Первый слайд презентации: Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений
Слайд 2: План лекции:
Водно-электролитный баланс. Белковый обмен, белково -калорийная недостаточность. Углеводный обмен. Жировой обмен. Терморегуляция и ее нарушения.
Слайд 3
Это совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах, и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. У детей, в отличие от взрослых, значительная часть энергии расходуется на рост и пластические процессы, которые наиболее велики у новорожденных и детей первых трех лет жизни. Обмен веществ и энергии
Слайд 4
Высокая напряженность энергетических и окислительных процессов. Интенсивный основной обмен во всех возрастных группах. Значительный расход энергии на процессы ассимиляции и роста. Несовершенство регуляции обмена веществ, что определяет его нестабильность и легкое развитие нарушений. Своеобразие каждого из основных видов обмена - белкового, углеводного и жирового. Детскому организму характерно:
Слайд 5: Основной обмен у детей
Основной обмен веществ у детей меняется в зависимости от возраста ребенка и типа питания. У грудного ребенка и в первые годы жизни наблюдается максимальная интенсивность обмена веществ и энергии, а затем отмечается некоторое снижение показателей основного обмена. По сравнению с первыми днями жизни, к полутора годам обмен веществ увеличивается более чем вдвое.
Особенности водно-солевого обмена у детей. Роль электролитов в поддержании гомеостаза. Причины дегидратации у детей раннего возраста. Виды дегидратации.
Слайд 7: Вода в организме ребенка составляет:
У новорожденных - 75% общей массы тела С возрастом оно постепенно уменьшается и составляет в период завершения роста 65% В организме вода распределена между несколькими жидкостными секторами. В клетках (внутриклеточном пространстве) находится 60% ее общего количества Внеклеточная вода в межклеточном пространстве и плазме крови, а так же в составе так называемой трансцеллюлярной жидкости (в спинномозговом канале, камерах глаза, желудочно-кишечном тракте, экзокринных железах, почечных канальцах и мочевых протоках ).
Слайд 8: Водный баланс
Поступает вода в организм ребенка с пищей и питьем, а также образуется при окислении жиров. Выводится вода через: Почки Испарения с потом Регуляция водного и ионного обмена осуществляется комплексом нейроэндокринных реакций, направленных на поддержание постоянства объема и осмотического давления внеклеточного сектора и, прежде всего плазмы крови.
Слайд 9: Гомеостаз
— это совокупность физико-химических констант, характеризующих внутреннюю среду организма и прежде всего постоянство обмена и качественного состава жидкостей человеческого организма.
Слайд 10: Депо жидкости в организме
В организме человека имеются три депо жидкости: сосудистое русло с объемом циркулирующей крови межклеточное пространство с определенным количеством межклеточной, или интерстициальной, жидкости Примечание : Плазма крови и интерстициальная жидкость вместе образуют депо так называемой внеклеточной, или экстрацеллюлярной, жидкости. 3 ) внутриклеточная, или интрацеллюлярная, жидкость.
Слайд 11: Электролиты плазмы
Катионы натрия - 137 до 145 ммоль /л и мало изменяется с возрастом ребенка. Натрий определяет величину осмотического давления плазмы крови. Анионы хлора - 92—107 ммоль /л также определяют осмотическое давление внеклеточной жидкости. Кальций - 5 ммоль /л плазмы Бикарбонат натрия - рН крови 7,35—7,45. Электролиты цитоплазмы клеток Калий - 120—140 ммоль /л калия в клетках. Фосфат-ионы
Слайд 12: Функции внеклеточной жидкости
Функции внеклеточной жидкости многообразны и важны: внеклеточная жидкость обеспечивает метаболизм клетки, доставляя к последней необходимые для этого элементы и унося в венозную систему продукты катаболизма как буфер охраняет клетку от гидро -ионной агрессии в определенной степени поддерживает постоянство состава плазмы и стабилизирует кровообращение.
