Первый слайд презентации: Что такое научно-исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе. В современных исследованиях исследовательская деятельность учащихся в школе рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.
Слайд 5: Задачи научно-исследовательской деятельности в школе, ориентированные на развитие личности:
Слайд 7: Виды научно-исследовательской деятельности в школе:
1. Исследовательский проект Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».
Слайд 8: 2. Творческий проект
Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, художественное ателье.
Слайд 9: 3.Ролево- игровой проект
Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3 — 4 учеников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик ).
Слайд 10: 4. Информационный проект
Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть статья или презентация проектной деятельности учащихся.
Слайд 11: 5. Предметно-ориентированный проект
Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик»
Слайд 12: Выбор темы исследовательской проектной деятельности в школе
Важно, чтобы ученик самостоятельно выбрал интересующую его тематику и определил, какие учебные дисциплины будут затронуты им в ходе исследований. В противном случае, пропадет желание ответственно подходить к выполнению задания и добиваться хороших результатов. Тема должна быть уникальной, необычной и простой, доступной для восприятия. Кроме того, если учитель знает, что именно интересно отдельно взятому ученику, то он может помочь ему определиться с темой, либо дать готовое задание. Но лучше, если ученик примет решение самостоятельно. Для подбора интересных тем для исследовательской проектной деятельности можно воспользоваться учебником. Просмотреть изучаемый материал и выбрать привлекательную для исследования область. В некоторых учебных пособиях темы проектов уже представлены, что немного облегчает задание. Возможно, ученик захочет предложить направление, которое не затрагивается в процессе обучения (свободная тема).
Слайд 14: Презентация научно-исследовательской работы
Самым важным этапом является презентация исследовательской работы. Учащийся демонстрирует всем результаты проделанной исследовательской работы. Защита работы должна быть интересной и запоминающейся.
Слайд 15: Во время презентации ученик должен продемонстрировать:
Понимание основной проблемы проекта; Сформулированные цели и задачи проекта; Пути решения, предложенные им; Анализ успешности каждого решения; Умение четко, грамотно и логично излагать мысли; Умение анализировать собственную деятельность; Делать самоанализ всей проведенной работы.
Слайд 16
В завершение необходимо обсудить с учениками успехи и неудачи, проанализировать недостатки и поговорить о том, как сделать следующую работу гораздо лучше. Конечно же, акцент нужно делать на положительных сторонах осуществления исследовательской деятельности, а также непременно нужно похвалить каждого ученика за проделанную им работу, ведь именно это может повысить интерес к учебе. Работа над проектом благоприятно скажется на познавательных способностях учеников, научит их самостоятельно находить нужную информацию и, конечно, обрабатывать ее.
Последний слайд презентации: Что такое научно-исследовательская деятельность?: Научно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность положительно оценивается и педагогами, и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике. к