Первый слайд презентации: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ( для студентов 2 курса, ФАКУЛЬТЕТ ГПН )
Доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ кандидат педагогических наук, доцент САВИН А.А. sawinvu@yandex.ru
Слайд 3
1 вопрос Сущность и структура профессионально-педагогической культуры учителя
Слайд 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – развитая способность к решению профессиональных задач ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры педагога, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности
универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности; системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Слайд 7
Модель профессионально-педагогической культуры учителя Аксиологический компонент Технологический компонент Личностно-творческий компонент
Слайд 8
Аксиологический компонент совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. Аксиологический компонент
Слайд 9: Технологический компонент
способы и приемы педагогической деятельности учителя. Технологический компонент
Слайд 10: Личностно-творческий компонент
механизм овладения профессионально-педагогической культурой и ее воплощение как творческий акт. Личностно-творческий компонент
Слайд 11: Вывод:
Профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.
Слайд 13: Педагогическая культура педагога (воспитателя)
- это обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Педагогическая культура педагога (воспитателя)
Слайд 14
. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно- практической сфер его психики обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе формирование эстетического отношения к действительности укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей
Слайд 15
Уровни развития ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Допрофессиональный 2 Начальный профессиональный 3. Средний профессиональный 4. Высший профессиональный
Слайд 16: Структура педагогической культуры
Педагогическая культура Педагогическая направленность Широкий кругозор, психолого –педагогическая эрудиция и компетентность Совокупность важных в УВР личностных качеств Умение сочетать УВР с поиском путей ее совершенствования Гармония развитых интеллектуальных и организаторских качеств Педагогическое мастерство
Слайд 17: Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) -
это интегративная характеристика его личности, отражающая предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов деятельности
Слайд 18: Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность -
- профессиональные качества педагога (воспитателя), позволяющие ему хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности.
Слайд 19: Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств -
такие особенности личности педагога, которые характеризуют его отношение к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокую работоспособность, выдержку, спокойствие и целеустремленность.
Слайд 20: Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования -
интегративная характеристика личности педагога, позволяющая ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать учебно-воспитательную работу
Слайд 21: Гармония развитых интеллектуальных и организаторских качеств -
- особое сочетание сформировавшихся высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики в педагогической деятельности.
Слайд 22: Педагогическое мастерство педагога (воспитателя) -
синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет эффективно решать учебно-воспитательные задачи
Слайд 24: Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) -
интерес к профессии учителя – положительное эмоциональное отношение к детям, к родителям, педагогической деятельности, стремление к овладению педагогическими знаниями и умениями педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности
Слайд 25: Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) -
профессионально-педагогическую концепцию, кредо деятельности (внутренне принятые принципиальные идеи образования, построения образовательного процесса и способы осуществления); педагогическую целеустремленность (действительно преследуемые цели при преподавании, представления о критериях его успешности, удовлетворяющих данного преподавателя и др.); педагогические интересы (к человеку, вопросам его формирования, образовательному процессу, проблемам обучения и воспитания, научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и др.); мотивы, долговременные и краткосрочные планы, увлечения, потребности, отвечающие сути и разным аспектам преподавательской деятельности. включает
Слайд 26: Педагогические способности преподавателя
— совокупность индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению преподавательским делом, непрерывному совершенствованию в нем и достижению высоких результатов. Социально-педагогические - выражающихся в наличии у педагога развитых качеств духовности, гражданственности, гуманности, моральности и деловитости. Специально-педагогические — особые качества, определяемые спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы — дидактические и воспитательные.
Слайд 27: Специально-педагогические способности
. Воспитательные склонность и интерес к работе с людьми, общительность и способность привлекать к себе людей, способность разбираться в людях и открытость, доступность, способность находить подход к людям, сдержанность и терпеливость и др. Дидактические интеллигентность, развитый интеллект, мышление и речевые способности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству и др. Специально-педагогические способности
Слайд 28: Специальная подготовленность преподавателя
— подготовленность к преподаванию конкретной учебной дисциплины
Слайд 29: Педагогическое мастерство
— владение преподавателем системой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков и умений по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.
Слайд 30: Педагогическое мастерство
знания педагогическая техника (техника использования речевых и неречевых средств; приемы педагогического наблюдения, анализа, воздействия, установления контакта и др.) мастерство педагогического взаимодействия педагогический такт и педагогическая этика методическое мастерство творческие педагогические умения и др. включает
Слайд 31: Профессиограмма педагога
идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие профессиональную готовность педагога
Слайд 32
Профессиограмма педагога включает 1. Социально и профессионально обусловленные качества педагога 2. Конструктивные, организаторские и коммуникативные качества 3. Педагогическая культура, мастерство и искусство
Слайд 33
1. Социально и профессионально обусловленные качества высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к воспитанникам, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
Слайд 34
2. Конструктивные, организаторские и коммуникативные качества отбирать учебный материал, планировать свою учебно-воспитательную деятельность и деятельность учащихся, направлять учащихся в различные виды деятельности, создавать коллектив, организовывать совместную деятельность, устанавливать педагогическую целесообразные отношения педагога с воспитанниками, родителями, педагогами, представителями общественности позволяют
Слайд 35
3. Педагогическая культура, мастерство и искусство высокая культура и нравственность; самоотдача и благородство; острое чувство нового и умение заглядывать в будущее; максимальная реализация индивидуальных способностей в сочетании с педагогическим сотрудничеством; творческое отношение к делу и социальная позиция; принципиальность и требовательность; отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность; следование нормам педагогической этики и такта; авторитет личности и др. включают
Слайд 36: Основные направления и условия формирования и развития педагогической культуры учителя
усиление мировоззренческой, методологической и теоретической подготовленности, овладение современными научными знаниями, инновационными педагогическими и ИК технологиям; повышение уровня психолого-педагогической и предметной подготовки, развитие общекультурных и профессиональных компетенций; активное и творческое участие в педагогической деятельности; самосовершенствование личностных качеств и педагогического мастерства Основные направления и условия формирования и развития педагогической культуры учителя
Слайд 38: Профессиональная компетентность педагога
единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующая его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога
Слайд 39: Виды профессиональной компетентности
1. Специальная, или деятельностная - владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает наличие специальных знаний и умение применить их на практике. 2. Социальная - владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 3. Личностная – владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации; способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4. Индивидуальная - владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. ( Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.) Виды профессиональной компетентности
Слайд 40: Модель профессиональной компетентности педагога
единство его теоретической и практической готовности Модель профессиональной компетентности педагога Таким образом,
Слайд 41: Теоретическая готовность учителя
Аналитические умения проявляется в теоретической деятельности Прогностические умения Проективные умения Рефлексивные умения
Слайд 42: Теоретическая готовность учителя
расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. Аналитические умения
Слайд 43: Теоретическая готовность учителя
прогнозирование развития коллектива : динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.; прогнозирование развития личности : ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.; прогнозирование педагогического процесса : образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п. Прогностические умения
Слайд 44: Теоретическая готовность учителя
перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств; определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса; отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел; Проективные умения
Слайд 45: Теоретическая готовность учителя
планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований; отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью. Проективные умения
Слайд 46: Теоретическая готовность учителя
имеют место при осуществлении контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, как правило, на завершающем этапе решения педагогической задачи (подведение итогов): контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Рефлексивные умения Рефлексия (от позднелат.) — обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.
Слайд 47: Практическая готовность учителя
проявляется в практической деятельности Организаторские умения Коммуникативные умения Мобилизационные Информационные Развивающие Ориентационные Перцептивные Умения педагогического общения Педагогическая техника
Слайд 48: В.А. Сухомлинский:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.