Первый слайд презентации
«Причины и профилактика негативного поведения дошкольников. Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей» Управление образования администрации города Шахтёрска МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12» Болдарева Светлана Александровна, педагог-психолог, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12»
Слайд 2
« Под поведением разумеют определённым образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой…Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение» С.Л. Рубинштейн
Слайд 7: Конформное поведение
Слайд 8: Импульсивное поведение
Слайд 9: Демонстративное поведение
Слайд 14: Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей
Чаще взрослых настораживают некоторые неожиданные или трудно объяснимые поступки ребенка, одолевают тревожные мысли: если подобное поведение однажды возникло, оно со временем исчезнет или закрепится навсегда? стоит ли немедленно обратиться к специалистам, чтобы оказать ребенку психолого-педагогическую помощь или не вмешиваться? подождать и «с возрастом» все пройдет само собой?
Слайд 15
№ Фамилия Имя № характеристики К П И Д Н А Вывод 1. 2. 3. 4. 5. Таблица 4 ФИО ребенка: __________________ Возраст: ________________ Дата: ___________________ № характеристики Характеристика поведения Утверждение Да Нет 1 Испуганно озирается, оглядывается 2 Продолжает заниматься своим делом даже после замечания 3 Нетерпелив, выкрикивает, перебивает 4 Претендует на главные роли 5 Неопрятный внешний вид 6 Дерется со сверстниками, кусается 7 Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы 8 Спорит, с трудом договаривается, соглашается 9 Не доводит начатое до конца 10 Требуете себе постоянного внимания 11 Не в состоянии поддерживать порядок 12 Обзывает сверстников, грубит взрослым 13 Говорит тихо и мало 14 Ссорится, конфликтует со сверстниками 15 Склонен к быстрой и частой смене настроений 16 Кривляется, строит из себя «шута» 17 Опаздывает 18 Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение 19 Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов 20 Обидчив, склонен к беспричинным слезам 21 Говорит быстро и много 22 Любит приказывать другим детям, повелевать ими 23 Не держит обещания, забывает о порученном 24 Плюется в состоянии раздражения 25 Не уверен в себе 26 С трудом признает свои ошибки 27 Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами 28 Болезненно переживает поражения, неуспехи 29 Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости» 30 Стремится делать многое назло 31 Сторонится коллективных игр и заданий 32 Обвиняет в своих неудачах других 33 Неусидчив 34 Склонен к хвастовству 35 Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое 36 Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты 37 Избегает главных ролей в играх 38 Добивается своего капризами 39 Постоянно отвлекается 40 Не идет на уступки и компромиссы 41 Регулярно и целенаправленно нарушает правила 42 Замахивается на сверстников Таблица 1 Тип поведения Номера характеристик Конформное 1,7,13,19,25,31,37 Протестное 2,8,14,20,26,32,38 Импульсивное 3,9,15,21,27,33,39, Демонстративное 4,10,16,22,28,34,40 Недисциплинированное 5,11,17,23,29,35,41, Агрессивное 6,12,18,24,30,36,42 Таблица 2 Ф.И. ребенка Возраст Дата Тип неконструктивного поведения Критерии оценки Частота Длительность Степень Ситуационная специфичность Таблица 3
Слайд 17: Игра «Поссорились»
Цель: учить детей передавать эмоции (злость, гнев, обиду) с помощью невербальных средств общения – мимики; управлять своими эмоциями. Инструкция: детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно-сильно щеки. Ведущий: – Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы помириться, нужно повернуться лицом друг к другу, осторожно «проткнуть» пальцами надутые щеки обиженного друга – обида и злость лопнут, как воздушный шарик; засмеяться и обняться.
Слайд 18: Игра «Ругаемся овощами» (для агрессивных детей)
Цель: развить коммуникативные навыки, научить выражать негативные эмоции конструктивными способами (с помощью определенных правил); научить понимать шутку в различных ситуациях общения; научить объяснять свои чувства. Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его «обзывали овощами».
Слайд 19: Игра «Интересная походка» (образно-ролевые игры для конформных детей)
Походка человека по раскаленному песку Походка боевого генерала Походка крадущегося человека Походка человека, которому жмут ботинки
Слайд 20: Игра «Золушка» (игры с правилами, игры-соревнования для импульсивного, нетерпеливого ребенка )
Слайд 21: Игра «Цепочка слов» (коллективные дидактические игры для детей с протестным поведением)
1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
Последний слайд презентации: Причины и профилактика негативного поведения дошкольников. Игровые технологии: Литература
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2018. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическе пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность», 2018.