Первый слайд презентации: От жертвы к жизнестойкости (путь к авторству своей жизни) М.А.Одинцова, канд. психологических наук
Слайд 2: Факторы виктимизации внешние
Внешние ф акторы виктимизации Виктимогенная история Неповседневные (трудные жизненные ситуации) Виктимогенная культура Повседневные жизненные ситуации Неадекватные стили межличностного взаимодействия (ложная филантропия, сталкеризм )
Слайд 3: Виктимогенная история России
Описано около 30 военных вооруженных конфликтов, в которые была втянута Россия в 20 веке. Сделана попытка дать полный анализ потерь России и Советского Союза в войнах и военных конфликтах за период с 1900 по 2000 гг. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева. Москва « Олма-пресс ». 2001.
Ф.М.Достоевский еще 150 лет назад создает миф о страдании и многострадальной России, описывая вечных страдальцев. Страдающий оправдан самой силой переживаемого страдания, будь он убийцей либо безвинным ребенком. Все это требует жалости-сострадания-оправдания для жертвы-страдальца. Согласно Достоевскому, возможны только два пути жизнетворчества человека: 1) путь монашества, связанный с длительным и трудным духовным подвигом; 2) путь потрясения – душевной травмы, которая пронзает и изменяет человека насквозь.
Слайд 5: Повседневные ТЖС
Ситуации аномии Ситуации энтропии Повседневные стрессы Проблемные ситуации Катастрофа и экстремальные ситуации Кризисные ситуации Критические ситуации Стрессовые ситуации Ситуации фрустрации Конфликтные ситуации Внеп овседневные ТЖС
Гиперопека Опека Попустительство Ложная филантропия Сталкеризм Авторитарность Диктат Рекомендации к просмотру: Фильм «Задушенные любовью» http://www.youtube.com/watch?v=Y6sa0z67B-o Фильм Е.Погребижской Мама, я убью тебя http://www.youtube.com/watch?v=xac6focdNr0
Слайд 8: Факторы виктимизации внутренние
Виктимная активность как особая деформированная активность (обусловленная внутриличностными конфликтами), проявляющаяся в различных формах: агрессия, зависимость, беспомощность, аутоагрессия, инфантильность, демонстративность, манипулятивность, направленная на действия и поступки, превращающие индивида в жертву игрового либо социального характера. Виктимность, как устойчивая личностная особенность, обусловленная особым сочетанием индивидуально-типологических, характерологических детерминант, взаимодействующих с внешними факторами, не всегда связанными с ситуациями насилия, но способствующими виктимной активности.
Слайд 9: Типы ролевой виктимности
Игровая роль жертвы Социальная роль жертвы Позиция жертвы Статус жертвы Ситуативна, добровольна Ситуативна навязана Постоянна, добровольна Постоянна навязана Внешние факторы Внешние факторы Типы ролевой виктимности
Агрессор Спаситель Жертва
Слайд 18: Виктимная игра скрытая проявляется в:
1. Стремлении всех участников: Спасителя, Агрессора и Жертвы к значимости ( позитивной либо негативной) любой ценой! 2. Х роническом внутриличностном конфликте у всех участников: Спасителя, Агрессора и Жертвы. 3. Беспомощности всех участников взаимодействия.
Слайд 20: Виктимный личностный тип является результатом:
способов самовыражения (габитус), которыми виктимная личность демонстрирует себя этому миру, другим людям. Жертва, как габитус виктимной личности, способна сводить внутренние характеристики в разные виктимные стили жизни. В данном случае габитус жертвы является воспроизводством внешних форм поведения, обусловленных внутренними особенностями виктимной личности и стилем ролевого межличностного взаимодействия. Габитус жертвы делает возможным выражение внутреннего мира виктимной личности в форме, имеющей четкое обозначение в виде того или иного виктимного личностного типа Игровая роль жертвы Социальная роль жертвы Позиция жертвы Аутовиктимный личностный тип Виктимный личностный тип Гипервиктимный личностный тип
Слайд 21: ИГРОВАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ Аутовиктимный личностный тип. ( Социально одобряемый)
ИНФАНТИЛЬНАЯ ЖЕРТВА ДЕМОНСТРАТИВНАЯ ЖЕРТВА ДЕПРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА АУТОАГРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА АГРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА ЗАВИСИМАЯ ЖЕРТВА САМОВЛЮБЛЕННАЯ ЖЕРТВА
Слайд 22: СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ Виктимный личностный тип. ( Социально приемлемый)
КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ ПОКОРНАЯ ЖЕРТВА БЕЛАЯ ВОРОНА ГАДКИЙ УТЕНОК
Слайд 23: ИГРОВАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ ( Аутовиктимный личностный тип) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
искусство манипулировать окружением; демонстративность ; инфантилизм; уход в фантазии, прожектерство; страх ответственности; стремление к паразитированию; руководствуются рентными установками, которые в своей совокупности составляют общую личностную и мотивационную направленность поведения и деятельности.
