Первый слайд презентации: Основные понятия стилистики. Публицистический стиль речи
Слайд 3: Типы текстов
Описание Повествование Рассуждение Определение Смысловой тип текста, сущ- ность которого состоит в бо- лее или менее развернутом указании признаков предме- тов или явлений, отобран- ных в зависимости от задач высказывания, от замысла автора. Смысловой тип текста, в котором рассказывается о событиях, произошедших с автором, вымышленных или известных ему от других лиц. Повествовательный текст развертывается во времени. Смысловой тип текста, сущ- ность которого состоит в по- строении цепи умозаклю- чений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают после- дующие. Цель Назвать признаки человека, животного, действия, предмета, явления природы. Хронологическое описание событий. Доказать мысль, убедить читателя в чем-либо.
Слайд 4: Типы текста (продолжение)
Описание Повествование Рассуждение Композиция Пр. - признак Кульминация Д – доказательство И - иллюстрация Пр. Пр. Пр. ТЕЗИС Д1 И1-1 И1-2 И2-1 Д2
Слайд 5: Функциональные стили речи
Функциональные стили речи – это устойчивые разновидности речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.
Стиль Где встречается Цели, функции Основные черты Наиболее часто используемые языковые средства Научный Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Официально-деловой Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Публицисти- ческий Газеты, журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания Совмещение книжных и разговорных слов, пере- носное значение слов, повторы, вопросительные и побудительные предло- жения, обращения+ приме- ты художественного и раз- говорного стилей.
Слайд 8: Средства связей предложений в тексте(24 ЗАДАНИЕ ЕГЭ):
местоимения наречия синонимы лексические повторы анафора и эпифора параллелизм противопоставление порядок слов (инверсия) вводные слова
Слайд 10: Прочитайте предложения и выполните задание
А. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно. Б. Спортивный репортаж… В. Кажется, что же тут сложного – говори и говори себе! Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того, что происходит на твоих глазах, нужно помочь тысячам любителей спорта, сидящим у радиоприемников, «увидеть» футбольное поле. Задание : В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) А, Г, Б, В 2) Б, А, Г, В 3) В, А, Б, Г 4) Б, В, А, Г
Слайд 12: Определите тип речи следующего текста
а) Обновление нашей жизни невозможно без законотворчества, без правового обоснования перемен, без законодательных актов, гарантирующих необратимость перестройки. Как идет законотворчество? И нет ли в самом этом важнейшем для судьбы перестройки процессе тормозящих, а то и противодействующих тенденций? Что нужно перестроить в законодательном механизме, чтобы принятые законы были жизненными, помогали эффективно изживать командно-административные методы, бороться с злоупотреблением властью, преследованием за критику… 1) Описание 2) Повествование 3) Рассуждение
Слайд 14: Определите тип речи следующего текста
б) На черной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком. 1) Описание 2) Повествование 3) Рассуждение
Слайд 16: Определите тип речи следующего текста
в) Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние дубы. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. 1) Описание 2) Повествование 3) Рассуждение
Слайд 18: Определите тип речи следующего текста
г) Мы прошли в зал с камином, миновали старинные двери, и, видя мою заинтересованность, Ильчин соблазнительно поманил меня пальцем внутрь. Мой спутник раздвинул портьеры, и мы оказались в маленьком зрительном зале мест на триста. Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес был открыт, и сцена сияла. Она была торжественна, загадочна и пуста. 1) Повествование с рассуждением 2) Повествование с описанием 3) Рассуждение с описанием