Слайд 13: Функции внутриклеточной жидкости
Формирование цитоплазмы, внутренней среды клетки. Поддержание постоянства объема и ионной структуры жидких сред организма осуществляется при участий безусловных нервно-рефлекторных и эндокринных механизмов, среди которых важное значение имеют системы регуляции осмотического давления ( осморегуляция ) и система регуляции объема жидкостей тела ( волюморегуляция ). В функциональном отношении обе системы тесно связаны между собой, представляют единое целое.
Слайд 14: СЕМИОТИКА ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫХ НАРУШЕНИЙ
Все нарушения водного обмена можно объединить в две формы : гипергидратация, характеризующаяся избыточным содержанием жидкости в организме; дегидратация (или обезвоживание), заключающаяся в уменьшении общего объема жидкости.
Слайд 15: Дети предрасположены к потере жидкости (воды ) в связи с:
1. Незрелостью нейрогуморальных и почечных механизмов его регуляции; 2. Интенсивным ростом ребенка и напряженностью процессов водно-электролитного обмена 3. Наличием большого количества внеклеточной жидкости ( 45—50% массы тела у новорожденного, 26% — у ребенка одного года и 15—17%—у взрослых ). 4. Чем меньше возраст ребенка, тем больше относительная поверхность его тела и выше суточный обмен воды.
Слайд 16: Дети предрасположены к потере жидкости (воды )
Потребность детского организма в воде значительно выше, чем у взрослого. Грудному ребенку на 1 кг массы тела в сутки требуется в 3—4 раза больше воды, чем взрослому. Внеклеточная жидкость почти не связана мукопротеинами соединительной ткани, как у взрослых, ее объем может быстро меняется. У детей раннего возраста нет чувства жажды. Дети предрасположены к потере жидкости (воды )
Слайд 17: Дети предрасположены к потере жидкости (воды) в связи с:
Значительная потеря воды у детей возможна при дыхании и испарении с поверхности кожи. Особенно легко возникает дефицит воды в организме ребенка при заболеваниях желудка и кишечника (при острых гастроэнтеритах). В обычных условиях у детей большое количество жидкости выделяется в желудочно-кишечный тракт с пищеварительными соками (слюной, желудочным, панкреатическим и кишечным секретами).
Слайд 18: Основными причинами развития синдрома дегидратации являются :
дефицит поступления воды (невозможность есть и пить, дефекты ухода и лечения), 2 ) патологические потери (рвота, понос, избыточное потоотделение при лихорадке, испарение воды при учащенном дыхании, учащенный диурез при диабете, кровотечение). 3) сочетание причин.
Слайд 19
При рвоте происходит значительная потеря воды с желудочным соком и содержимым верхних отделов тонкого кишечника. Вместе с рвотой также теряются соли натрия, калия, и особенно значительно ионы хлора (соляная кислота). При поносах происходит потеря гипотонической жидкости вследствие увеличения секреции кишечного сока со значительными потерями воды и ионов калия, натрия, магния, бикарбоната.
Слайд 20
Обезвоживание организма при септических состояниях (заболеваниях) происходит вследствие недостаточного поступления жидкости (резкое снижение аппетита, отказ от питья), патологических неощутимых потерь воды в результате лихорадки, одышки, рвоты.
Слайд 21: Дегидратация - запавший большой родничок черепа, - запавшие «ввалившиеся глаза », - сухой язык, - потеря тургора кожи и потеря массы тела - ребенок вялый, неактивный
Слайд 22: Дегидратация
Изонатриемическая (изотоническая плазма), гипернатриемическая (гипертоническая плазма) и гипонатриемическая (гипотоническая плазма) в соответствии с уровнем содержания Na + иона в сыворотке (плазме ). Регидратация – это строго обоснованное введение в организм ребенка с обезвоживанием воды и электролитов. Жидкости могут вводиться ребенку внутрь (через рот) и внутривенно ( внутрикостно в экстренных случаях ).
