РАСТОРМАЖИВАНИЕ РЕЧИ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ — презентация
logo
РАСТОРМАЖИВАНИЕ РЕЧИ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
  • РАСТОРМАЖИВАНИЕ РЕЧИ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
  • Моторная алалия (экспрессивная)
  • Цель - активизация экспрессивной речевой деятельности.
  • Основные задачи
  • Мотивация
  • Частые причины отказа от речи
  • Моральная поддержка ребёнка
  • Наглядность
  • Требования к игрушкам
  • Звукоподражание
  • Произнесение отдельных звуков и слогов
  • Возможные трудности произнесения слогов и звуков
  • Наиболее частые замены звуков
  • Предупреждение замен звуков
  • Использование интонации
  • Использование мимики и жестов
  • Типы слоговой структуры по А.К. Марковой
  • Отклонения в воспроизведении слогового состава слова (Н.С. Четверушкина )
  • Отбор речевого материала
  • Слова из одинаковых открытых слогов
  • Слова из одного закрытого слога (СГС)
  • Слова из двух разных открытых слогов
  • Слова из открытого и закрытого слогов (СГСГС)
  • Слова из трёх открытых слогов
  • Слова из трёх слогов (СГСГСГС)
  • Первые фразы
  • Помощь при произнесении фразы
  • Развитие грамматического строя речи
  • Множественное число
  • Родительный падеж
  • Дательный падеж
  • Винительный падеж
  • Творительный падеж
  • Предложный падеж
  • Развитие словаря
  • Словообразование
  • Спасибо за внимание !
1/37

Учитель – логопед Юрова Мария Сергеевна

Изображение слайда

Слайд 2: Моторная алалия (экспрессивная)

Системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Изображение слайда

Слайд 4: Основные задачи

Формировать игровую деятельность. Укреплять веру в свои силы. Мотивировать к речи. Разви­вать речевую и психическую активность. Развивать функции подража­тельной деятельности и отражённой (репродуктивной) речи. Развивать речевую моторику. Развивать зрительное, слуховое и тактильное вос­приятие. Развивать слуховое внимание. Развивать вербальную память. Расширять количество произносимых звуков. Формировать динамический артикуляционный стереотип. Формировать мыслительные операции (отбора языковых средств, их комбинирования). Расширять и активизировать словарный запас. Развивать способность к словоизменению и словообразованию.

Изображение слайда

Слайд 5: Мотивация

Изображение слайда

Высокая степень сложности речевого материала. Быстрая утомляемость от использования речи. Недостаточная мотивация к использованию речи.

Изображение слайда

Слайд 7: Моральная поддержка ребёнка

Хвалить при малейшей удаче. Не ругать за ошибки. Разрешать выбрать другую игру. Следить за утомляемостью, вовремя менять игры. Не запрещать употребление слов с дефектно произносимыми звуками.

Изображение слайда

Слайд 8: Наглядность

игрушки картинки предметы фотографии схемы

Изображение слайда

Не давать игрушек с мелкими частями детям, которые могут взять их в рот! Игрушки не должны ранить ребёнка. Игрушки должны быть интересны ребёнку. Для мотивации удобно использовать игрушки, с которыми можно проводить многократные, быстро выполняемые операции (кормление животных, скатывание машинки с горки и др.). На одном занятии лучше использовать наглядность разного типа, чтобы она не надоела ребёнку.

Изображение слайда

Слайд 10: Звукоподражание

бе-бе кар-кар

Изображение слайда

Слайд 11: Произнесение отдельных звуков и слогов

Звук А О У Э Ы М АМ ОМ УМ ЭМ ЫМ МА МО МУ МЭ МЫ П АП ОП УП ЭП ЫП ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ Б БА БО БУ БЭ БЫ Т АТ ОТ УТ ЭТ ЫТ ТА ТО ТУ ТЭ ТЫ Д ДА ДО ДУ ДЭ ДЫ К АК ОК УК ЭК ЫК КА КО КУ КЭ КЫ Г ГА ГО ГУ ГЭ ГЫ Х АХ ОХ УХ ЭХ ЫХ ХА ХО ХУ ХЭ ХЫ В ВА ВО ВУ ВЭ ВЫ Ф АФ ОФ УФ ЭФ ЫФ ФА ФО ФУ ФЭ ФЫ н НА НО НУ НЭ НЫ АН ОН УН ЭН ЫН

