Первый слайд презентации: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ
Слайд 4
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Слайд 5: Существует 3 кита мотивации
КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать» КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Слайд 7: Уровни учебной мотивации
Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования; Высокий –обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью; Нормальный – положительное отношение к ОУ, но ОУ привлекает таких детей вне учебной деятельностью; Сниженный – посещают ОУ неохотно, допускают пропуски занятий; Очень низкий – негативное отношение к ОУ, образовательная дезадаптация.
Слайд 8: Источники учебной мотивации:
Интерес к информации; Интерес к способу действия; Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем; Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации; Потребность в самопознании и (или) самовоспитании; Актуализация творческой позиции; Осознание значимости происходящего для себя и других; Потребность в социальном признании; Избегание наказания; Получение материальных выгод и преимуществ
Слайд 10
Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
Слайд 13
Причинами снижения мотивации, зависящими от преподавателя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку обучающихся; не владение преподавателем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействия обучающихся друг с другом; особенности личности преподавателя.
Слайд 14
Причинами снижения мотивации, зависящими от обучающегося, являются: низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний; не сложившиеся отношения с классом; задержки развития, аномальное развитие.
Слайд 15
Что дает высокая мотивация учения обучающемуся? чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи; повышение собственной значимости; признание преподавателей и сверстников; развитие творческих способностей; гордость собой и своими успехами; статус успешного человека.
Слайд 16
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у обучающихся будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход.
Последний слайд презентации: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Выводы: 1. мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2. через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3. через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4. через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.