Слайд 23: Б е л к и
Это одни из основных и жизненно важных продуктов в организме ребенка. Для его нормального роста необходим белок, который невозможно заменить ни жирами, ни углеводами. Биологическая ценность белков определяется их аминокислотным составом и способностью к гидролизу под влиянием ферментов пищеварительного тракта. валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан, фенилаланин, аргинин и гистидин. Незаменимые для детей аминокислоты:
Слайд 24
Белки синтезируются из аминокислот, которые поступают в организм с продуктами питания. В организме нарушается синтез белков, если незаменимые аминокислоты не поступают с пищей. При отсутствии заменимых аминокислот в пище они могут синтезироваться из незаменимых. Например, отсутствие лизина в пище приводит к задержке роста, истощении мышечной системы, недостаток валина - расстройствам равновесия у ребенка.
Слайд 25
О количестве поступивших в организм и разрушенных в нем белков судят по величине азотистого баланса, то есть соотношению количеств азота, которое поступает в организм с пищей и выводимого из организма с мочой, потом и другими выделениями. Чем моложе организм, тем выше положительный баланс и способность задерживать азот пищи. 1 год -- 4,8 г 1-3 года -- 4-4,5 г 6-10 лет -- 2,5-3 г 12 и более -- 2,5 г взрослые -- 1,5-1,8 г Суточная потребность белка на 1 кг веса у ребенка :
Слайд 26
40% потребности в аминокислотах должны покрываться за счет незаменимых аминокислот. Особое значение для детского организма имеет соотношение некоторых аминокислот. В период роста наиболее благоприятным является соотношение: триптофан : лизин : (метионин + цистеин) = 1 : 3 : 3 Дети нуждаются больше, чем взрослые, в белке животного происхождения. Как недостаточное, так и избыточное потребление белка в питании детей неблагоприятно сказывается на их росте и психомоторном развитии.
Слайд 27: БЕЛКОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Клинические результаты у детей с хроническим недостаточным питанием обычно включают низкий рост, плохая прибавка в весе или дефицит массы и подкожно-жировой клетчатки. А также: сниженную физическую активность, умственную апатию, задержку психомоторное и умственного развития.
Слайд 29: Алиментарный маразм
Маразм – с греческого истощение, угасание. Это форма белково -энергетической недостаточности, как правило у детей до 1 года жизни.
Слайд 31: Гомоцистинемия Гомоцистеин является промежуточным продуктом распада метионина и в норме не содержится в плазме и моче
Слайд 32: Углеводный обмен
У детей имеется физиологическая тенденция к кетозу, в возникновении которого могут играть роль незначительные запасы гликогена. Содержание воды в тканях ребенка высокое и составляет у грудных детей 3/4 веса и с возрастом уменьшается. К периоду полового созревания расход энергии на основной обмен уменьшается на 300 ккал/ куб.м. При этом у мальчиков энергетические затраты на основной обмен в пересчете на один килограмм веса выше, чем у девочек. С ростом увеличиваются расходы энергии на мышечную деятельность.
Слайд 33
Углеводы – основной источник энергии. Углеводы поступают в организм в виде сложных полисахаридов - крахмала, дисахаридов и моносахаридов. Пластический материал, углеводы входят в состав основного вещества соединительной ткани в виде мукополисахаридов, образуя мембраны клеток. Основная роль углеводов
Слайд 34
Углеводы в организме находятся в свободном состоянии и в связи с белками, жирами в виде гликопротеинов, гликозаминогликанов ( мукополисахаридов ). Значительная роль принадлежит углеводам в биосинтезе нуклеиновых кислот, формировании специфичности групп крови, иммунологических процессах и другое Обмен углеводов
Слайд 35
Недостаточное количество углеводов в рационе ребенка приводит к нарушениям усвояемости отдельных пищевых ингредиентов, ухудшаются процессы пищеварения. При избыточном употреблении углеводов происходит усиленное образование жира, который откладывается в подкожной клетчатке. При повышенном количестве углеводов снижается сопротивляемость ребенка к инфекционным агентам, появляется возможность развития сахарного диабета. Нарушенное поступление углеводов с пищей:
Слайд 36
Дисахаридазная недостаточность у детей непереносимость лактозы ( лактазная недостаточность) Клинические симптомы: метеоризм водянистый стул с кислым запахом развитие гипотрофии
Слайд 37
Глютеновая энтеропатия - врождённое заболевание, обусловленное недостаточностью ферментов, расщепляющих глютен белок злаковых до аминокислот. Целиакия Заболевание проявляется чаще с момента введения каш манной и овсяной. У ребенка отмечается: обильный пенистый стул, анорексия, рвота, симптомы дегидратации, картина ложного асцита. Развивается тяжёлая дистрофия.
