Первый слайд презентации: Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре формируются психические процессы. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека. В процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение. Игра создает благоприятные условия для организации движений дошкольника. Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества». В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника.
Слайд 4: Классификация игр
Творческие игры (игры, возникающие по инициативе ребёнка) Игры Игры с правилами (игры, возникающие по инициативе взрослого) Народные игры (игры, созданные народом) Театрализованные Сюжетно - ролевые Конструкторские Подвижные Дидактические
Слайд 5
По типу организации Подгрупповые Групповые Индивидуальные С учётом места организации Игры на воздухе Игры в помещении С учётом времени организации Игры в первую половину дня Игры во вторую половину дня Классификация игр
Слайд 6
Показатели развитого игрового интереса Длительная заинтересованность ребёнка игрой, развитием сюжета и исполнением роли Желание ребёнка принимать на себя определённую роль Наличие любимой роли Нежелание заканчивать игру Активное исполнение ребёнком всех видов работ (лепка, рисование) Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры Творческие игры Творческий характер игровой деятельности проявляется в перевоплощении ребенка в того, кого он изображает, и веря в правду игры, искренне радуется и огорчается по её ходу
Слайд 7: Творческие игры
Конструкторские Режиссёрские С элементами художественно - творческой деятельности Игры - драматизации С элементами труда Сюжетно - ролевые Театрализованные
Слайд 8: Сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка. Игра как способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций ролевые игры - школа общения Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского
Слайд 9: Сюжетно-ролевая игра
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет игры Игры на бытовые сюжеты Игры на производственные и общественные темы Игры на патриотические темы Игры на темы литературных произведений. Длительность сюжетной игры: в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней). Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Самостоятельность детей – одна из её характерных черт. В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Слайд 10
Сюжетно-ролевая игра Содержание игры Предметная деятельность Поведение людей Отношение между людьми Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Содержание – то, что отображается ребёнком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом сюжетно-ролевой игры. Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка. Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.
Слайд 11: Сюжетно-ролевая игра
Этапы развития игровой деятельности: I этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребёнка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность. II этап – отобразительная игра. Относится к рубежу 1 и 2 года жизни ребёнка. Взрослый обращает внимание ребёнка на целевое назначение предмета. III этап – сюжетно - отобразительная игра. Конец 2-ого – начало 3-его года жизни. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни. IV этап – собственная ролевая игра. Относится к возрасту с 3 до 7 лет. Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли.
Слайд 12: Театрализованные игры
Виды театрализованных игр Игры – драматизации Режиссёрские игры Игры – драматизации с пальчиками Игры – драматизации с куклами бибабо Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки Настольный театр игрушек Настольный театр картинок Фланелеграф Теневой театр Стенд-книжка Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов
Слайд 13: Условия развития театрализованных игр
Учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребёнка к диалогу (“Был сапожник? – Был. – Шил сапожки? – Шил”); Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Заботиться об оснащении театрализованных игр. К обновлению декораций, атрибутов подключать членов семей воспитанников. Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Слайд 14: Режиссёрские игры
Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка. В режиссёрской игре речь – главный компонент. В режиссёрской игре часто используется много персонажей но «активно действующих», т.е. тех, кого ребёнок представляет, обычно бывает не более трех-четырех. В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно - отобразительная игра. Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Слайд 15: Строительно-конструктивные (конструкторские) игры
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности. Эти игры являются коллективными. Различие состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Слайд 16: Конструкторские игры
Природный Искусственный Материал для конструкторских игр Листья Шишки Конструкторы различных видов и размеров Модульные блоки Снег Глина, песок, камни Мозаика Бумага
Слайд 17: Игры с правилами
Дидактические игры Подвижные игры Настольно - печатные Игры с предметами Словесные Игры с бегом Игры с прыжками Игры с лазаньем Игры с метанием и ловлей Игры с построениями, перестроениями
Слайд 18: Дидактические игры
Эстетическое воспитание Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности Физическое воспитание Трудовое воспитание Развитие коммуникативности Нравственное воспитание Умственное воспитание
Слайд 19: Дидактические игры
Виды дидактических игр Игры с предметами Настольно - печатные игры Словесные игры Структура дидактической игры: 1.Обучающая (дидактическая) задача. 2.Игровые действия. 3.Правила. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Народные корни дидактической игры. Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
Слайд 20: Подвижные игры
Педагогические подходы организации детских подвижных игр: Выбор игры. Предложение игры детям. Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Развитие игровой ситуации Правила игры. Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов: Игры, основанные на ловкости, физической умелости. Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).
Слайд 21: Народные игры
Индивидуальные Народные игры Коллективные Сюжетные Театрализованные игры Сезонно - обрядовые Игры - забавы Игры - аттракционы Игры - ловишки Бытовые