Изображение слайда

Слайд 12: Возможные трудности произнесения слогов и звуков

Ребёнок: не смотрит на артикуляцию логопеда; не может повторить отдельные звуки по подражанию; не произносит слоги слитно; забывает второй звук в слоге; заменяет одни звуки другими; артикулирует беззвучно;

Изображение слайда

Слайд 13: Наиболее частые замены звуков

по месту смычки ( к-т -п; г-д -б); по типу выдоха (м-б); по звонкости – глухости (т-д); по твёрдости – мягкости (т-т ` ); предыдущими звуками (персеверации);

Изображение слайда

Слайд 14: Предупреждение замен звуков

Первичная отработка смешиваемых ведётся отдельно друг от друга. Глухие звуки произносятся шёпотом. Используются: утрированная артикуляция, интонация, жесты и мимика.

Изображение слайда

Слайд 15: Использование интонации

Для лучшего запоминания слогов и звуков ребёнком: разные звуки и слоги произносятся с разной интонацией; интонация может закрепляться за конкретным слогом; интонация связывается с семантикой (ТА! – стреляет пистолет).

Изображение слайда

Слайд 16: Использование мимики и жестов

Жесты закрепляются за конкретным слогом или звуком. Возможно заучивание жестов на слоги и звуки, на которые часто заканчиваются слова (НЯ – Маня, Таня, дыня; ТА – вата, дата, хата, Ната и др.). Для увеличения сложности слова проговариваются без жестов.

Изображение слайда

Слайд 17: Типы слоговой структуры по А.К. Марковой

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов. 2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. 3. Односложные слова. 4. Двусложные слова с закрытым слогом. 5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова. 6. Двусложные слова, состоящие из закрытых слогов. 7. Трехсложные слова с закрытым слогом. 8. Трехсложные слова со стечением согласных. 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. 10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. 11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова. 12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных. 13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова. 14. Многосложные слова, состоящие из открытых слогов.

Изображение слайда

Слайд 18: Отклонения в воспроизведении слогового состава слова (Н.С. Четверушкина )

Нарушение количества слогов : сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»; опускание слогообразующей гласной – « пинино » – « пианино»; увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – « команата » – «комната». 2. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов – « деворе » – «дерево»; перестановка звуков в соседних слогах – « гебемот » – « бегемот». 3. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных – « тул » – «стул»; вставки согласных в слог – « лимонт » – «лимон». 4. Уподобление слогов – « кококосы » – «абрикосы». 5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) – «били...били... билитекарь » – «библиотекарь ». 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) – « нананасы »–«ананасы». 7. Контаминации (смешение элементов слов) – «в холодильнице » – «в хлебнице, в холодильнике».

Изображение слайда

Слайд 19: Отбор речевого материала

Речевой материал должен быть понятен ребёнку. Нужен для ежедневного применения. Слова составляются из тех слогов и звуков, которые ребёнок в состоянии произнести.

Изображение слайда

Слайд 20: Слова из одинаковых открытых слогов

мама папа баба дядя Тата няня

Изображение слайда

Слайд 21: Слова из одного закрытого слога (СГС)

Том мак мат бак ком дом

Изображение слайда

Слайд 22: Слова из двух разных открытых слогов

Маня дама Тима мята пена муха

Изображение слайда

Слайд 23: Слова из открытого и закрытого слогов (СГСГС)

комок котик домик Кабан диван веник

Изображение слайда

Слайд 24: Слова из трёх открытых слогов

победа помада домино томаты финики петухи

Изображение слайда

Слайд 25: Слова из трёх слогов (СГСГСГС)

пакетик котёнок бегемот водопад капитан самокат

Изображение слайда

Слайд 26: Первые фразы

Там мама. Мама там. Таня Там. Там Таня. Тата это мама. Это моя мама. Это мама и папа. Тата, это моя мама. Таня, это моя мама. Таня, это мои мама и папа. там вот тут это дай иди неси ходи кати веди моя

Изображение слайда

Слайд 27: Помощь при произнесении фразы

Визуализация фразы с помощью: картинок; игрушек; схем; жестов; мимики букв.

