Первый слайд презентации: Воспитание как целевая функция педагога ДОД
Рожков Михаил Иосифович, главный научный сотрудник ВЦХТ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ mir-46@mail.ru
Слайд 2
« Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье ». В.А. Сухомлинский
Развитие личности - процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования в человеке, существенно влияющие на его социальное существование. Воспитание - педагогическое сопровождение развития человека, реализующего субъектную позицию, основанную на гуманистических, нравственных ценностях.
Слайд 4: Проблема цели воспитания
« Три вида целей: Идеальная Персонифицированная Процессуальная
Слайд 5: Идеальная цель воспитания
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитание человека, обладающего внутренней свободы, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно.
Слайд 6: Человек в поисках смысла
«Свобода это, прежде всего, свобода воли как взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе. Свобода воли противостоит судьбе, но находится у нее в зависимости, поскольку человек пользуется ей в пределах своей судьбы, благодаря свободе воздействует на судьбу» В. Франкл
Слайд 7: Потенциал дополнительного образования детей
приобретение социального опыта; освоение культурных норм и традиций ( инкультурация ) педагогическая поддержка реализации ребенком проектов саморазвития и достижения жизненных целей; создание условий для самореализации в деятельности и общении.; педагогическое сопровождение профессионального, социального и экзистенциального выбора; развитие одаренности.
Слайд 8: Ф ормирование социального опыта
- актуализация социальных проблем, которая предполагает комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем. - когнитивная функция, которая предполагает усвоение детьми достаточной информации для принятия решений в процессе своих отношений с людьми. - проективная функция предполагает разработку проектов решения той или иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ориентаций и экзистенциального выбора каждого человека.
Слайд 9: Жизненное самоопределение
Каждый человек делает в жизни три основных выбора: профессиональный, социальный и экзистенциальный. Профессиональный выбор предполагает выбор профессии или сферы будущей профессиональной деятельности и отвечает для ребенка на вопрос «Кем быть?». Социальный выбор предполагает выбор человеком своего социального окружения и основных принципов отношений с этим окружением и отвечает на вопрос «С кем быть?» Экзистенциальный выбор предполагает изменения в жизни человека, его многомерном мире и отвечает на вопросы «Каким быть? и «Как жить». Основу этих изменений составляет система ценностей и смыслов. Экзистенциальный выбор является магистральным и оказывает существенное влияние, как на профессиональный, так и на социальный выбор.
Слайд 10: Что такое субъектная позиция ребёнка?
Субъектная позиция подразумевает активную творческую деятельность, сознательность, целеполагание и осознавание самого себя, свободу, возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость, уникальность, неповторимость [Кон И.С.]. В процессе реализации субъектной позиции вырабатывается критическое мышление, заставляет серьёзно задуматься над сами собой и приводит к значительному развитию у детей самосознания, т.е. эмоционально-ценностному отношению к себе.
Слайд 11: Потенциал ДОД для развития субъектной позиции ребенка
формирование социальной компетентности как развитие основ социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире); развитие социальных способностей и социальной одаренности как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству); формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости; создание условий для личностного и профессионального самоопределения
Слайд 12: Р азвитие социальных способностей и одарённости
конструирование ситуаций жизнедеятельности, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации; оптимизация стиля взаимоотношений между педагогами, детьми и их лидерами; создание в учреждении дополнительного образования сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.
Слайд 13: Самореализация как фактор социального становления личности
Самореализация – это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Гордон Олпорт. Самореализация в каждом человеке заложена природой и является его наивысшим желанием развивать свои таланты и способности. А. Маслоу Успешность самореализации зависит о сочетания внутреннего стремления человека и внешних условий, позволяющих достигать поставленные цели. Переход от активности целеполагания к активности целеосуществления, от познания своего будущего к практике, переводу этого будущего в настоящее
Слайд 14: Поле самореализации
Поле самореализации – это совокупность разнообразных объектов и условий, позволяющих реализовать потребности и интересы ребенка, утвердить собственную значимость, достигнуть желаемого социального статуса сфера деятельности (освоение новых видов деятельности); сфера общения (новые связи и отношения); сфера самопознания (профессиональные и социальные пробы);
Слайд 15
Реальное поле самореализации предполагает достижение ребёнком реального результата на основе реализации своего потенциала Виртуальное поле самореализации создаёт иллюзию самоутверждения на основе новых коммуникативных возможностей
Слайд 16: Создание поля самореализации в учреждениях ДОД
конструирование ситуаций жизнедеятельности способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у детей оптимизация стиля взаимоотношений между детьми, детьми и педагогами создание обстановки сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.
Слайд 17: Путь к успеху –это всегда преодоление
«Сущность самовоспитания –уметь заставить себя. Это умение уходит тончайшими корнями в человеческую гордость: это мой труд, я узнал здесь, что такое пот и мозоли, но вышел победителем. Гордость немыслима без постижения того, что такое трудно. Если попытаться определить истинную мудрость воспитания, то она, по –моему, и заключается в том, чтобы человек, создавая себя в собственном труде, постигал красоту трудного» («Комсомольская правда», 1969 г) Сухомлинский В.А.
Слайд 18: Методы воспитания
Сущностная сфера Методы воспитания Методы саморазвития Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение Эмоциональная Внушение Самовнушение Мотивационная Стимулирование Мотивация Волевая Требование Упражнение Саморегуляции Коррекция Самокоррекция Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Социальные пробы Экзистенциальная Метод диллем Рефлексия