Слайд 39
Жиры - сложные органические соединения, отличаются друг от друга по строению и функциональной значимости. В организме содержатся простые жиры – триглицериды или нейтральные жиры, а также их производные жирные кислоты, стерины (холестерин), стероиды, витаминами Е, D, К. Сложные липиды - фосфолипиды, цереброзиды, сфингомиелин. Функции жиров: - Энергетическая - Строительная. Липиды входят в состав клеток различных тканей головного мозга, половых желез и других органов. - Опорная Защитная Ж и р ы - липиды
Слайд 40
1) В детском возрасте синтез жиров идет наиболее интенсивно. 2) Жиры, образовавшиеся из углеводов, уступают качеству пищевых жиров, так как не содержат незаменимых жирных кислот – линолевой, линоленовой и арахидоновой. 3) В условиях недостатка углеводов расщепление жиров сопровождается образованием избыточного количества кетоновых тел, так как полное сгорание жира возможно только в присутствии углеводов. Процессы липогенеза и липолиза у детей
Слайд 41: Жирные кислоты
Полиненасыщенные жирные кислоты. Ценность растительных жиров обусловлена содержанием в них фосфатидов (лецитина), оказывающих большое влияние на деятельность печени, состояние нервной ткани. Лецитином богаты также гречневая крупа, зеленый горошек, яйца, молочные продукты. Источник ПНЖК растительные масла — подсолнечное, кукурузное, хлопковое. Насыщенные жирные кислоты. Это жиры животного происхождения, поступающие в организм из масла, яиц мясных и молочных продуктов. Их избыток приводит к накоплению лишнего веса, но необходим для всасывания жирорастворимых витаминов.
Слайд 42
Недостаток жира в рационе ребенка отрицательно сказывается на его росте и развитии, приводит к снижению защитных сил, развитию нарушений со стороны кожи и слизистых оболочек.
Слайд 43
Ухудшает процессы пищеварения из-за угнетения деятельности пищеварительных желез, снижается сопротивляемость организма, нарушается усвоение белка. Избыток жира
Слайд 44
Большая группа наследственных или приобретенных нарушений липидного обмена, в основе патогенеза которых лежит накопление (наследуемая патология, обусловленная ферментативными нарушениями в метаболизме липидов). Липидозы
Слайд 45: Болезнь Нимана -Пика болезнь накопления сфингомиелина
Кожные покровы серовато-желтого оттенка, гепатоспленомегалия, ребенок отстает в психическом развитии
Слайд 46: Болезнь Гоше характеризуется избыточным отложением аномальных цереброзидов
Неврологические симптомы: косоглазие, спастические параличи, атаксия, судороги
Слайд 47
Витамины - биологически активные органические соединения разнообразной химической природы. Оказывают существенное влияние на реактивность и метаболические процессы растущего организма ребенка в незначительных количествах ( миллиграммах). Потребность ребенка в большинстве витаминов повышенная в связи с напряженностью метаболизма. В и т а м и н ы
Слайд 48: Функции витаминов
Способствуют нормальному протеканию процессов обмена веществ. Входят в состав многих ферментов и коферментов организма. Влияют на закладку органов и систем, рост и развитие ребенка, деятельность органов кроветворения, состояние нервной системы, состояние иммунитета и многое другое.
