НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ — презентация
logo
НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • введение
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА И РЕЛИГИЯ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА И ИСКУССТВО
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Вопросы для самопроверки
1/18

Первый слайд презентации: НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Весь мир, пройденный человеческой мыслью можно представить себе в виде пряжи, сотканной из трехцветных ниток: черной нити магии, красной нити религии и белой нити науки. Д. Фрэзер Все разумное красиво. Все красивое разумно. Гегель

Изображение слайда

Слайд 2: введение

Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Знания формируются логически и чувственно. Мир постигается и мыслью, и сердцем, и душой. Поэтому в постижении мира человечество вырабатывало различные способы: мифология, религия, искусство, философия, наука. Мифы объясняли появление человеческого общества и мира, окружающего человека. Мифы являлись почвой для зарождения искусства. Разум человека, выстраивающий логическую цепочку умозаключений устройства мира, был орудием философов. Вера являлась олицетворением Знания для религии. Посредством искусства Душа, со всеми присущими ей эмоциональными красками, постигает бытие. На основе практических потребностей человека появилась Наука. Так создавалась культура. По определению С. И. Ожегова: «Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». Материальные ценности, созданные человеком, определяли материальную культуру. Духовная культура создавалась в виде различных форм познания и осмысления человеком бытия (мира).

Изображение слайда

Слайд 3

Наука является частью духовной культуры. Ценность науки состоит в ее стремлении и способности открыть через знания истину. Стремясь к истине, наука дает постоянное приращение знаний и поэтому выступает как сила, революционизирующая все виды человеческой деятельности. Латинское слово scientia в переводе означает «знание». С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» дал следующее определение слову «наука»: «Наука — система знаний о закономерностях развития природы, общества, а также отдельных отраслей знаний». Обратимся к изданию Большой Российской энциклопедии (М., 2004): «Наука —сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания». Объектами научных поисков являются природа и человек. Науки о природе (естественные науки) и науки о человеке и обществе (гуманитарные науки) в начале своего становления не были разделены. Но в процессе изучения и исследования вырабатывались отдельные подходы и принципы в освоении бытия. Попытка раскрыть взаимосвязь наук, увидеть закономерность этих связей, была предпринята в эпоху античности. Первая систематизация и классификация накопленного знания принадлежит Аристотелю. На этом этапе все знания делились на три главные области: природа (физика), общество (этика) и мышление (логика).

Изображение слайда

Слайд 4

На втором этапе классификации, предпринятой Ф. Бэконом (1561-1626), в основу был положен аналитический метод, позволивший учитывать свойства человеческого интеллекта — память (история), воображение (поэзия), рассудок (философия). Философия распадалась на ряд обособленных наук: математику, механику и др. Следующие этапы классификации наук вошли в историю применением разных принципов и методов классификации, что обусловило многообразие видов классификации. Так, Ф. Энгельс в своей системе классификации использовал формы движения материи. Он предсказывал, что на стыках основных наук (физики и химии; химии и биологии) возникнут великие открытия. Классификация современной науки основывается на раскрытии взаимосвязи трех разделов научных знаний: естествознания, общественных (социальных) наук и философии. Но какие бы ни были примеры классификации наук, их стержнем всегда являлось взаимоотношение философии и частных наук.

Изображение слайда

В системе общечеловеческой культуры философия занимает центральное место. Философия всегда была связана с наукой, ориентировалась на нее или противостояла ей. Имея дело с феноменом науки, необходимо четко отличать науку от других форм мыслительной деятельности. Философия (греч. «любовь к мудрости») строится на интуиции, помогает найти недоказуемые наукой идеи, согласовывает и обобщает их. Наука же не берется за изучение мира в целом, подобно философии. Представляя частное познание, наука требует эмпирической проверки. На начальном этапе научного познания мира наука была неотъемлемой частью философии - натурфилософии. Натурфилософия, возникнув около трех тысяч лет назад, была синонимом знаний о мире. Она представляла собой множество конкретных наук в форме учений. Философию отождествляли с наукой. Не случайно ученые античности были философами. Поэтому эпоха античности вошла в историю науки как эпоха философии.

