Первый слайд презентации: Устройство и работа смазочной системы
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы
Слайд 2: Что такое «смазочная система»?
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 2 Что такое «смазочная система»? Смазочная система – совокупность устройств, соединенных между собой маслопроводами и обеспечивающих очистку и подведение масла к трущимся поверхностям деталей двигателя в необходимом количестве при определенной температуре и под определенным давлением. Масло к поверхностям трения может подводиться: самотеком, разбрызгиванием или под давлением.
Слайд 3: Функции смазочной системы
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 3 Функции смазочной системы 1. Снижение трения и защита двигателя от износа 2. Уменьшение воздействия на детали двигателя различных загрязнений, образующихся в условиях агрессивной среды и высоких температур (до 1600 0 ): сажи, смолистых отложений, продуктов окисления 3. Охлаждение двигателя: ряд деталей охлаждается исключительно маслом (поршни, шатуны, газораспределительный механизм, подшипники распределительного и коленчатого валов)
Слайд 4: Виды трения в сопряженных деталях двигателя
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 4 Виды трения в сопряженных деталях двигателя Трение движения – сопротивление, возникающее при относительном (вращательном, возвратно-поступательном) перемещении деталей. Т – сила трения, Н; Р – нормальная сила, Н; v – окружная скорость, м/с; h сл – минимальная толщина масляного слоя, м; h вк, h ш – высота шероховатостей поверхности вкладыша и шейки вала, м Сухое трение Жидкостное трение
Слайд 5: Образование «масляного клина»
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 5 Образование «масляного клина» Р – давление масла в смазочной системе, МПа ; d – диаметр шейки вала, м; ω – угловая скорость, с -1 ; h min, h max – минимальная и максимальная толщина масляного слоя, м
Слайд 6: Типы смазочных систем
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 6 Типы смазочных систем По способу подвода смазки к трущимся поверхностям: Под давлением Разбрызгиванием Самотеком Комбинированные По размещению резервуара для масла: С мокрым картером С сухим картером
Слайд 7: Системы смазки с сухим (рис.а) и мокрым картером (рис.б)
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 7 Системы смазки с сухим (рис.а) и мокрым картером (рис.б) 1 – емкость для масла (бак); 2 – масляный фильтр; 3 – поддон картера; 4 – отсасывающий масляный насос; 5 – масляный насос; 6 – масляный радиатор а) б)
Слайд 8: Схема смазочной системы двигателя ВАЗ-2123
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 8 Схема смазочной системы двигателя ВАЗ-2123 1 – насос; 2 – РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН; 3 – МАСЛЯНЫЙ фильтр; 4 – манометр; 5 – ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН; 6 – заливная горловина; 7– МАСЛЯНЫЙ поддон ; 8 – щуп; 9 – ГЛАВНАЯ МАСЛЯНАЯ МАГИСТРАЛЬ. 9
Слайд 9: Смазочная система двигателя ВАЗ-2123
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 9 Смазочная система двигателя ВАЗ-2123 1, 2, 7…10, 14…16 – масляные каналы 4 – фильтр 6 – насос 11 – привод насоса 12 – распредвал 17 – магистраль 18 – датчик
Слайд 10: Смазочная система двигателя СМД-18Н
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 10 Смазочная система двигателя СМД-18Н 1 – поддон; 2 – насос; 3, 5, 9 – клапаны; 6 – радиатор; 7 – ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ фильтр ; 10 – манометр; 11 – ось коромысел; 12 – распредвал ; 13 – ГЛАВНАЯ магистраль; 14 – коленвал.
Слайд 11: Масляный насос ДВУХСЕКЦИОННЫЙ
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 11 Масляный насос ДВУХСЕКЦИОННЫЙ 1, 4 – ведущие шестерни; 2 – проставка ; 3 – ведущий вал; 5, 6 – ведомые шестерни; 7 – нагнетательный канал; 8 – сетка маслоприемника; 9 – маслоприемник; 10 – редукционный клапан; 11 – РЕГУЛИРУЕМАЯ ПРУЖИНА.
Слайд 12: Объемно-адсорбирующий масляный фильтр
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 12 Объемно-адсорбирующий масляный фильтр 1 – корпус; 2 – фильтрующий элемент; 3 – перепускной клапан; 4 – противодренажный клапан; 5 – сливной клапан
Слайд 13: Центробежный масляный фильтр (масляная центрифуга)
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 13 Центробежный масляный фильтр (масляная центрифуга) 1 – жиклер; 3 – ротор; 4, 9 – ось; 5, 10 – маслозаборная и маслоотводящая трубки; 6 – маслоподводящий канал; 7 – остов ротора; 8 – насадка; 10 – МАСЛООТВОДЯЩИЙ КАНАЛ ; 11 – корпус.
Слайд 15: Схема открытой системы вентиляции картера
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 15 Схема открытой системы вентиляции картера 1 – патрубок; 2 – воздушный фильтр; 3 – штора фильтра; 4 – отражатели; 5 – вытяжная труба ; 6 – поддон картера.
Слайд 16: Схема закрытой системы вентиляции картера
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 16 Схема закрытой системы вентиляции картера 1, 2, 5 – вытяжные шланги; 3 – карбюратор; 4 – воздушный фильтр; 6, 7 – сетка и корпус маслоотделителя.
Слайд 21: Возможные неисправности смазочной системы и их признаки
22.01.2012 Устройство и работа смазочной системы 21 Возможные неисправности смазочной системы и их признаки Неисправности: утечка масла нарушение циркуляции масла по системе загрязнение системы износы трущихся поверхностей деталей Признаки: падение уровня масла в системе понижение давления масла повышение температуры масла
Последний слайд презентации: Устройство и работа смазочной системы
Контрольные вопросы Объясните назначение смазочной системы двигателя и основных ее элементов. По каким признакам классифицируется смазочная система? Объясните устройство масляного насоса и способы его привода. 4. Как осуществляется смазка деталей КШМ и ГРМ? 5. Объясните устройство и принцип работы центробежного фильтра очистки масла. 6. Какой фильтр называется полнопоточным ? 7. Назовите назначение и место установки редукционного и предохранительного клапанов. 8. Какое давление поддерживается в смазочных системах бензинового и дизельного двигателей? Объясните необходимость вентиляции картера и способы ее осуществления.