Слайд 49: Классификация витаминов по их участию в физиологических функциях организма :
Участвуют в энергетическом и углеводном обмене веществ. Эта группа представлена витамины группы В, пантотеновой, фолиевой кислотами, витамином PP, биотином. Обладают антиоксидантной активностью, противодействоуют повреждающим действиям свободных радикалов. Это витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Е, каратиноиды (витамин А ). Предшественники гормонов — прогормоны.
Слайд 50: Витамины исходя из растворимости делят на группы :
1 ) Жирорастворимые - А, D, Е, К. 2 ) Водорастворимые - С, Р, В и др. 3 ) Витаминоподобные соединения - биофлавоноиды, холин, инозит, липоевая кислота и другие.
Слайд 51: Растворимые в воде витамины
Витамин В1 ( антиневритный ). Витамин В2 ( рибофлавин) Витамин PP ( антипеллагрический) Витамин В6 ( антидермитный ) Пантотен ( антидерматитный фактор ) Биотин (витамин Н, фактор роста для грибков, дрожжей и бактерий, антисеборейный ) Инозит
Слайд 52: Растворимые в воде витамины
Пара- аминобензойная кислота (фактор роста бактерий и фактор пигментации ) Фолиевая кислота (антианемический витамин, витамин роста для цыплят и бактерий ) Витамин В12 (антианемический витамин ) Витамин В15 ( пангамовая кислота ) Витамин С ( антискорбутный ) Витамин Р (витамин проницаемости )
Слайд 53: Растворимые в жирах витамины
Витамин A ( антиксерофталический ) Витамин D ( антирахитический) Витамин E (витамин размножения ) Витамин K (антигеморрагический)
Слайд 54: Симптомы авитаминоза
раздражительность, утомляемость нарушение мыслительных процессов снижение аппетита нарушение сна (бессонница или сонливость) нарушение зрения фурункулы, ячмени, угревая сыпь, трещины в углу рта и на губах кровоточивость дёсен и подкожные кровоизлияния, связанные с повышенной ломкостью капилляров частые инфекционные болезни, связанные со снижением иммунитета Особенно опасен авитаминоз для растущего организма — детей и подростков!
Слайд 55: Цинга – дефицит витамина С
Общая слабость Кровоточивость десен, Нарушение структуры хрящевой и костной ткани.
Слайд 56: Пеллагра – дефицит витамина В, никотиновой кислоты
Дерматит на открытых участках кожного покрова (лицо, шея, тыл кистей ).
Слайд 57: Бери-бери - дефицит витамина В
Снижение физической и психической устойчивость ребенка, Мышечная слабость, Снижена перистальтика кишечника - запоры, Полиневрит.
Слайд 61
Цинк входит в состав ряда металлоферментов (около 40 ферментов содержат цинк). Специфический белок, связывающий цинк, — цинктионеин. При рождении концентрация цинка не отличается от его уровня у взрослых. Содержание цинка у плода резко увеличивается в последние 2 мес. беременности. У недоношенных детей может выявляться дефицит цинка. Потребность в нем - 0,003 г/ сут. Кобальт накапливается в железистых органах, лимфатических узлах. В крови человека кобальт находится, главным образом, в форме витамина В|2- Марганец необходим для нормального роста ребенка. Дефицит марганца может вести к нарушению синтеза гли-козаминогликанов хрящевой ткани и соответственно к задержке роста. Особенности обмена марганца у новорожденных не изучены. Йод в крови циркулирует в виде неорганического йода и производных йодтирозина. Содержание йода отражает количество циркулирующих гормонов щитовидной железы. Количество йода резко повышается в период беременности. Содержание и роль других микроэлементов у плода и новорожденного изучены недостаточно.