Изображение слайда

Слайд 6

Натурфилософия разрабатывала конкретные знания, но не владела приемами передачи знаний. Поэтому возникла новая форма философии метафизика, которая давала не только знания, но и основания этих знаний. Исходным элементом метафизики была теория познания, т. е. то, что формирует методологию познания. Ключ к познанию есть философия. Аристотель заложил первый камень философии как науки. Гегель заявлял: «То, что философия утверждает для других наук, должно стать ее собственной сущностью». Философы много достигли в своем стремлении научить людей правильно мыслить. Сегодня научить правильно мыслить, приподнять обыденное сознание человека нового поколения, которое еще не приобрело нужный опыт, особенно важно. «Глаза рассудка начинают остро смотреть лишь тогда, когда прекращается острота зрения телесного...», — отмечал Сократ. «... Возможно ли привить эту способность старцев молодым? При поиске ответа на этот вопрос используем аналогию с развитием математики: переход от римской к десятичной системе счисления тысячу лет назад сделал умножение доступным детям, хотя ранее это было достоинством некоторых старцев. Возможен ли такой скачок в развитии иных форм интеллекта, в частности — в передаче способности умопостижения молодым людям?» — спрашивает А.Г.Войтов. Философия способна поднять духовность и обыденное сознание людей, объяснить им парадоксы жизни. Она дает импульс движению науки на ее пути к истине, снабдив ее методологическим орудием. Философия — арбитр сомнений. Неоспоримость ее доводов укрепляет (или разрушает) любой взгляд, любое суждение, поэтому наука и философия неразделимы

Изображение слайда

Религия, так же как философия, искусство и наука, призвана удовлетворять человеческую потребность в познании окружающего мира. В постижении бытия наука и религия избирают каждая свой путь, проводниками по этим путям для науки становится разум, для религии — вера. Этот факт не является преградой между наукой и религией, поскольку наука и религия отвечают на разные вопросы. Наука отвечает на вопрос «как?», но не может ответить на вопрос «зачем?». Появление религии — естественный процесс, который обусловлен потребностью человека в объяснении окружающего мира и своего места в нем. Привлекательность религии обусловлена: доступностью: религия понятна широкому кругу людей; эмоциональной поддержкой : особое значение приобретает религия для человека «в минуты роковые»; обещанием бессмертия; помощью и подсказкой в решении общечеловеческих проблем; поведенческим аспектом, определяющимся религиозной нравственностью: любая религия регулирует систему правил, которые распространяются на все сферы жизни и быта людей; заполнением лакун в духовном мире человека, которые не в состоянии заполнить имеющиеся знания.

Изображение слайда

Слайд 8

Особую силу имела религия в период средневековья. В это время религия подчинила себе неокрепшую науку и философию. В средние века церковь имела монополию на ученость и образование. Религиозное мировоззрение стало основой для формирования политических, правовых, экономических концепций. Любое другое восприятие мира считалось «ересью» и предавалось церковному суду (инквизиции). Быстрое развитие науки, начиная с Коперника и Галилея, привело к возникновению атеизма. Атеизм со своей трактовкой видения Мира отнюдь не доказывал истинность выдвинутой теории безбожия. Открытия во всех сферах науки, начиная с астрономии, психологии, социологии, не привели к доказательству атеистических утверждений. Вопрос создания Мира до сих пор остается открытым. Возникновение религии - это историческая необходимость. Религиозная вера сознательно никем не выдумана, но она дает народу представление о добре и зле, и потому выступает регулятором нравственных отношений в обществе. Обособляясь от религии, наука перестает выполнять нравственные функции.

Изображение слайда

Слайд 9

Может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную веру? Научная картина Мира ограничивается сферой опыта и не имеет прямого отношения к религиозным воззрениям. Ученый может быть как атеистом, так и верующим. Примерами называют Исаака Ньютона, который, открывая законы небесных тел, занимался богословием; Паскаля — гения математики и одного из творцов новой физики, который был величайшим религиозным мыслителем; Роберта Бойля — известного крупнейшего богослова своего времени; Макса Планка, который считал, что наука и религия не противоречат друг другу в своем объяснении Мира. Роджер Бэкон полагал, что человек всегда будет стремиться к истине, но будет находить только ту часть, которую Бог захочет сообщить людям.

Изображение слайда

Слайд 10

Каковы сегодня взаимоотношения науки и религии? Мнения различны. Наиболее популярно высказывание французского ученого Тейяра де Шардена (1881-1955): «... Религия и наука — две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить». Мнение этого ученого созвучно высказываниям папы Иоанна- Павла II: «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины. Сам Бог заложил в сердце человека желание познать истину и в конечном итоге познать Его, чтобы тот, познавая и любя Его, мог достичь полноты истины в себе самом».

