Первый слайд презентации: Мухина Мария Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» г. Новозыбкова
Слайд 2: Методическая проблема
Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации
Слайд 3: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка
Слайд 4
1. Например, в 6 классе можно провести нетрадиционный урок-представление по теме «Диалектная лексика», чтобы познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству. Можно использовать народную музыку, игру. 2. При изучении темы «Архаизмы. Историзмы. Заимствованные слова» можно попросить ребят выписать из сказок А.С.Пушкина слова, которые отражают быт русского народа, его обычаи, традиции. 3. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства”. Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают тесную связь с историей, духовной культурой русского народа.
Слайд 6
Сохранение и развитие культурного многообразия на уроках родного языка, русского языка и литературы
Слайд 8: 2. На уроках родного языка допустимо сотрудничество с этнографами, коллекционерами, музеями региона
Последний слайд презентации: Мухина Мария Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия»
Культуроведческий и регионоведческий подход в методике обучения предполагает: усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии; формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучающихся, обогащение их словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере. Реализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности, которые в последние годы всё чаще встречаются в методике преподавания русского языка.