Слайд 62
2 (рибофлавин) - принимает участие в процессах роста. Влияет на рост и развитие детского организма. При недостаточности рибофлавина появляется сухость губ, вертикальные трещины на губах, трещины в углу рта, выпадение волос, развиваетсят коньюктивит. Основные источники - яйца, сыр, молоко, мясо, а также бобовые культуры. В3 (Никотиновая кислота, РР) - участвует в клеточном дыхании, белковом обмене, нормализации работы печени и поджелудочной железы. Источники - мясо птицы, говядина, телятина, печень, дрожжи. В6 (пиридоксин) - обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет роль в азотистом обмене.Недостаточность вызывает у детей задержку роста, желудочно-кишечныерасстройства, малокровие, повышенную возбудимость. У беременных -стоматит, воспаление кожи лица, бессоницу.Содержится в многих продуктах растительного и животного происхождения.В организме пиридоксин в достаточном количестве образуется кишечными бактериями.
Слайд 63
В5 (Пантотеновая кислота) - влияет на нервную систему и норма лизует ф-ю надпочечников и щитовидной железы. Распространена во всех продуктах. Клинических признаков недостаточности в организме не установлено. Потребность в ней удовлетворяется при обычном питании. В9 ( Фолиевая к-та ) - участвует в обмене и синтезе аминокислот, а также в синтезе нуклеиновых кислот. Оказывает стимулирующее влияние а кроветворную ф-ю костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. При недостатке развивается тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстр ойства ( отсутствие соляной кислоты в желудочном соке).Источники фолиевой кислоты - печень, почки, зеленые листья.Микроорганизмы кишечника синтезируют ее в достаточном количестве. В12 ( Цианкобаламин ) - вещество с высокой биологической активностью. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии. Основной источник - продукты животного происхождения, особенно печень.Частично синтезируется микроорганизмами кишечника.
Слайд 64
Жирорастворимые витамины - Витамин А ( Ретинол ) - участвует в образовании зрительных пигментов,обеспечивает нормальный рост организма. Недостаточность проявляется бледностью и сухостью кожных покровов, шелушений, образование угрей, ломкость ногтей. Основной признак недостаточности - светобоязнь. Содержится провитамин А в зеленых листьях растений, печени животных, рыбьем жире. - Витамин D ( калциферрол ) - оказывает влияние на минеральный обмен веществ и костеобразование. Особенно необходим в раннем возрасте, когда идет интенсивный рост и окостенение скелета. Недостаточность приводит к развитию рахита.Содержится только в продуктах животного происхождения. Особенно богаты им жир печени рыб. Остальные продукты бедны им. В организме образуется из холестерина под действием ультрафиолетового облучения.Из кожи витамин D переносится в другие органы и концентрируетсяв основном в печени и плазме крови.
Слайд 65
- Витамин Е ( Токоферролы ) - группа состоящая из 7 витаминов различных по биологическому действию. Они стимулируют мышечную деятельность и ф-ю половых желез, способствуют к некоплению во внутренних органах всех жирорастворимых витаминов, особенно ретинола. Сдержатся в растительных маслах (особенно в подсолнечном масле). - Витамин К ( Филлохноны ) - важнейший фактор свертывания крови. Недостаточность вызывает кровотечения из различных органов (носа, десен, жкт и др.) Содержится в зеленых листьях салата, капусты и шпината.