Изображение слайда

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает определение: «Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Сложные, противоречивые отношения сложились между наукой и искусством. До сих пор ученые пытаются до конца понять эту связь, ставшую философской проблемой. Что объединяет эти, казалось бы, совершенно разные части духовной культуры? Прежде всего, сама культура, в которой наука и искусство выступают в виде ее граней. Наука и культура имеют много общего. Стремление к познанию. Познавательная мощь искусства не уступает достижениям науки. Искусство — это источник познания. Познание является первейшей задачей науки. Еще древние греки заметили удивительное свойство искусства: «поучать развлекая». Творчество. Произведение искусства, достижения в науке — это продукты творческих исканий человека. Интуиция. Она присутствует как в науке, так и в искусстве. Эти принципы в равной степени должны присутствовать в творчестве ученого и художника.

Изображение слайда

Слайд 12

Искусство открывает доступ к самым потаенным уголкам человеческого мышления. Художественное видение нередко предшествует научному, развивает интуицию ученого, способствует научному отражению мира. Г. Пирсон отмечал: «Все великие ученые были в известном смысле великими художниками; человек, не обладающий воображением, может собирать факты, но не сделает великого открытия». Наибольшего сближения наука и искусство достигли в эпоху Возрождения. Искусство и наука объединились в творчестве Леонардо да Винчи. Живопись для Леонардо была универсальным средством познания природы. Художественное воображение помогло Леонардо да Винчи увидеть гармонию и пропорции («золотое сечение») окружающего мира. Николай Коперник подошел к гелиоцентрической системе устройства Мира через восприятие гармонии и красоты. Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и теоретик искусства, стремился к научно обоснованным методам художественного познания мира. Пифагор связывал математику с музыкой гармонией чисел. Прекрасное рассматривалось как целое, части которого пропорциональны («золотая пропорция»).

Изображение слайда

Слайд 13

Научные интересы М. В. Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его в область изящных искусств. Особый интерес Ломоносов проявил к созданию мозаик из цветного стекла. Знаменитое панно «Полтавская баталия» выполнено на заводе, основанном Ломоносовым. Он создал также ряд мозаичных портретов, в том числе портрет Петра Первого. Ученый-химик А.П. Бородин создал замечательную оперу «Князь Игорь» и «Богатырскую симфонию». При своей способности открывать законы природы и переводить их на язык сухих формул ученые умели также наслаждаться прекрасным. Многие из них знали и любили музыку. Роберт Гук играл на органе, был хористом. Макс Борн был не только великолепным пианистом, но и сочинял замечательные стихи. Самое большое увлечение известного австрийского физика Людвига Больцмана была музыка. Больцман любил устраивать дома вечера камерной музыки, на которых сам исполнял партии на рояле. Навсегда в историю вошел дуэт двух физиков: Макс Планк — пианист, Альберт Эйнштейн — скрипач. Один из создателей квантовой электродинамики, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман питал слабость к ударным инструментам. Нильс Бор не имел музыкальных наклонностей, но умел глубоко понимать литературу, изобразительное искусство, особенно живопись и скульптуру. Д. И. Менделеев больше всего любил и понимал живопись. В многообразии художественных увлечений страстью великих ученых была литература. Альберт Эйнштейн, например, обожал Достоевского и даже говорил: «От Достоевского я получил несрав­ненно больше, чем от Гаусса». Энгельс отмечал, что из романов Бальзака он узнал об истории французского общества больше, чем из работ специалистов. В историю культуры некоторые ученые вошли как поэты и писатели: Ибн Сина, Омар Хайям, Джордано Бруно, Блез Паскаль, Михаил Ломоносов.

Изображение слайда

Слайд 14

В свою очередь, интерес к точным наукам проявляли деятели культуры, известные писатели, музыканты и художники. Например, Гете интересовался оптикой, пытаясь опровергнуть Ньютона в его теории спектрального разложения света. В начале XVIIIв. вопросами механического сочинения музыкальных произведений с помощью таблиц и игральных костей занимались многие известные композиторы, такие как Бах, Гайдн, Моцарт. Многие поколения ученых пытаются найти связь науки и искусства, объяснить феномен творчества с научной точки зрения. Вот некоторые из этих трактовок. Любое произведение искусства может быть закодировано в виде конечного числа цифр. Например, каждое слово поэмы состоит из букв, которые могут быть закодированы 33 цифрами. Ясно, что при таком соответствии одна длинная строка цифр может рассматриваться как кодированная запись поэмы. Аналогично обстоит дело в живописи. Полотно картины можно расчертить на мельчайшие клетки и цвет каждой клетки закодировать цифрами. Такое представление произведений живописи, в отличие от оригиналов, не подвержено разрушительному действию времени и может храниться веками. То же самое в музыке. Из анализа Фурье известно, что все звучание музыкального произведения, от первой ноты до последней, может быть представлено одной единственной кривой на экране осциллографа. Кривую можно с любой степенью точности кодировать цифрами.