Изображение слайда

Слайд 28: Развитие грамматического строя речи

Материал даётся системно. Для отработки падежных окончаний отбирают группу слов одного склонения. На первых этапах ребёнок повторяет фразы за логопедом, затем образует форму слов самостоятельно. Словоизменение усваивается длительно, путём многократного повторения. Падежные окончания в единственном и множественном числе отрабатываются отдельно (для единообразия инпута ).

Изображение слайда

Слайд 29: Множественное число

Бак – баки Мак – маки Сок – соки Кот – коты Кит – киты Пита – питы Дама - дамы

Изображение слайда

Слайд 30: Родительный падеж

Вопрос Это мама. (демонстрируется картинка) Кого нет ? (картинку переворачивают) В усложнённом варианте спрашивают от другого лица (человек, игрушка, картинка). Ответ Мамы. Мамы нет. Нет мамы. Тут нет мамы. Папа, тут нет мамы. Тата, тут нет мамы и папы. Маня, тут нет Тани и Вани.

Изображение слайда

Слайд 31: Дательный падеж

Вопрос Кому это дать? (демонстрируется картинка или игрушка) Предмет можно «отдать» изображённым на картинках людям или животным, игрушкам. В усложнённом варианте спрашивают от другого лица (человек, игрушка, картинка). Ответ Маме. Дай маме. Дай это маме. Дай мак маме. Тата, дай маме. Тата, дай это маме. Тата, дай мак маме. Таня, дай это маме и папе.

Изображение слайда

Слайд 32: Винительный падеж

Вопрос Что тебе дать? Отвечать одним словом: Что тебе купить? Кого ты любишь? Кого ты встретил ? Кого позовём? Кого (что)ты видишь ? Что мы возьмём? Ответ Мак (вату). Дай мак (вату). Дай мне мак (вату). Папа, дай мне мак (вату). Тима, дай мне мак (вату). Мама, дай мне бак и мак. Дима, дай мне вату и мяту.

Изображение слайда

Слайд 33: Творительный падеж

Вопрос С кем ты идёшь гулять ? (Предлог можно подсказывать, или проговаривать вместе с логопедом). С кем ты поёшь, везёшь? (и т. д.) Ответ С мамой. Иду с мамой. Я иду с мамой. Я иду с мамой и папой. Тата, я иду с мамой и папой.

Изображение слайда

Слайд 34: Предложный падеж

Вопрос О ком (чём) ты думаешь, поёшь ? Для ответа одним словом О ком нужно заботиться ( рассказывать, говорить, мечтать, вспоминать, забывать, напоминать, писать, петь, помнить, спрашивать, узнавать, читать, )? Где ты был (учился, играл)? Где лежит (стоит)? Ответ О маме. Думаю (пою) о маме. Я думаю (пою) о маме. Я думаю о маме и папе. Тата, я думаю о маме. Тата, я думаю о маме и папе. Таня, я думаю о маме. Таня, я думаю о маме и папе.

Изображение слайда

Слайд 35: Развитие словаря

Покажи… Выбери… Найди… Принеси… Дай… Использовать при доступной звуко-слоговой структуре. Что это? Назови…

Изображение слайда

Слайд 36: Словообразование

Виды работ Совместное называние картинок с логопедом. Самостоятельное называние картинок. Дом – домик Кот – котик Том – томик Канат - канатик Большой - маленький

Изображение слайда

Последний слайд презентации: РАСТОРМАЖИВАНИЕ РЕЧИ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ: Спасибо за внимание !

Изображение слайда

Похожие презентации