Слайд 66
Энергетическая ценность различных пищевых продуктов Калорийность - это количество энергии, полученной человеком в результате поглощения того или иного продукта. Количество калорий, необходимых человеку, зависит от выполняемой работы, физической активности, пола, возраста, географической широты (холодный или жаркий климат). Как и любое топливо, пищевые продукты, сгорая в топке организма, выделяют энергию. Следовательно, пища имеет определенную энергетическую ценность, которую можно измерить (например, в килокалориях или джоулях). Поэтому другое название энергетической ценности пищевых продуктов - калорийность. Каждый из нас не раз видел на фабричных упаковках купленных в магазине продуктов цифру, которая соответствует энергетической ценности 100 г данного продукта. Любой может подсчитать, сколько энергии получит его организм после употребления определенного количества продукта. Из физиологии известно, что общий расход энергии у человека складывается из трех величин: основной обмен (расход энергии на химические процессы обмена веществ внутри организма), затраты энергии на потребление и переваривание пищи и затраты энергии при различных видах деятельности. Подобно тому, как подсчитана энергетическая ценность любого продукта питания, с помощью специальных методов определены энергозатраты практически любого вида деятельности человека. Чтобы подсчитать величину энергозатрат, необходимо знать массу тела в килограммах, зарегистрировать продолжительность в минутах все виды деятельности за день (включая сон, потребление пищи и отдых) и установить по соответствующим таблицам энергетическую стоимость того или иного вида деятельности.
Слайд 67
В каких же количествах должны поступать в организм питательные вещества? До недавнего времени считалось, что за сутки человек должен получать 1-1,5 грамм белка на 1 кг веса тела. При тяжёлых физических нагрузках и занятиях спортом это количество может быть увеличено до 2 грамм на 1 кг массы тела. Причём имеет значение качество белка. Например, если принять биологическую ценность белков молока за 100 единиц, то биологическая ценность белков мяса выразится 104 единицами, рыбы - 95, гороха - 56, пшеничного хлеба - 40 единиц. Дело в том, что растительный белок содержит мало незаменимых аминокислот. К тому же клетчатка растений как бы защищает свой белок от переваривания и он всасывается в кишечнике несколько хуже. Таким образом, животный белок является более качественным. Кроме белка энергию дают жиры и углеводы. Поскольку животные жиры не очень полезны организму, то их потребление следует свести к минимуму. Оставшийся объём энергии лучше покрывать за счёт углеводов и растительных жиров.
Слайд 68
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, развитием и усложнением высшей нервной деятельности. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Говоря о питании детей дошкольного возраста, следует, прежде всего, остановиться на особенностях этого возрастного периода. Детям дошкольного возраста свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большой тратой энергии, усиленные процессы обмена веществ, совершенствование и дифференцировка интеллектуальной деятельности, формирование речи, развитие эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте начинается самое тесное общение ребенка с окружающим его миром, и прежде всего со сверстниками. Это повышает возможность передачи ряда инфекционных агентов, что вызывает необходимость обеспечить детский организм высокой устойчивостью и хорошей сопротивляемостью инфекционным заболеваниям. В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека.
Слайд 69
Заключение Обмен веществ и энергии — совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах, и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ и энергии является основой жизнедеятельности организмов и принадлежит к числу важнейших специфических признаков живой материи, отличающих живое от неживого. В обмене веществ, или метаболизме, обеспеченном сложнейшей регуляцией на разных уровнях, участвует множество ферментных систем. В процессе обмена поступившие в организм вещества превращаются в собственные вещества тканей и в конечные продукты, выводящиеся из организма. При этих превращениях освобождается и поглощается энергия. Основные этапы обмена веществ у детей с момента рождения до формирования взрослого организма имеет ряд своих особенностей. При этом меняются количественные характеристики, происходит качественная перестройка обменных процессов. У детей, в отличие от взрослых, значительная часть энергии расходуется на рост и пластические процессы, которые наиболее велики у новорожденных и детей раннего возраста.
Слайд 70
Энергетические и окислительные процессы в детском организме идут более напряженно, о чем свидетельствуют показатели основного обмена, величина которого зависит от возраста и конституции человека, интенсивности роста и других факторов. У детей во все возрастные периоды основной обмен выше, чем у взрослых. Значительное количество энергии расходуется на процессы ассимиляции и роста. У детей также отмечается несовершенство регуляции, что определяет нестабильность, и легко наступает нарушение обмена веществ. Наряду с указанными особенностями в детском возрасте отмечается своеобразие каждого из основных видов обмена – белкового, углеводного, жирового.