Естествознание как наука — презентация
logo
Естествознание как наука
  • Естествознание как наука
  • Определение
  • Естествознание включает:
  • Предмет и цели естествознания
  • Предмет и цели естествознания
  • Закономерности естествознания
  • Естествознание, в конечном счете, пытается решить так называемые «мировые загадки», сформулированные еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г.Дюбуа-Реймоном.,
  • Задача естествознания
  • Наука. Научный метод.
  • Функции науки:
  • Критерии научности знаний
  • Классификация научных теорий
  • Классификация научных теорий
  • Классификация научных теорий
  • Проверка истинности научных теорий.
  • Проверка истинности научных теорий.
  • Методы научных исследований.
  • По сфере использования метода:
  • По сфере использования метода:
  • Этические нормы науки.
  • Современное естествознание
1/21

Первый слайд презентации: Естествознание как наука

Лекция №1

Изображение слайда

Слайд 2: Определение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из областей научного знания о природе, обществе, мышлении.

Изображение слайда

такие науки как биология физика химия астрономия география экология и д.р.

Изображение слайда

Предмет Естествознания – различные формы движения материи в природе: Их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; Их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; Основные формы всякого бытия - пространство и время; Закономерная связь явлений природы (формы движения, их субстрата и структуры)

Изображение слайда

Цели естествознания: Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Познание истины (законов природы, содействие их практическому использованию - конечная цель Естествознания)!

Изображение слайда

Слайд 6: Закономерности естествознания

Содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер; Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами). Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возрастами к пройденному (в т.ч. Исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития – движение по спирали.

Изображение слайда

Слайд 7: Естествознание, в конечном счете, пытается решить так называемые «мировые загадки», сформулированные еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г.Дюбуа-Реймоном., две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии:

Изображение слайда

Слайд 8: Задача естествознания

Познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создаётся в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Изображение слайда

Слайд 9: Наука. Научный метод

Функции науки: Описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности (описание новых видов животных); Систематизирующая – распределение описанных объектов действительности по классам и разделам (систематика животных); Объяснительная – систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития (морфология, анатомия, физиология, экология и эволюция животных);

Изображение слайда

Слайд 10: Функции науки:

Производственно-практическая – возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении (хозяйственное использование животных – одомашнивание, охота, борьба с вредителями); Прогностическая – предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, рекомендации на будущее; Мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.

Изображение слайда

Слайд 11: Критерии научности знаний

Наука – это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний. Постижение истины ради самой истины, т.е. теоретичность. Если наука направлена только на решение практических задач, то она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Рациональный характер научного знания. Научные знания – это продукт деятельности разума человека. Т.е. приоритет должен отдаваться разуму, а не интуиции или какому-то сверхчувству. Системность знаний. Научные знания представляют собой стройные, логически обоснованные системы: в них есть исходные принципы, фундаментальные понятия и знания, выводимые из этих принципов и понятий.

Изображение слайда

Слайд 12: Классификация научных теорий

Описательные (эмпирические) теории. Это теории, которые на основании многочисленных опытных данных описывают определенную группу объектов и явлений. На основании этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые и становятся базой теории. Такие теории формулируются на обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. Большинство описательных теорий носят качественный характер. Эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова и т.п.

Изображение слайда

Слайд 13: Классификация научных теорий

Математизированные научные теории. Для построения теории используется математическая модель, которая показывает идеальный объект, замещающий и представляющий реальный объект. В таких теориях обычно имеется несколько базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике. Теории из области теоретической физики.

Изображение слайда

Слайд 14: Классификация научных теорий

Дедуктивные теоретические системы. В начале такой теории формулируется ее теоретическая основа, затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все доказательства теории строятся в соответствии с логикой. Дедуктивные теории строятся обычно на каких-то особых формальных языках. Геометрия Евклида.

Изображение слайда

Слайд 15: Проверка истинности научных теорий

Принцип верификации. Какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно эмпирически проверяемо. Конечно, не всегда понятия теории, возможно, проверить на практике. В этом случае используется косвенная верификация. Например, обнаружить на практике гипотетическую частицу кварк в настоящее время невозможно. Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать экспериментально.

Изображение слайда

Слайд 16: Проверка истинности научных теорий

Принцип фальсификации. Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, т.е. опровержимость, т.е. только то знание, которое в принципе опровержимо, может претендовать на звание «научного». Принцип фальсификации лишает любое знание законченности, абсолютности, неизменности. Но именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах. Принцип рациональности. В природе существуют достоверные, закономерные и доступные разуму причинные связи. Только научное знание строится на рациональном принципе.

Изображение слайда

Слайд 17: Методы научных исследований

Изображение слайда

Слайд 18: По сфере использования метода:

Всеобщие - применяются в науке и во всех областях человеческой деятельности. Общенаучные - применяются во всех областях науки. Чувственно – рациональные методы. а) Наблюдение: Непосредственное (информация поступает от объекта к субъекту напрямую); Опосредованное (информация поступает от других источников → необходима проверка соответствия). б) Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе— метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы установления причинных связей между феноменами В любом естественнонаучном эксперименте выделяют такие этапы: - подготовительный этап; - этап сбора экспериментальных данных; - этап обработки результатов. Для повышения достоверности полученных результатов эксперимента необходимы: - многократная повторность измерений; - совершенствование технических средств и приборов; - строгий учет факторов, влияющих на исследуемый объект; - четкое планирование эксперимента, позволяющее учесть специфику исследуемого объекта. в) Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Моделью может быть не только устройство, но и любой образ (мысленный или условный – чертеж). Частный случай моделирования – реконструкция– восстановление первоначального облика объекта по его остаткам или описаниям (динозавры).

Изображение слайда

Слайд 19: По сфере использования метода:

Математические методы. а) Измерение (прямое и косвенное). б) Вычисления (большое значение в науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов). в) Геометрические построения – используются в случае, когда непосредственное изучение затруднено (модель системы спасения при крушении самолета).

Изображение слайда

Слайд 20: Этические нормы науки

1. Социальная ответственность ученого; 2. Стремление обогатить науку новыми результатами; 3. Бескорыстный поиск; 4. Добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений; 5. Отстаивание истины; 6. Открытость вопросов для обсуждения и научной критики; 7. Свобода научного творчества.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Естествознание как наука: Современное естествознание

Можно выделить 3 главных направления современного естествознания: Изучение очень «большого мира» – им занимается космология. Изучение очень «малого мира» – им занимается физика. Изучение очень «сложного мира» – им занимается биология.

Изображение слайда

Похожие презентации