Первый слайд презентации: Понятия: сопровождение, психологическое сопровождение, психолого-педагогического сопровождение
Выполнила студентка 1 курса, гр.4 «Начальное образование» Малаева Елизавета Руководитель: к. п. н, доц. Лебеденко О. А. асс. Моргунова Ю. А. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования Ростов -на-Дону 2019
Слайд 2: Содержание:
I.Понятие«сопровождение » II.Сущность понятия «психологическое сопровождение» II.1.Принципы психологического сопровождения II.2.Направления психологического сопровождения II.3.Функции психологического сопровождения III.Психолого-педагогического сопровождения III.1.Основные формы сопровождения III.2.Основные направления психолого-педагогического сопровождения Вывод Список использованной литературы
Слайд 3: I.Понятие «сопровождение»
Понятие «сопровождение» в современной педагогике и психологии все рассматривается в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»
Слайд 4: сопровождение»
В психологии «сопровождение» – это системная ком- плексная технология социально-психологической помощи личности (Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С. Якиманская ).
Слайд 5: сопровождение»
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора». По мнению Е.И. Казаковой, сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у ребенка психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.
Рекомендательный характер советов сопровождающего. Ведущая идея – необходимая самостоятельность ребенка в решении актуальных для его развития проблем; Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка» - специалист сопровождения должен пытаться решить проблему ребенка с максимальной пользой для него; Непрерывность сопровождения – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи вплоть до полного решения проблемы; Комплексный подход к сопровождению – данный принцип требует согласованной работы всех специалистов сопровождения, которые включены в единую модель организации сопровождения; Стремление к автономизации – предполагает относительную независимость от образовательного учреждения, его решений и мнений педагогов, работающих в нем.
Слайд 8: II.2.Направления психологического сопровождения
Организация среды: материальной, методической, психологической; Помощь непосредственно ученику; Помощь преподавателям; Работа с родителями; Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.
Слайд 9: II.3.Функции психологического сопровождения
Диагностика возникшей проблемы; Информация о проблеме и путях ее решения; Консультация на этапе принятия решения и выработка плана проблемы; Первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Слайд 10: 3.Смысл психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Слайд 11: III.Смысл психолого-педагогического сопровождения
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Слайд 12
В.А. Сластенин, подробно раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы актуальной педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение — это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога»
Слайд 13: III.1.Основные формы сопровождения
Консультирование Профилактика Развивающая работа Диагностика Просвещение Экспертиза Коррекционная работа
Слайд 14: III.2.Основные направления психолого-педагогического сопровождения
-Сохранение и укрепление психологического здоровья; -Мониторинг возможностей и способностей обучающихся; -Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; -Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями; -Поддержка детских объединений и ученического самоуправления; -Формирование коммуникативных навыков разновозрастной среде и среде сверстников; -Дифференциация и индивидуализация обучения.
Слайд 15: Вывод:
Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.
Слайд 16: Список использованной литературы:
Берулава,Г.А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие / Г.А. Берулава. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. –192 с; Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденциив обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. –448 с; Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. [Текст] / Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. - 144с; Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: / Под ред. Шипицыной Л.М.- СПб., 2001.