Слайд 4
Старость Интеграция ___ Разочарование в жизни Зрелость Творчество ____ застой Молодость Интимность __ изоляция Юность Идентичность диффузия идентичности Школьный возраст (латентная стадия) Достижение ___ неполноценность Возраст игры (фаллическая стадия) Инициативность чувство вины Ранний возраст (анальная стадия) Автономия ____ сомнение, стыд Младенчество (оральная стадия) Доверие __ недоверие 4
Концепция Э. Эриксона сильно отличается от классического психоанализа. Эриксон не признает сексуальность в качестве основной детерминанты развития. Модель развития личности Э. Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной. Он полагает, что социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее важен, чем биологический и физический аспекты. 5
2) Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, акцентирует внимание не на Оно, а на развитии Я ( Эго ) индивида, поэтому его считают представителем эго‑психологии. На каждой стадии Эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества. 6
3) если Фрейд подчеркивает значимость влияния родителей на развитие личности ребенка, то Э. Эриксон – исторические условия, особенности культуры и общества, в которых формируется Эго ребенка 7
4) Э. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всего жизненного пути, от рождения до смерти. 8
Слайд 9
Каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. 9
Слайд 10
Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду обществом (вызов общества развивающейся личности) и которая должна разрешиться для того, чтобы человек перешел на следующую стадию. 10
Слайд 11
11 Кризис, по Э. Эриксону, – поворотный пункт, особый момент в человеческой жизни, «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой»
Слайд 12
Неразрешенная задача переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя, по Э. Эриксону, все‑таки возможно. 12
Слайд 13: Младенчество (0-1 год) орально-сенсорная стадия
1. Базисное доверие против недоверия ( basic trust vs. mistrust ): надежда ( hope ) Первая стадия, которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (З. Фрейд). Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом посттравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. 13
Слайд 14
Опыт общения ребенка с матерью является решающим фактором для установления баланса ощущений безопасности и тревоги. Сочетание чуткой заботы о ребенке с уверенностью в правильности своих действий, а также последовательное и предсказуемое обращение с ребенком создает у него веру в себя и в окружающий мир 14
Слайд 15
Первый признак доверия к матери появляется, когда малыш готов позволить ей удалиться, не испытывая при этом чрезмерной тревоги или негодования. 15
Слайд 16: Раннее детство (1 – 3 года) мышечно-анальная стадия
2. Автономия против стыда и сомнения ( autonomy vs. shame, doubt ): воля ( will ) Воля, самоконтроль / слабоволие Вторая стадия, которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1–3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или сильной волей. Разумная дозволенность, внешний контроль, убеждающий ребенка в собственных силах и возможностях, поддержка способности ребенка самостоятельно делать выбор в пределах разрешенного способствуют становлению автономии ребенка. В ситуации гиперопеки или, наоборот, отсутствия поддержки у ребенка развиваются чувство стыда перед другими, сомнения в своей способности управлять собой и контролировать окружающий мир. 16
Слайд 17: Возраст игры (3-6 лет) инфантильно-генитальная стадия
3. Инициатива против вины ( initiative vs. guilt ): целеустремленность (purpose) смелость ставить и достигать поставленные цели, которой не мешают чувство вины и страх наказания. Ребенок ставит цели, упорно их добивается, что‑то предпринимает, фантазирует. Основное занятие этого возраста – игра. Именно в игре у ребенка развивается самостоятельность, решительность, чувство свободы и собственной власти над окружающим. Если родители поддерживают у ребенка стремление к цели, поощряют его самостоятельную и энергичную игру, фантазию и любознательность, то идет формирование инициативности. В противном случае развивается чувство вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки, чувство собственной никчемности и чрезмерной зависимости от других. 17
Слайд 18: Школьный возраст (6-12 лет) психосексуальный мораторий
4. Трудолюбие против неполноценности ( industry vs. inferiority ) Компетентность ( competence ) – это «непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избыточного чувства неполноценности» Эта стадия систематического обучения в школе, овладения многочисленными навыками и умениями, освоения культурного наследия. Ребенок приучается «получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию» Опасность на этой стадии состоит в чувстве неадекватности и неполноценности, которое развивается вследствие ощущения собственной неумелости, отсутствия хороших результатов, неспособности занять достойное место среди сверстников, сомнения в возможности овладеть социально значимыми умениями 18
Слайд 19: Юность (12-20 лет)
5. Идентичность против диффузии ролей ( identity vs. role diffusion, или role confusion ) верность ( fidelity ) Верность - способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства Идентичность - внутреннее чувство целостности. «Кто я?» Пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества. 19
Слайд 20
20 Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Эриксон назвал психосоциальным мораторием. Для обретения идентичности общество предоставляет человеку дополнительное время. В современном обществе это студенческий возраст.
Слайд 21: Молодость (20 -25 лет)
6. Близость (интимность) против изоляции ( intimacy vs. isolation ): любовь ( love ) поддержание взаимности в отношениях, способность оставаться верным таким отношениям, даже если они требуют жертв и компромиссов. только на этой стадии достигается и может полностью проявиться истинная генитальность – установление подлинной взаимности, примирение любви и сексуальности, готовность совместно регулировать такие важные аспекты своей жизни, как любовь, работа, отдых. Главная опасность на этой стадии заключается в избегании контактов, требующих полной близости, стремлении никого не пускать в свой внутренний мир, «сохранить дистанцию», что ведет к чувству одиночества, к изоляции. 21
Слайд 22: Зрелость (26 -64 года)
22 Производительный труд и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и творчестве. «Зрелый человек, — писал Эриксон, — нуждается в том, что� бы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться». При этом речь необязательно идет только о собственных детях."
Слайд 23: Зрелость (26 -64 года)
7. Генеративность против стагнации ( generativity vs. stagnation ): забота ( care ) включает в себя ответственность за других людей, за важные для человека результаты и идеи, Генеративность – способность заботиться о собственных детях или, шире, о следующем поколении, продуктивность и креативность, выражающиеся в производстве материальных и духовных ценностей. При неблагоприятной ситуации развития наблюдается чрезмерная сосредоточенность на себе, поглощенность личными потребностями, желаниями или собственными успехами. Это приводит к застою, инертности, чувству ненужности, бессмысленности жизни. 23
Слайд 24: Старость
8. Целостность эго против отчаяния ( ego integrity vs. despair ): мудрость ( wisdom ) «осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» Целостность Эго выражается в принятии своего жизненного цикла с его победами и поражениями, в ощущении порядка и осмысленности как собственной жизни, так и мира вокруг Отсутствие или утрата интеграции Эго ведет, по мнению Э. Эриксона, к страху смерти, непринятию собственной жизни, к отвращению по отношению к себе и другим, возникает отчаяние, поскольку не осталось времени, чтобы попытаться прожить жизнь по‑другому. 24
Слайд 26
«От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам — прочесть после моей смерти. Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание». 26 1924-2001
Слайд 27
27 Ради Бога, заклинаю вас, не вздумайте что-нибудь переименовывать, особенно родное село. Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.
Слайд 29
29 Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.
Слайд 30
30 В период обучения в школе встает новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.
Слайд 31
31 Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.
Последний слайд презентации: Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
32 базовая вера против базового недоверия рождает надежду / отдаление; автономность против стыда и сомнения — волю / импульсивность ; инициативность против вины — целеустремленность / апатию; трудолюбие против чувства собственной неполноценности — компетентность / инерцию ; идентичность против диффузии идентичности — верность / отречение; близость против одиночества — любовь / замкнутость ; порождение против самопоглощенности — заботу / отвержение ; эго�интеграция против потери интереса к жизни — мудрость / презрение.