Первый слайд презентации: СТОРИТЕЛЛИНГ
Творческое объединение «Интернет-журналистика» Малая академия наук https://vk.com/public58884413
Слайд 2: Что такое сторителлинг
Умение писать и рассказывать истории так, чтобы читатель сам пришел к нужному вам выводу Р ассказывать истории - информация, поданная через историю, притчу, басню, фото и т.д. Технология популярна в маркетинге, кинематографе, журналистике и т.д. Обычная информация забывается в течение нескольких часов Интересная история запоминается Главная цель сторителлинга увлечь слушателя (с помощью интриги, конфликта, неожиданного финала)
Слайд 3: Структура сторителлинга
1 – вовлекающая завязка 2 – препятствие(я) + развитие сюжета 3 – интересная кульминация 4 – развязка (как всё закончилось) 5 – поучительная мораль История удалась, если читатель дочитал (досмотрел, дослушал)
Слайд 4: Сказка «Маша и три медведя»
Завязка. Действия, события из-за которых произойдет конфликт. Маша пошла в лес и заблудилась. Развитие. Раскрывается характер персонажей, описывается происшествие. Маша зашла в домик медведей. Съела их кашу, поспала у них. Кульминация. Медведи пришли домой, разозлились и стали искать виновника. Развязка. Завершение истории и конфликта. Девочка выскочила в окно и убежала домой. Выводы. Как конфликт повлиял на персонажей, что помогло бы его избежать. Маша больше не убегает из дому в лес.
Слайд 5: ЗАПОМИНАЕМ
Сторителлинг - это способ воздействия на аудиторию с помощью историй Действующие лица могут быть вымышленными и взятыми из реальной жизни Продуманный и грамотно поданный рассказ убеждает не хуже, а иногда лучше, чем сухие факты
Слайд 6: Сторителлинг = конфликт+человек+среда
Сторителлинг — не просто рассказ о каком-то событии Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей Для хорошей истории важны — конфликт, персонажи, мир вокруг них
Слайд 7: Сторителлинг – это не реклама
Цель рекламы – внушить Ц ель сторителлинга – заставить задуматься С помощью сторителлинга слушатели сами доходят до определенных мыслей, никто не навязывает им решение, услугу или продукт
Слайд 8: Что такое история
Суть хорошей истории - конфликт меняет жизнь История — когда обостряется (усиливается) ход событий (конфликта), что вызывает значимые изменения в жизни человека (участника конфликта или события)
1. Придумать идею (начинать работу над историей) Идея – короткая мысль, которая запомнится Пример: Мы в ответе за тех, кого приручили (книга «Маленький принц») 2. ЦА - определить, для кого будет история Пример: Barbie - сторителлинг о воображении девочек 3. Придумать действующее лицо - должен вызвать сопереживание, но не обязательно симпатию 4. Понять, что ему нужно – в удачных историях желания героев часто противоречат их потребностям Пример: Чего хочет Джек Воробей? — Вернуть Черную Жемчужину
Слайд 10: Продолжение (создаём историю)…
5. Придумать мир (после готовой идеи, персонажа, его потребностей) в котором он существует: окружение п равила, ограничения, которыми будем руководствоваться в нашей истории Иногда мир — это временной отрезок, в момент которого происходит вся история от реально существующих явлений и людей до магических с вымышленными живыми существами, придуманными законами природы
Слайд 11: Пирамида потребностей Маслоу
Суть теории Маслоу - обычно люди удовлетворяют первым делом основные потребности (пища и безопасность), а затем уже более сложные (любовь, принадлежность, уважение) Автор: Решает, на каком уровне пирамиды Маслоу находится в начале истории персонаж Насколько он доволен сложившейся ситуацией Желает ли он добиться чего-то большего Как развитие сюжета повлияет на него: будет ли он перемещаться вверх или вниз по пирамиде потребностей
Слайд 13: Продолжение (создаём историю)…
6. Придумать логичную структуру истории : начало ( введение и начало истории ) середина (все главные события) конец (результат этих событий и выводы о них )
Слайд 14: Пример (логичная структура) – предложения, которые можно дополнить действиями персонажа и событиями:
Однажды... Каждый день... До тех, пор пока однажды не произошло... Из-за этого... Из-за этого... Из-за этого... И вот наконец... И с тех пор... Мораль этой истории —
Слайд 15: Заголовок: Легко ли стобальнику вытравить из себя вирус ЕГЭ
Однажды... наступит день, когда прозвучит заветное "Вы в списке!" Ура! Бюджет. Общага. Питер. Спасибо школе и ЕГЭ - балл - наше всё! Каждый день... хочется петь, веселиться. Жизнь удалась. Богом поцелована. До тех, пор пока однажды не произошло... знакомство с профессором Негатив.... Прозвучало роковое - А! Теперь понятно, почему ваш текст никуда не годится... 100-бальница!? Опять вас прибыло.... Из-за этого... начнутся переписывания и бессонные ночи, не поможет даже дедлайн. Из-за этого... начнёшь ненавидеть его пары, а затем и себя. Из-за этого... подумаешь, а нужна ли мне эта журналистика... ведь - это не моё. И вот наконец... заветное: "Ну, вот - это уже можно читать...." И с тех пор... летишь на крыльях креатива, чувствуешь свободу мысли и силу слова, радуешься, что было оно - ЕГЭ. Мораль этой истории — на ЕГЭ дружи со штампами, а для людей пиши сердце
Слайд 16: Легко ли стобальнику победить вирус ЕГЭ
Наступит день, когда прозвучит заветное "Вы в списке!" Ура! Бюджет. Общага. Питер. Спасибо школе и ЕГЭ - балл - наше всё! Хочется петь, веселиться. Жизнь удалась. Богом поцелована. Однажды профессор Негатив изречет роковое - А! Теперь понятно, почему ваш текст никуда не годится... 100-бальница!? Опять вас прибыло.... И начнутся переписывания и бессонные ночи, не поможет дедлайн. Станешь ненавидеть его пары, а затем и себя. Подумаешь, а нужна ли мне эта журналистика - это не моё. И вдруг прозвучит заветное: "Ну, вот - это уже можно читать...." И полетишь на крыльях креатива, почувствуешь свободу мысли и силу слова. Возрадуешься, что было оно - ЕГЭ. Так что - на ЕГЭ дружи со штампами, а для людей пиши сердцем.