Изображение слайда

Слайд 15

Таким образом, любое произведение искусства в любой области можно представить в виде набора конечного числа цифр. Число возможных комбинаций этих цифр огромно, но не бесконечно. Поэтому можно представить себе библиотеку, содержащую все возможные комбинации цифр. Подавляющее большинство комбинаций цифр в переводе на буквы, цвета и звуки не имеют никакого смысла. Но среди этих комбинаций есть и такие, которые имеют смысл и которые являются тем, что мы называем произведениями искусства. Существуют ли алгоритмы, которые позволят компьютеру выбрать из множества бессмысленных вариаций те, которые являются гениальными поэмами, картинами, симфониями? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Интересное объяснение феномена творчества дает теория инвариантности. Идея инвариантности состоит в том, что, хотя система в целом претерпевает последовательные изменения, некоторые ее свойства сохраняются неизменными. Существование инварианта в любом множестве неизбежно влечет за собой ограничение разнообразия. Поскольку любой закон природы подразумевает существование некоторого инварианта, то, следовательно, всякий закон природы есть ограничение разнообразия, а так как цель науки есть поиск законов, то наука занимается поиском ограничений разнообразия.

Изображение слайда

Слайд 16

В математике инвариантом называют функцию от преобразуемой величины, не изменяющую своего значения при преобразовании этой величины. Так, расстояние между двумя точками является инвариантным относительно переноса начала координат и поворота осей на любой угол. В лингвистике выделяют инварианты стихотворных форм. Например, старинная итальянская форма стиха —сонет всегда имеет четырнадцать строк. Первая часть его состоит из двух катренов (четверостиший), вторая —из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета—пятистопный (реже шестистопный) ямб. Форма рифмовки для катренов —две разнозвучные рифмы, а для терцетов —две рифмы, отличающиеся от рифм катренов. Третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета и т. д. В любом сонете легко обнаружить сохранение указанных инвариантов. Аналогичным образом инварианты могут быть обнаружены и в других произведениях искусства. Возможность создания тех или иных произведений искусства может быть определена как сознательная или бессознательная способность находить нужные инварианты и комбинировать их для получения желаемого эффекта. Эта способность проявляется художником-творцом в результате обобщения закономерностей всего предшествующего художественного наследия. Таким образом, мы видим, что искусство в конечном итоге преследует ту же цель, что и наука — выявление инвариантов, установление связи между ними, ограничение разнообразия.

Изображение слайда

Слайд 17

Наука проникает во многие сферы искусств. Языком искусств стали открытия прикладной науки — кинематограф, радио, телевидение, фотография и т. д. Художник воплощает свою мысль посредством технических средств. Наука вошла в изобразительное искусство. Чтобы убедиться в подлинности картины, а также найти лучшие способы хранения картин, их исследуют с помощью рентгеновской аппаратуры, а также в инфракрасных и ультрафиолетовых излучениях. Методы, которыми пользуются авторы музыкальных, художественных и поэтических произведений, всегда представляли для ученых огромный интерес как источник новых неожиданных открытий. Исследования показали, что одна буква делового языка несет 0,6 бит информации, буква обыкновенной разговорной речи — 1 бит, а буква поэтической речи — 1,5 бит. Ученые пытаются расшифровать способы передачи информации, заложенные в художественном произведении, вызывающем у зрителя эмоциональный отклик. Язык искусств —это своего рода код, созданный художником посредством сжатия информации. Искусство сегодня —это увеличивающаяся потребность в новых технических разработках и усовершенствованиях. Источником этих разработок и является наука. В то же время, любое техническое новшество, созданное наукой, требует дизайнерского решения. «Некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит», — говорил известный советский авиаконструктор А. С. Яковлев (1906 -1989). Эту проблему решает искусство. Взаимообусловленность и взаимообогащение науки и искусства бесспорны.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: НАУКА- ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ: Вопросы для самопроверки

Какую роль играет философия в постижении бытия? В чем состоит взаимосвязь и взаимообусловленность фило­софии и науки? Сравните науку и искусство: каковы общие черты и в чем различия. Приведите примеры инвариантов в искусстве и науке. Расскажите о формах интеграции науки и искусства. Научные достижения и возникновение новых форм искусств? Взаимоотношение науки и религии в постижении мира?

Изображение слайда

Похожие презентации