Первый слайд презентации: Расстройства внимания
Выполнила : Куттыбаева А Проверила: Асель Медетовна
Слайд 2: Определение
Внимание – это психический процесс, направленный на ситуативно или устойчиво значимым объекту.
Слайд 3: Классификация
По характеру психического процесса Сенсорный Моторный Интеллектуальный
Слайд 4: Свойства внимания
Объем – число сигналов или ассоциаций, удерживаемых в поле сознания. Концентрация (избирательность) – интенсивность сосредоточения на объекте деятельности (степень помехоустойчивости). Распределяемость – возможность концентрации в нескольких фокусах. Устойчивость – длительность доминирующего характера процесса. Переключаемость – способность к смене установки.
3 7 10 34 45 2 1 50 35 4 17 23 5 8 9 6 12 25 48 19 27 21 31 30 43 16 37 13 29 42 50 15 36 40 24 20 46 32 33 44 49 22 18 41 26 13 39 38 47
Слайд 8: Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте
Симптомы Краткая характеристика Апрозексия Полное отсутствие (выпадение) внимания Гипопрозексия ( рассеяность ) Неспособность к сосредоточению внимания Истощаемость Неспособность к длительному сосредоточению внимания Слабая распределяемость Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение “ поля внимания ” ) Гиперметаморфоз (отвлекаемость) Повышенная переключаемость внимания Застреваемость ( прикованность ) Сниженная переключаемость внимания
Слайд 9
модально-неспецифические модально-специфические Два типа нарушений внимания (по Б.Д. Карвасарскому )
Слайд 10: Первые — модально-неспецифические нарушения внимания
Распространяются на любые формы и уровни внимания Характерны для поражения неспецифических срединных структур мозга — верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной формации, поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее генерализованное состояние внимания
Слайд 11: Неспецифические симптомы нарушения внимания при поражениях мозга
Выделяется три их основные формы: Аспонтанность выражается в невозможности самостоятельного включения больного в выполнение какой-либо деятельности — речевой, двигательной и др. (в ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными). Может проявляться также в преждевременном выключении из задания. Инактивность проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов. Инертность состоит в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой. Н еспецифические симптомы часто сочетаются и переплетаются с противоположно направленными тенденциями нейродинамического характера → гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью.
Слайд 12: Вторые — модально-специфические нарушения внимания
Проявляются лишь в конкретной сфере и описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности Зрительное внимание — симптом расстройства фиксируется при изучении полей зрения Слуховое внимание — дефекты обнаруживаются в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха )
Слайд 13
Тактильное внимание — больной с закрытыми глазами не замечает двойной тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при прикосновении к двум сторонам тела или двум конечностям (например, касания двух кистей рук) Двигательное внимание — при просьбе выполнить координированные движения двумя руками, больной сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет движения, а позднее совсем отстает. Своих ошибок больной не осознает Интеллектуальное внимание — его изменения связаны с поражением коры лобных долей
Слайд 14: Факторы, обеспечивающие внимание
Интенсивность, новизна и структура раздражителя – определяют само направление внимания, его объем и устойчивость. Влияние потребностей, интересов и установок субъекта – определяют направление внимания. Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. Его нарушение – один из самых важных симптомов психопатологии.
Слайд 15: Психопатология внимания
Сужение объема – неспособность произвольно удерживать достаточное количество представлений и свободно оперировать ими. Возрастает количество ошибочных действий, рассеянность, суетливость. Заметно в беседе (теряется желаемая быть высказанной мысль). Типично для астенических состояний различного генеза или органических расстройств.
Слайд 16: Психопатология внимания
Чрезмерная истощаемость – снижение способности к длительному сосредоточению, обычно – на фоне имеющейся или усиливающейся утомляемости. Повышается отвлекаемость, суетливость или заторможенность, теряется интерес к деятельности. Нозологическая принадлежность – астенические состояния, органические психические расстройства.
Слайд 17: Психопатология внимания
Нарушение направленности внимания – фиксация его на строго определенных сторонах жизни (патологическая рефлексия, обсессивно-фобические состояния, ипохондрия и психастения в классических описаниях, выраженная шизоидия, болезни зависимости). Как правило, внимание обращено в прошлое или крепко сцеплено с ним. Также может быть направлено на психопродуктивные симптомы.
Слайд 18: Психопатология внимания
Своеобразие внимания больных шизофренией – «рассеивание» на несущественные детали, часто в сочетании с неопределенным типом аффекта («реакция на недоминантные стимулы). Описываются манипуляции с одеждой, разглядывание собственных ладоней или обстановки помещения, постоянное выполнение стереотипной деятельности без интереса к собеседнику (курение, чистка ногтей, причесывание). На деле же могут подмечаться очень многие, даже тонкие детали.
Слайд 19: Психопатология внимания
Ослабление способности к распределению внимания – неспособность к выполнению двух и более дел (например, совершать счет по Крепелину и взмахивать при этом рукой). Считается типичной для органической психической патологии, выраженной астении, иногда – при эндогенной патологии (в сочетании с нарушениями управляемостью мышлением).
Слайд 20: Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических состояниях, весьма своеобразно проявляются при ряде локальных поражений головного мозга, некоторых психических заболеваниях:
Невроз Шизофрения Травматические и сосудистые заболевания головного мозга Далеко зашедшие стадии хронического алкоголизма Церебральный атеросклероз («стариковская рассеянность») Эпилепсия Туберкулез легких
Слайд 21: Выявление расстройств внимания
в ходе беседы и обследования пациента по сосредоточенности или отвлекаемости на случайные раздражители, способности удерживаться на одной теме разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования. Дополнительно можно использовать экспериментально-психологические методики, такие, например как корректурная проба, счет по Крепелину, таблицы Шульте.
Слайд 22: Нарушения внимания у детей и подростков
Одним из наиболее известных, выделяемых в качестве самостоятельного расстройства, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) Нарушения внимания имеют место у детей с умственной отсталостью, органическими заболеваниями головного мозга, астеническими состояниями вследствие перенесенных или текущих соматических, в том числе инфекционных, заболеваний или интоксикаций
Слайд 23: Симптомы, которые имеет ребенок при дефиците внимания, выделенные для установления диагноза дефицита внимания:
не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе; с трудом поддерживает внимание в работе и игре; не слушает то, что ему говорят; не в состоянии следовать инструкциям; не может организовать игру или деятельность; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; часто теряет вещи; часто и легко отвлекается; бывает забывчив.