Слайд 17: Продолжение (логичная структура)…
Если сторителлинг основан на реальных событиях, работает схема структуры, которой пользуются в журналистике — метод пяти «W»: Who — кто сделал What — что сделал When — когда сделал Where — где это произошло Why — почему это произошло
Слайд 18: Продолжение (создаём историю)…
7. Создать завязку (постановка проблемы) - тот момент в истории, который нарушает равновесие в жизни персонажа и заставляет его действовать (какое-то неожиданное и неприятное событие) Пример: поломка автомобиля в канун поездки или потеря ключей по дороге домой. 8. Найти конфликт (без конфликта истории не получится) - главное противоречие, с которым сталкивается персонаж, и которое мешает ему добиться желаемой цели. Пример: человек против общества; человек против себя; человек против стихии.
Слайд 19: Продолжение (создаём историю)…
9. Продумать препятствия – они помогают раскрывать характер персонажа, добиваться от него важных для хода истории поступков и держат аудиторию в напряжении до самого конца. 10. Придумать кульминацию (высшая точка напряжения в истории) - главное принятое решение или событие, которое изменило всё. Ответ: Чем все закончилось? Пример: победа в финальной битве над злодеем, осознание истинных чувств, спасение от проклятья или возвращение героя домой.
Слайд 20: Продолжение (создаём историю)…
11. Придумать концовку - рассказать об уроках и опыте, которые извлекли персонажи. Главное правило в сторителлинге — постараться сделать развязку логичной и основанной на поступках действующих лиц. ВЫВОД: Если история получается интересной - цель достигнута Можно создать — захватывающий текст, плакат, комикс, фильм, серию фотографий….
Слайд 21: Начни с малого
Преодолей страх «чистого» листа Осваивай сторителлинг с уже знакомых жанров: заметка фотоистория презентация
Слайд 22: Сторителлинг: пример истории
Вариант 1. О появлении сэндвича Сэндвич — это английская разновидность бутерброда. Состоит из 2-х или более ломтиков хлеба (булки) и одного или нескольких слоев мясной начинки (или любой другой). Оксфордский словарь датирует первые употребления термина «сэндвич» по отношению к еде 1762 годом. Вариант 2. Сэндвич придумали играя в карты Известный британский политик, аристократ Джон Монтегю, IV граф Сэндвич, очень любил проводить время за карточными играми. Однажды, во время очередной игры в крИббедж, которая продолжалась уже несколько часов, он не нашел времени перекусить и приказал слуге принести ему еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям очень понравился вариант приема пищи без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб « по-сэндвичски ».
Слайд 23: ЗАПОМИНАЕМ
В любой истории должна быть главная идея Рассказывай о том, что близко тебе Не бойся разных форматов и ошибок — мастерство приходит с практикой Не забывай про структуру и главного персонажа — это поможет привлечь и удержать внимание аудитории Постоянно пиши
Слайд 24: Ошибки в сторителлинге
Монотонное изложение Длинное начало Птичий язык (непонятные термины) Безэмоциональность (без эмоций - это информационный текст) Присвоение чужой истории (кто-то обязательно найдёт первоисточник - доверие к автору утрачено) Не знать свою целевую аудиторию (писать для всех, значит писать ни для кого) Рекламировать в лоб (навязчиво продавать свой товар)
Слайд 25: Книги про сторителлинг
Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй» (около 100 готовых примеров историй сторителлинга для тех, кто хочет научиться вдохновлять и убеждать любую аудиторию) Сергей Гузенков «Сторителлинг. Пособие для чайников» (основы теории сторителлинга + практическая часть: приведено много заданий для развития навыка сторителлинга)