Слайд 24: РЕСУРСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИГРОВОЙ РОЛИ ЖЕРТВЫ
высокий уровень экстраверсии; уступчивость, мягкосердечность; высокий уровень эмоционального интеллекта; высокая эмпатийность ; креативность ; открытость опыту (интеллект)
Слайд 25: СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
интроверсия; изоляция; стигматизация и самостигматизация ; погружение в страдания; беспомощность; зависимость; неуступчивость (ригидность); эмоциональная возбудимость;
Слайд 26: РЕСУРСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЖЕРТВЫ
открытость опыту (интеллект); рефлексия (постоянный самоанализ); катарсические переживания; слабые рентные установки, не препятствующие росту и развитию. высокая мотивация на самоизменения.
Слайд 27: РЕНТНАЯ УСТАНОВКА, КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТИМНОСТИ
Рентная установка – это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны микро- и макро- окружения, и оказывающее деформирующее влияние на личность и все ее поведение.
Слайд 28: СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ РЕНТНЫХ УСТАНОВОК В ПОВЕДЕНИИ ИНДИВИДА
утилитарный подход к своему бедственному положению; настойчивые требования компенсаций; ощущение себя особенно пострадавшим и беспомощным; фокусирование психической активности на страданиях; иждивенческие тенденции и паразитические взгляды; инфантилизм; беспомощность, пассивность, астеничность ; локализация контроля на внешний мир ( экстернальность ), и т.п.
Слайд 29: МЕХАНИЗМ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕНТНОЙ УСТАНОВКИ В ПОВЕДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЖЕРТВ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ Рентная установка самая слабая ИГРОВАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ Рентная установка самая сильная ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ Рентная установка ослабевающая
Слайд 30: Психология жизнестойкости как альтернатива психологии жертвы
Сальваторе Мадди личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность в процесс жизни, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также принятие риска. Это внутренний ресурс, подвластный самому человеку, то, что он может переосмыслить и изменить. Это установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Слайд 31: РЕСУРСЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВИКТИМНОЙ ИГРЫ
МОТИВАЦИЯ НА САМОИЗМЕНЕНИЯ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ, ГЛУБОКАЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕСУРСЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВИКТИМНОЙ ИГРЫ
Слайд 32: Смена негативных установок на позитивные
Негативные установки Позитивные установки У природы нет плохой погоды! Какая ужасная погода
Слайд 33: Упражнение « Я-реальное » и « Я-идеальное » Часть 1
Инструкция: Возьмите два листа бумаги. Положите их перед собой. «Закройте глаза и представьте себе свое « Я-реальное ». Первый образ, который пришел Вам в голову – самый верный. Остановите свое внимание на нем. Что это, или кто это? Как он выглядит? Что чувствует ваше Я-реальное ? О чем думает? О чем мечтает? Что делает? Рассмотрите его в своем воображении и нарисуйте на первом листе бумаги. Помните, что художественные навыки значения не имеют. Как только рисунок закончили, отложите его в сторону и переверните.
Слайд 34: Упражнение « Я-реальное » и « Я-идеальное » Часть 2
«А теперь, представьте себе свое « Я-идеальное ». Первый образ, который пришел Вам в голову – самый верный. Остановите свое внимание на нем. Что это, или кто это? Как он выглядит? Что чувствует ваше Я-идеальное ? О чем думает? О чем мечтает? Что делает? Рассмотрите его в своем воображении и нарисуйте на втором листе бумаги. Помните, что художественные навыки значения не имеют. Теперь положите оба рисунка перед собой. Рассмотрите их. Предположим, ваше Я-реальное и Я-идеальное встретились. О чем бы они разговаривали? Напишите об этом сказку или историю.