Слайд 15

Социальные стресс-факторы Со стороны родителей Со стороны ребенка Безработица, плохое жилье, неполная семья, многодетная семья, скученность, религиозность, социальная изоляция Психические заболевания, алкоголизм обоих, одного, наркомания обоих, одного, проблемы брака, трудности в воспитании, отсутствие любви к ребенку Психическое заболевание, инвалидность, врожденное заболевание, хронические заболевания, трудный ребенок, отклонения в поведении Оценка стресс-факторов в семье (необходимое подчеркнуть или вписать дополнительно)

Изображение слайда

Слайд 16: Социально-педагогический мониторинг семьи

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, происходящих в семье, принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Изображение слайда

Слайд 17: Принципы мониторинга

достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов

Изображение слайда

Слайд 18: Подсистемы семьи

Брачная подсистема (муж—жена). Родительская подсистема {мать—отец). Подсистема «братья-—сестры». Подсистема «родители—дети».

Изображение слайда

Слайд 19: Карта семьи

В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи»: список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения краткие характеристики членов семьи; наиболее важные для каждого члена семьи события; анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональ­ный климат); описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологиче­ская, коммуникативная ситуация);

Изображение слайда

Слайд 20: Карта семьи

сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне; анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем); оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.

Изображение слайда

Слайд 21: Паспорт семьи

«Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предпо­лагает регулярного обновления (за исключением каких-либо изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту. • Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживае­мым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение анкетирование, опросы, тестирование

Изображение слайда

Слайд 22

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Обеспечение безопасности ребенка Содействие оптимальному развитию ребенка Устранение последствий насилия или пренебрежения Улучшение внутрисемейных отношений и повышение функциональной способности семьи Индивидуальная помощь родителям УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ изучения СЕМЬИ Хорошо проведенное диагностирование Осознание родителями причиненного ими вреда ребенку Принятие родителями ответственности за дальнейшую судьбу ребенка Детально проработанный план работы с семьей Наличие необходимых специалистов и ресурсов Готовность семьи к сотрудничеству Объективная оценка результатов работы Отслеживание исполнения другими службами (образование, здравоохранения, занятости) своих обязательств

Изображение слайда

Слайд 23

Алгоритм изучения семьи Важно изучить: состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т. д.); жилищно-бытовые условия; материальную обеспеченность; воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный); характер взаимоотношений в семье: а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.); б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

Изображение слайда

Слайд 24: 3.Направления работы социального педагога семьей

К основным направлениям работы социального педагога семьями можно отнести: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей внутрисемейных отношений, !! что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организаций ;

Изображение слайда

Слайд 25: Юридическая помощь

оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав ребенка и т.п.;

Изображение слайда

Слайд 26: Организация досуга, помощь в трудоустройстве

направление в случае необходимости в службу психологической помощи; организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной тер­ритории; оказание помощи в трудоустройстве; содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессионального обучения

Изображение слайда

Слайд 27

Изображение слайда

Слайд 28

Социально-педагогическая помощь Образовательная Психологическая Посредническая обучение воспитание поддержка коррекция организация координация информирование Деятельность социального педагога с семьей включает три основные составляющие социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Изображение слайда

Слайд 29

Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого: во-первых, необходимо проанализировать проблемы ; во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами; в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

Изображение слайда

Слайд 30

Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, Работа с детьми с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганда здорового образа жизни.

Изображение слайда

Слайд 31

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями : со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т. д; со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам; со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей; со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. С полицией – постановка на учет несовершеннолетних правонарушителей и т.д.

Изображение слайда

Слайд 32

Социальный педагог Полиция (комиссия по делам несовершених ) Досуговые центры Вузы ( квалиф, научн помощь) Органы власти Наркологический диспансер ЛПУ ( Как пример) Взаимодействие социального педагога с различными структурами и организациями в СЗАО Центр социальной и психологической Социальные центры помощи Некомерческие организации, движения Суды

Изображение слайда

Слайд 33: 4. Методика социального патронажа и надзора

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоря­жении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий.

Изображение слайда

Слайд 34: Особенности патронажа

Социальный педагог одновре­менно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними Подключается к решению отдельных проблем этих семей.

Изображение слайда

Слайд 35: Этапы социального патронажа

Знакомство с семьей. Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего д говора между семьей и образовательным учреждением в лице с циального педагога. Договор не имеет юридической силы. - в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав

Изображение слайда

Слайд 36: 2 этап. Вхождение в семью

В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом : J осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума; выдвижение реально достижимых целей; создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения; хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу ; четкие представления о возможностях социального педагога образовательного учреждения и их границах, о способах и мето­дах его работы; необходимая своевременная и разносторонняя ( информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха; реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему; постепенное решение проблем.

Изображение слайда

Слайд 37: 3-й этап. Сбор информации о семье:

применение широкого диапазона методов сбора информации ; сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей; сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей; тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи; сопоставление информации из различных источников.

Изображение слайда

Слайд 38: Документы патронажа

Диагностические процедуры водятся СП, психологами, другими специалистами. Составляются акт обследования жилищно-бытовых условий Карта социальных связей семьи, Карта конфликта Карту семьи, Карта ребенка,

Изображение слайда

Слайд 39: Заключительные этапы

4) возможные теоретические и практические подходы к решению тех или иных проблем семьи. 5) подведение итогов, 6) 6-й этап. Выход из семьи.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методика социально-педагогической работы с семьей

Изображение слайда

Похожие презентации