Первый слайд презентации: Тема лекции №3: «Оценка и контроль качества товаров»
План Оценка качества товаров, сущность и необходимость. Градации качества товаров. Дефекты товаров, понятие и классификация. Методы оценки качества товаров. Оценка уровня качества, сущность, необходимость и методы. Контроль качества товаров и количественная характеристика товаров. Методы контроля качества, правила отбора выборки, проб и образцов.
Оценка качества товаров – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями. Градация качества – это категории, которые ранжируют товары одного наименования от высших до низших ступеней качества на основе значений показателей качества и наличия дефектов.
Слайд 3: Градации качества
Градация качества – категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству товаров, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001). Градации качества Стандартные товары - сорт; - группа сложности; - марка; - группа качества; - номер; - категория качества Нестандартные товары -ликвидные; - условно-пригодные товары. брак и отходы - неликвидные; - опасные товары.
Слайд 4: Дефекты товаров
Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием ( ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Классификация дефектов По степени значимости: критические, значительные, малозначительные; 2. По возможности обнаружения: явные, скрытые; 3. По возможности устранения : устранимые, неустранимые; 4. По происхождению: сырьевые, технологические, предреализационные ; 5. По размерам: мелкие, крупные.
Слайд 6: Органолептические методы или сенсорные – методы определения значений показателей качества товаров на основе восприятия органов чувств
Наименование методов Определение 1.Визуальный Определение внешнего вида, формы, цвета, блеска, прозрачности, просвечиваемости и др. с помощью зрения; 2.Обонятельный Определение запаха (характер и интенсивность) с помощью органов обоняния; 3.Вкусовой Определение вкуса (характер и интенсивность) рецепторами языка; 4.Осязательный Способность ощущать рецепторами кожи прикосновения; 5.Слуховой Акустические восприятие.
Слайд 7: Измерительные методы – методы определения значений показателей качества с помощью технических средств
Наименование 1. Химические Определение природы веществ, химического состава, содержания примесей, поведения материалов под действием сред; 2. Физические Оптическая спектрометрия, оптические методы молекулярного анализа, радиометрические методы, термометрические методы, денсиметрия, вискозиметрия; 3. Физико-химические Хроматографические, электрохимические и др.; 4. Физико-механические Определение прочностных свойств материалов; 5. Микробиологические Определение гигиенических свойств товаров, основанное на измерении интенсивности развития микроорганизмов.
Слайд 8: Методы оценки качества товаров
Наименование Определение 1. Расчетный Определение показателей качества товаров с использованием зависимостей их от параметров товаров(показатели безотказности, ремонтопригодности, энергетическая ценность и др.) 2. Регистрационный Определение показателей качества товаров на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов и затрат; 3. Экспертный Определение показателей качества товаров анализом количественных и качественных оценок экспертов; 4. Социологический Определение показателей качества товаров на основе сбора и анализа мнений потребителей о качестве товаров.
Слайд 9: 5. Контроль качества товаров, сущность и количественная характеристика товаров
Единичные экземпляры – отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими потребительскими свойствами (автомобиль, обувь, банка с краской, бутылка вина и др.); Комплексная упаковочная единица – совокупность единичных экземпляров одинаковых товаров, объединенных общностью упаковки (упаковка напитков); Комплект товаров – совокупность единичных экземпляров разнородных товаров, предназначенных для одного назначения (одежда, мебель, посуда, запасные детали); Товарная партия – совокупность единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц, объединенных по определенному признаку и оформленная одним транспортным документом (одного способа изготовления, произведенная в одних и тех же условиях, одной градации качества).
Последний слайд презентации: Тема лекции №3: «Оценка и контроль качества товаров»: Выборочный контроль
Выборка – определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии; Проба (образец) – минимально допустимая часть товарной партии, отобранная по установленным правилам; Точечная проба – единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии; Объединенная проба – совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии; Средняя проба – часть объединенной пробы для проведения лабораторных испытаний (разделение на аналитическую, арбитражную и контрольная пробы)