Слайд 2
Перце́пция (от лат. perceptio ) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным
Слайд 3
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Слайд 4: Эффекты восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Слайд 5: Эффекты стереотипизации
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Слайд 6: Эффекты последовательности
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо-знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Слайд 7
Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
Слайд 9
Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Слайд 10
Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму. Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
Слайд 11
Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он. Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
Слайд 13
Под казуальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.
Слайд 14
Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этническихи т. д.)
Слайд 16
Фундаментальная ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение диспозиционными причинами в ущерб ситуационных.
Слайд 17: Причины фундаментальной ошибки атрибуции:
Ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном. Неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией. Игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения. Большее доверие к фактам, чем к суждениям — это обусловлено механизмом «фигура — фон» Лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.
Слайд 18: Впечатление
«В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью ».
Слайд 19
Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других. Впечатления составляют: -Образцы поведения -Абстракции
Слайд 20
Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Слайд 21
Усиление собственной позиции Усиление позиции собеседника Тактики управления впечатлением:
Слайд 22
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.